Конспект урока на тему «Нужно ли заниматься спортом?»


Урок развития речи

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему:
«Нужно ли заниматься спортом?»

Цель: обучение написанию сочинения – рассуждения по спортивной тематике.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями рассуждения; учить составлять план текста – рассуждения, речевое высказывание, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка, выражать свои чувства;

  • развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

  • воспитывать любовь к спортивному образу жизни

Оборудование: мультимедийная презентация, приложения, черновики.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.


Прозвенел уже звонок —
Начинается урок.

А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.


2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Цель: активизировать опорные знания, целеполагание.


СЛАЙД 2.


Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения.

Прочитайте предложение и скажите, с чем связаны эти строки? Чему будет посвящено ваше сочинение?


(Дети высказывают своё мнение)


— 2014 год. Чем знаменит он для всей России и Кубани?

(год Олимпийских игр в Сочи. С 7 февраля по 23 февраля проходили

XXII Олимпийские зимние игры).

— Что вы можете рассказать об Олимпиаде – 2014 года, её спортсменах?

(Дети рассказывают о победителях и призёрах олимпиады 2014г.)

— Сегодня, наверное, уже очень мало людей, которые бы оставались равнодушными к спорту. Все понимают роль спорта. Приобщаются к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизора, болея за любимые команды футболистов, хоккеистов и т.д. Другие занимаются различными видами спорта по-настоящему, чтобы достичь поставленной цели.


— Мы сегодня поговорим о спорте, и напишем сочинение-рассуждение, в котором вы расскажете о том, зачем, по вашему мнению нужно им заниматься.

3. Повторение пройденного о типах речи.
 
Цель: закрепить знания учащихся об особенностях текста и типов речи.


— Вспомним, что такое текст? Тема? Основная мысль?

Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)


 
О чём говорится в тексте — описании?
(В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о ПРИЗНА КАХ предмета или

явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно

поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)


 
Что вы знаете о тексте — повествовании?
 (В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях,

о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому

типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНА ЧАЛА,

ПОТОМ и в КОН ЦЕ?)


Что такое текст — рассуждение? 
(В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось,

произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые

составляют текст-рассуждение).


СЛАЙД 3 -4

— Какому типу текстов соответствует каждая из представленных в таблице схем?

Чем отличается сочинение-рассуждение от других типов речи? (основная часть — это доказательство).

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Превратить спор в дискуссию. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. А как вы понимаете лексическое значение слов: спорт и дискуссия?

(Заранее подготовленные ученики объясняют значение этих слов, используя словарь Ожегова)


СЛАЙД 5

Работа со словарём.

СПОР – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

ДИСКУССИЯ – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

— Сегодня мы будем учиться рассуждать при написании сочинения.

Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится текст — рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. А венцом нашего урока должно стать созданное вами сочинение-рассуждение.


4. Введение в тему.

Недавно произошёл такой разговор между девочками.


Инсценировка

Маша, пойдём поиграем в баскетбол.
– Да ну! Я лучше за компьютером посижу.
– А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный.
– Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.
– Ну, как хочешь.


— Что вы услышали? (диалог)

— Сколько точек зрения присутствует в диалоге? (две)

— Могут ли точки зрения не совпадать по какому – либо вопросу? (да) Главное, уметь доказать свою точку зрения.

5. «Открытие » нового знания

  1. Построение рассуждения.


Обратимся к Приложению 1.

— Прочитайте текст письма Володи из газеты «Диагональ», определите тип речи, тему, основную мысль.

ПИСЬМО ВОЛОДИ

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово. Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не играть с мячом.

Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным. Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет. Я думаю, что без спорта нельзя. Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Я люблю спорт, потому что он закаляет человека физически и духовно.


— Поработаем с композицией этого рассуждения.


СЛАЙД 6


— Перед вами схема текста – рассуждения.

— Найдите и прочитайте вслух:

1) вступление (тезис, который выдвигает автор текста);

2) основную часть (доказательства, приводимые в тексте).

Какой вывод делает автор?

Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.


2). Лексико-орфографическая работа.

— Какие виды спорта известны вам? Кто назовет больше всех?

(Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание…)

— А чем любите заниматься вы? Расскажите о своем любимом виде спорта.

(Учащиеся рассказывают о любимых видах спорта.)


— Проведём подготовительную работу:

Приложение 2

(по рабочим материалам, которые есть на каждой парте).


СЛАЙД 7 — 9

1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Составьте словосочетания.

Занимат_ся (чем?) спортом.
Уча_твовать 
(в чём?) 
Сор_внования 
(какие?) 
Тр_нироваться 
(где?) …
Доб_ваться победы 
(как?) …
Уст_навливать 
(что?) …
Пр_игрывать 
(кому?) …


СЛАЙД 10 — 11

2. Расставьте предложения, соответствую плану: (работа в парах)

1. Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.
2. Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку.
3. Спорт – это радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.
4. Ребята! Занимайтесь спортом, и все в вашей жизни изменится.


СЛАЙД 12
3. Отредактируйте предложения.


1. Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.
2. Хорошо пробежаться
зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.
3. Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть
телик.
4. Спорт помогает стать сильным,
добрым, жизнерадостным, умным.

4. Анализ сочинения.

Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Приложение 3

СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВО

Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая простуда не страшна.

Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается. Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.


(В сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то второй аргумент вводится словом  во-первых. Вывода нет, но, может быть, в таком коротком сочинении его писать не обязательно).

Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».


3). Подбор аргументов.


— По мнению Володи, спортом нужно заниматься потому, что он доставляет удовольствие. 
— Как еще можно доказать, что спорт необходим?
— Какие аргументы в пользу спорта можно ещё сказать?

1. Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют.

2. Спорт помогает объединению людей, укрепляет мир и дружбу между народами.

3. Спорт помогает стать сильным, ловким.

4. Спорт – это хороший досуг, развлечение; он укрепляет мир и дружбу между народами.

Это и будут основные доказательства (аргументы) нашего сочинения.

Вместе составим план сочинения и запишем его на черновике.


СЛАЙД 13

4). Речевое оформление рассуждения.

У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.

Обратите внимание на схему текста — рассуждения.

  • Что должно быть в пункте I?

  • О чём надо рассказать во вступлении?

  • Какой тип речи будет во вступлении?

  • Как строится повествование?

Приложение 4.


Средства связи частей рассуждения

I. Тезис.

Докажем это.
Это можно доказать так…
Почему. И вот почему.
Это объясняется следующим.

II. Доказательство.

1. Во-первых, … Например, …
2. Во-вторых, … К примеру, …
3. В — третьих, … Допустим, …

III. Вывод.

Итак, …
Обобщу всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, …


— Пришло время вам проявить свои творческие способности. Сейчас вы будете писать сочинение – рассуждение. Используйте памятки и приложения для своей работы. Удачи.

(Записывается в тетради число, тема сочинения)

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 14 (Этапы работы)

6. Написание сочинения-рассуждения

7. Чтение сочинений

8. Итог. Рефлексия.

1. – Удалось ли реализовать цели урока?
– Какие два этапа можно было выделить на уроке?

(1-й – конкретные советы по работе над сочинением-рассуждением.

2-й – размышления о том, как мы сами должны заботиться о своем здоровье).

– Хочу вас вернуть к вопросам, прозвучавшим в начале урока и к эпиграфу: Как мы должны сами заботиться о своем здоровье?

(Учитель читает эпиграф: Как вы понимаете слова академика?)


– Обратите внимание, чтобы ваше сочинение не распалось на отдельные фрагменты-кубики, и чтобы другому человеку было интересно его читать.

2. Резюме урока.


СЛАЙД 15

Придумайте синквейн со словом «здоровье»
Здоровье
Крепкое, сибирское
Закаляться, упражняться, заниматься,
Здоровый образ жизни
Спорт.

3. Оцените себя

+ хорошо работал
+ – был пассивным
– плохо работал

4. С какими заданиями на уроке вы легко справлялись? Над чем предстоит еще поработать?

5. Домашнее задание: Обсудите в кругу семьи тему здоровья. Как ваши родители к ней относятся. Считают ли они ее важной. Напишите сочинение в чистовике. Обратите внимание на правильность написания.
Всем спасибо за наш урок. Всего вам хорошего. Будьте здоровы.


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: