Мониторинг физического развития школьников


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кругловская основная общеобразовательная школа

имени А.М.Жданова


















Мониторинг физического развития школьников









Подготовил:

учитель физической культуры

Прокудин А.Н.














с. Круглое

Мониторинг уровня физического развития школьника


С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося Кругловской школы имени А.М. Жданова проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической подготовленности школьников, педагогом были внесены некоторые изменения в содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке. Она основана на достижении собственных результатов на своем уровне. В период проведения мониторинга каждый ребенок провел самооценку своей подготовленности, составил программу своего дальнейшего физического развития.

Таким образом, учитель попытался разрешить возникшее в его педагогической деятельности основное противоречие. Снижение интереса учащихся к предмету «Физическая культура», недостаточная учебно — материальная (спортивная) база школы, недостаточное финансирование и неподготовленность части обучаемых к регулярным занятиям физической культурой вследствие заниженной самооценки своих физических возможностей и способностей привели педагога к необходимости достижения качества образования по физической культуре.

Для разрешения данного вопроса педагогом были сформулированы задачи, включающие в себя следующее:

  • подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы;

  • ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному направлению, и его изучение;

  • разработка и апробирование новых методических приемов обучения;

  • разработка технологии по проведению мониторинга физического развития школьников;

  • применение на практике наиболее перспективных педагогических технологий обучения учащихся, в частности технологии разноуровневого обучения;

  • разработка «Карточки здоровья ребенка», включающая в себя наблюдение за уровнем физической подготовленности и физического развития учащихся.

При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:

  1. Научить учащихся определять свой уровень физической подготовленности в соответствии с учебной программой и образовательным стандартом.

  2. Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего роста и повышения уровня физической подготовленности.

  3. Определить влияние результатов «Карточки здоровья ребенка» на развитие осознанной мотивации к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям по повышению индивидуального уровня физической подготовленности.

  4. Вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с анализом полученных результатов мониторинга.

Исходя из поставленных учителем задач, следует сделать вывод: педагогу предстояло научить детей тому, что они никогда не делали – самостоятельно определять уровень своего физического развития и выбирать индивидуальную траекторию обучения на уроках физической культуры.

Как же на практике осуществляются намеченные задачи?

Как уже было отмечено,проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности ребенка через «Карту здоровья».

Основным результатом медосмотра является определение медицинской группы (основная, подготовительная, специальная). Данная таблица отражает индивидуальные особенности детей, динамику их физического развития и дает учителю возможность дифференцированно работать над повышением физической подготовленности учащихся





Результаты обследования состояния здоровья школьников



Учебный год

Всего учащихся

Основная группа, %

Подготовительная группа

Спецгруппа, %

Освобождённые от занятий ф/к

2009-2010

66

58

нет

8

нет

2010-2011

67

56

нет

11

нет

2011-2012

68

62

нет

6

нет





Сравнительные результаты уровня здоровья школьников





Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что наблюдается тенденция увеличения уровня физического здоровья: уменьшился процент учащихся, занимающихся в специальной группе.



Для определения уровня физической подготовленности учитель также широко использует тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с нормой.

По результатам тестирования, для успешного перехода на более высокий уровень физической подготовленности учитель предлагает каждому ученику перечень физических упражнений, с помощью которых педагог составляет индивидуальную программу для работы как на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим тестированием педагог отслеживает степень достижений учащегося. Даже незначительное улучшение показателей ребенка может быть оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению показателей физического развития.

Такая диагностика проводится учителем четыре раза в течение учебного года, что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддерживать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ, своевременно вносить определенные коррективы, решать проблемы личностноориентированного подхода к обучению школьников.

Достижению высоких результатов каждым учащимся, по утверждению педагога, способствует рабочая программа, составленная учителем при поддержки методистов , в основу которой положены Федеральный стандарт, авторская программа В.И. Ляха и внутришкольный образовательный стандарт. Учителем совместно с методистами проведена работа по корректировке содержания учебной программы, распределению учебного материала по четвертям, введению в режим дня школьников физкультурно-оздоровительных и других мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Научно-методическое обеспечение предмета отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам общеобразовательного учреждения.

Анализируя учебные достижения учащихся за последние три года, отмечаем положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения учащихся соответствуют государственному образовательному стандарту, качество обученности соответствует возможностям учащихся.

Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика успешности учащихся Кругловской школы


Результаты работы учителя физической культуры за три года

Учебный год

Предмет

Обучалось всего

«5»

«4»

«3»

«2»

%

успеваемости

Качество знаний

2009-2010

ФК

66

60

6

100

90

2010-2011

ФК

67

61

6

100

91

2011-2012

ФК

68

64

4

100

94


Приведенные выше результаты обученности школьников и уровни их физической подготовленности за последние три учебных года убеждают в том, что педагог выбрал верное направление своей деятельности и доказал состоятельность применяемых методических приемов обучения учащихся.

Диагностика физической подготовленности учащихся проводится учителем в течение учебного года 4 раза (сентябрь, декабрь, март, май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддержать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ обучения, а также своевременно вносить определенные коррективы в реализацию индивидуальной двигательной активности физического здоровья учащихся, то есть позволяет решить проблему личностно ориентированного подхода.

Педагог делает сводные протоколы по классам, определяя физические показатели юношей и девушек отдельно. Такие наглядные материалы учитель использует для информации и анализа на заседаниях педагогического совета школы и на родительских собраниях. Результаты тестирования используются при разработке учебного плана, содержания домашних заданий, а также рекомендаций для внеклассных занятий (учащимся с высоким уровнем физической подготовленности – в спортивных секциях, со средним или низким уровнем – в группах ОФП).

По результатам проведенного мониторинга педагог определяет уровень физической подготовленности учащихся.

Особый интерес в работе вызывает проведение тестов для определения уровня физической подготовленности школьника через выполнение заданий. Например, выполнение тестов на развитие физических способностей:

  • скоростные (бег 30 м., с.);

  • координационные (челночный бег 3х10 м., с.);

  • скоростно-силовые (прыжок в длину с места, см.);

  • выносливость (6-ти минутный бег, м.);

  • гибкость (наклон вперед из положения сидя, см.);

  • силовые (подтягивание на перекладине, поднимание туловища лежа на спине, поднимание туловища лежа на животе, количество раз).

Результаты таких тестов учащиеся заносят самостоятельно в «Карточку здоровья».

По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности учащегося» школьники, используя цветовую гамму, определяют лично свой уровень подготовленности. Следует различать три уровня:

1-ый – высокий

2-ой – средний

3-ий – низкий

Приведем для большей убедительности некоторые результаты мониторинга:





Сила

1 – 4 кл

Год

Количество

Высокий

Средний

Низкий

2009 — 2010

23

8

7

8

2010 — 2011

21

8

6

7

2011 — 2012

23

9

8

6











5 – 9 кл.

Год

Количество

Высокий

Средний

Низкий

2009 — 10

43

13

17

13

2010 — 11

46

16

18

12

2011 — 12

45

17

18

10









Ловкость

1 – 4 кл

Год

Количество

Высокий

Средний

Низкий

2009 – 10

23

8

8

7

2010 — 11

21

9

6

6

2011 — 12

23

11

6

6







5 – 9 кл

Год

Количество

Высокий

Средний

Низкий

2009 – 10

43

14

16

13

2010 — 11

46

14

20

12

2011 — 12

45

15

20

10

















Быстрота

1 – 4 кл

Год

Количество

Высокий

Средний

Низкий

2009 — 10

23

11

9

3

2010 — 11

21

10

10

4

2011 — 12

23

12

9

2



5 – 9 кл

Год

Количество

Высокий

Средний

Низкий

2009 — 10

43

12

18

13

2010 — 11

46

16

17

13

2011 — 12

45

18

17

10










Гибкость




1 – 4 кл

Год

Количество

Высокий

Средний

Низкий

2009 — 10

23

7

8

8

2010- 11

21

7

7

7

2011 — 12

23

8

8

7





5 – 9 кл

Год

Количество

Высокий

Средний

Низкий

2009 -10

43

13

15

15

2010 — 11

46

14

17

15

2011 — 12

45

15

16

15




Результаты подобного тестирования учащихся позволяют создать им собственные ситуации успеха или неуспеха. Сравнивая результаты, ребенок начинает понимать, что он представляет собой сейчас и каким он хотел бы стать в будущем. А это и есть ничто иное, как мотивация к учению, преодоление трудностей и удовлетворение от достигнутых результатов.

    Анализ проведенных измерений показал положительную динамику в физическом развитии и физической подготовленности учащихся. Повысился процент учащихся — с нормальной массой тела, здоровых детей с нормальным физическим развитием, учащихся, выполняющих нормативы. Понизился процент детей со значительным отклонением в физическом развитии. Повысился процент уровня физической подготовленности учащихся.

   Благодаря работе, проведенной в школе,  по оздоровлению учащихся:

— проведение ежедневной утренней зарядки;

-Дней Здоровья;

-проведение физкультминуток и физкультпауз на уроках в начальной и средней школе;

-дополнительных занятий в спортивных секциях;

— проведения подвижных игр в группах продленного дня;

— привлечение тренеров ДЮСШ для проведения занятий в школьных    спортивных секциях дали положительный результат.

  По результатам фактических измерений и расчетов для каждого учащегося в мониторинге отслеживается динамика качественных и количественных характеристик.
















Свежие документы:  Словарик нестандартных уроков литературы

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: