МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ


Э.В. Литвинов, С.И. Логинов

МОУ СОШ №29 г. Сургут

ГБОУ ВПО Сургутский государственный университет

ХМАО-Югры, г. Сургут


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ


«Режим здоровья – это определенный образ жизни человека, способствующий восстановлению, поддержанию и развитию резервов. Можно наметить такие его черты: разумное ограничение питания, физическая нагрузка, сдержанное отно-шение к недомоганиям»

Н. Амосов


В настоящее время многие дети школьного возраста имеют избыточный вес и находятся в пограничном состоянии между ожирением и нормальным развитием. По умолчанию их относят к основной группе здоровья. Большинство этих учащихся ведет малоподвижный образ жизни, не занимается спортом, не имеет желания делать утреннюю гимнастику, мало бывает на свежем воздухе и много времени проводит за компьютером (С.И. Логинов, 2010). Показано, что у склонных к полноте детей в детском саду и в начальной школе отставание в физическом развитии от детей с нормальной массой тела почти незаметно, то с возрастом это отставание становится более заметным и к 5-6 классу моторная зрелость полных детей обычно задерживается на 1,5-2 года (Е.Р. Слободская, 2008). Уроки физической культуры и подвижные перемены могут и должны стимулировать двигательную активность школьников с избыточным весом в большей степени, чем учащихся с нормальной массой тела. На самом деле все строго наоборот – дети, привыкшие сидеть дома у компьютера, делают то же самое и в школе. Они не расстаются с сотовым телефоном, планшетом и никакие подвижные перемены (тем более уроки физической культуры) им не интересны.

В 83,7 % случаев ожирение в детском и подростковом возрасте не связанно с нарушением работы эндокринной системы организма. Это, так называемое, поведенческое ожирение I и II степени, при котором имеет место превышение веса на 15-50 % от нормы в соотношении с ростом. Основными причинами возникновения избыточного веса являются малоподвижный стиль жизни и нерациональное питание (так называемый «фастфуд» – сладкая газировка, чипсы, бургеры и прочие продукты быстрого приготовления с усилителем вкуса) (автор, год).

Следует отметить, что ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития. В дальнейшем может развиться гипометаболический синдром, существенно снижающий качество жизни (А.А. Новик, Т.И. Ионова, 2008). Одним из основных факторов риска возникновения сердечнососудистых заболеваний у взрослых является избыточный вес. Детское ожирение часто приводит впоследствии к сахарному диабету, раннему атеросклерозу и другим серьезным нарушениям здоровья. Основные трудности лечения ожирения I-II степени у школьников заключаются в том, что родители долгое время ошибочно считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья. Такие дети надолго выпадают из поля зрения врачей. На прием, как правило, приходят подростки с III-IV степенью ожирения, но и в этих случаях основными причинами обращения к врачу являются жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, боли в области сердца, живота, но не на избыточный вес (Е.А. Одуд, А.В. Тимофеев, 2012). У младших школьников тучность вызвана в одинаковой мере двумя факторами: недостаточной подвижностью и избыточным питанием.

Изучение двигательного режима школьников показало, что около 80 % учащихся, имеющих избыточный вес, ограничивались физическими упражнениями на уроках в школе и только 20-25 % дополнительно занимались в различных спортивных секциях. Однако эти занятия не были постоянными и часто прерывались в связи с болезнями. Кроме того, по данным специального опроса, в 70 % случаев тучные дети дополнительно занимались музыкой, посещали различные кружки, изучали иностранный язык. В режиме школьников с избыточным весом отсутствовали утренняя гимнастика, закаливающие процедуры. Игры и упражнения на свежем воздухе проводились от случая к случаю. В семьях учащихся начальных классов утреннюю гимнастику либо не делал никто из членов семьи, либо делал только отец, не привлекая к этому ребенка. Как правило, занятия спортом и оздоровительной физкультурой в таких семьях не практиковались (авторы, год).

Таким образом, из всех форм физического воспитания у младших школьников с избыточным весом используется только урок физической культуры в школе, то есть суточный объем движений явно низок. Рассчитывать же на компенсацию недостатка движений за счет спонтанной двигательной активности не приходится, так как у этих детей уже выработалась привычка к малоподвижному образу жизни, тихим играм с себе подобными сверстниками. Даже у здоровых, правильно развивающихся детей только спонтанная двигательная активность и уроки физической культуры в школе не могут обеспечить необходимого объема движений (автор, год).

В дальнейшем, в подростковом возрасте, ведущим фактором в прогрессировании патологического процесса ожирения следует считать малую двигательную активность.

Свободное время в большинстве случаев учащиеся проводят у компьютера. Так, ученики 1-4-х классов в 44-58 % случаев проводят время за компьютерными играми и общением в сети до 2-х часов в сутки, а учащиеся 5-9-х классов — более 3 часов. В Сургуте 39% девочек и 33% мальчиков младшего школьного возраста проводят за компьютером 2-3 часа. Большинство детей, в особенности девочек, не имеют мотивов и желания заниматься физическими упражнениями (тратить энергию на мышечную деятельность), кроме обязательных уроков физкультуры в школе. 50% мальчиков и 80% девочек испытывают затруднения, связанные с самоорганизацией регулярных занятий физическими упражнениями. Исследование показало, что 72% детей (62% мальчиков, 80% девочек) 8-14 лет находятся на первых трех стадиях мотивационной готовности и не занимаются регулярно физическими упражнениями. Только 38% мальчиков и 20% девочек ведут физически активный образ жизни и занимаются различными видами спорта и досуговой физической активности. (С.И. Логинов, 2007).

Ожирение, начавшееся в детские годы (если его вовремя не остановить), прогрессирует и проходит три фазы патологического процесса: неосложненную, переходную и осложненную.

Неосложненная фаза ожирения (I-II степень) в большинстве случаев встречается у мальчиков 9 лет и у девочек 9-11 лет.

Анализ успеваемости по программе «физическая культура» показал, что в этом возрасте школьники еще справляются со всеми требованиями, предъявляемыми программой, и имеют оценку «4» и «5». Начиная с 12-13 лет, школьники с начальными степенями ожирения начинают резко отставать в развитии выносливости, быстроты и силы. В частности, они не справляются с упражнениями на снарядах, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Им не удаются прыжки в высоту, скоростной бег. Это может быть объяснено прогрессированием скрытого патологического процесса — нарушений со стороны сердечнососудистой системы, нарушения обмена веществ.

Одним из основных методов борьбы с ожирения у детей является увеличение энерготрат посредством повышения интенсивности двигательного режима. Необходимо отметить, что, обсуждая вопросы борьбы с ожирением, мы имеем в виду только начальные его формы, когда нет серьезных нарушений эндокринной и других систем организма, требующих специального лечения.

Лечение ожирения, даже начальных его степеней, — длительный процесс, который должен проводиться в привычных для ребенка условиях (в школе, дома). Специалистами доказано, что физические нагрузки играют большую роль в лечении ожирения, чем снижение калорийности пищевой культуры. (В.?. Велитченко, год).

Специальный опрос школьников средних и старших классов с избыточным весом показал, что многие из них едят не больше, чем их сверстники. Однако при дальнейших расспросах выяснялось, что в предыдущие годы их перекармливали. Теперь даже на уроках физической культуры тучные дети, как мальчики, так и девочки, под любым предлогом стараются уклониться от выполнения многих упражнений или сделать упражнение меньшее количество раз, отказывались от попыток выполнения упражнений на результат. Оценка двигательной активности на уроках физической культуры у детей с избыточным весом (при измерении шагомером.) показала, что до 4-го класса такие школьники имели средний уровень движений за урок (только в единичных случаях низкий) по сравнению с детьми с нормальным весом. С 5-го по 8-й класс показатели двигательной активности, как у мальчиков, так и у девочек с избыточным весом были только низкими (автор, год).

Преподаватель физической культуры имеет повседневный контакт с учащимися и возможность оказывать на них влияние за счет интенсивного общения, наличия эффективной обратной связи, особой эмоциональности. Чем более осознанно учитель относится к воспитательной составляющей своего общения с учащимися, тем эффективнее может быть воспитательное воздействие. Этим нужно умело пользоваться, особенно в отношении с «закомплексованными» учащимися. Прежде всего, учитель должен «заманить» таких учащихся в спортивный зал, заинтересовать их, стимулировать их активную деятельность и всячески поощрять любое, даже малейшее стремление к совершенствованию. На мотивационном этапе главной целью учителя является создание положительной атмосферы в коллективе, где обучаются учащиеся данной категории. На этом этапе необходимо давать учащимся проявлять свои способности. Так, например, учащемуся дается домашнее задание составить комплекс общеразвивающих упражнений и провести подготовительную часть урока. Или же принять контрольный норматив у своих товарищей (заведомо зная, что он с ним не справится, таким образом, освободив его от сдачи). Следующий этап – вовлечение учащихся в игровую деятельность, где они могут проявить свои лидерские качества и неосознанно получить большую физическую нагрузку. При этом, что немаловажно, отсутствуют четкие критерии регуляции интенсивности нагрузки – фактически все определяется личностными особенностями и технической подготовленностью без акцента на физические данные. В данном случае главенствующую роль играет правильный подбор подвижных игр. Определенную сложность при проведение игр представляет дозирование физической нагрузки, которая регулируется длительностью и интенсивностью игры, размерами площадки, количеством игроков в команде, интервалами отдыха, правилами игры. В данном случае предлагается использование игр по упрощенным правилам с включением в них всего коллектива, но с возможностью учащимся самостоятельно регулировать собственную нагрузку. Эти игры можно включать как в подготовительную часть урока, так и в основную. В данном случае мы на некоторых уроках используем игру «салки» вместо бега. В основной части урока при совершенствовании ловли и передачи используем такие игры, как «перестрелка» и «пионербол», но не с одним мячом, а с двумя, тремя (мячи используются облегченные, нетравмоопасные). Эти игры являются универсальными и могут использоваться в любой возрастной группе, а самое главное дают большую физическую нагрузку и возможность проявить себя.

Таким образом, применительно к учащимся с избыточной массой тела сформированная потребность к регулярным занятиям с целью снижения веса, укрепления здоровья и гармоничного физического развития – самая важная цель работы педагога. Здоровый, активный и незакомплексованный ребенок с удовольствием познает мир, успешно обучается в школе.

Свежие документы:  План-конспект урока в 10 классе по физкультуре

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: