Оценка физического здоровья школьников
Н.М. Лимина
В течение многих лет спортивно-массовая работа в лицее проводится под девизом «За здоровый образ жизни». С этой целью в лицее созданы и постоянно совершенствуются условия, необходимые для сохранения здоровья детей и подростков:
в каждом здании – медицинские кабинеты;
работает «Центр здоровья»;
наличие спортивной площадки, стадиона, трех спортивных залов;
два хореографических зала для занятий танцами
три кабинета психолого-социальной службы, один кабинет логопеда;
две столовые и два буфета для организации питания;
обеспеченность медицинским персоналом;
обеспеченность кадрами учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования для занятий спортом, педагогов для занятий адаптивной физической культурой;
осуществление регулярного контроля за состоянием здоровья учащихся, проведение профилактических прививок и диспансеризации;
обеспеченность кадрами службы сопровождения образовательного процесса (два социальных педагога, два педагога-психолога, логопед, валеолог).
В октябре 2008 года завершилась модернизация стадиона на Перевозном, 19, в 2013 году на Таллинской,26 по программе губернатора СПб «Мой первый школьный стадион». Сегодня стадионы превратился в центр спортивной работы в микрорайоне. На стадионе занимаются секции ОДОД, ДЮСШ Красногвардейского района, проводятся уроки, прогулки воспитанников групп продленного дня. После 20.00 стадион отдан жителям микрорайона.
Важное значение, которое придается физической культуре и спорту, требует глубоких знаний совершенствования средств и методов физического воспитания и спорта, особенно подрастающего поколения. Ведь через школу и спортивные секции проходят каждый. На уроках физической культуры и в спортивных секциях можно научиться не только умениям и навыкам правильно двигаться и выполнять набор упражнений, но и овладеть знаниями по самоконтролю показателей здоровья.
Одной из задач, решаемых в спортивных секциях, является обеспечение оптимального развития основных физических качеств и сохранения здоровья учащихся. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание».
Мы стремимся, чтобы наши преподаватели спортивных секций и учителя физической культуры хорошо знали основные средства и методы развития двигательных способностей, а также способы организации занятий, чтобы определенную нагрузку получали дети различных групп здоровья. В этом случае можно точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом – других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в выбранном спорте.
В возрасте 6-7 лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста особенно важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким определением победителей. В этом возрасте дети наиболее способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целесообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера.
В возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания, с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и как его выполнять. Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется развитию быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости, подвижности в суставах.
В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы. При работе со спортсменами этого возраста педагогу рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических нагрузок и применяемых средств. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты.
В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конкретного определенного результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц. В 14-15 лет педагогу следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быстроты движений (особенно это относится к девочкам) С 15 лет целесообразно увеличивать объем упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств, скоростной выносливости.
С 18 лет педагог безо всяких ограничений может работать над развитием различных физических качеств, необходимых его воспитанникам для спортивного совершенствования; в этом возрасте организм и его системы заканчивают свое формирование и могут справляться с нагрузками, соответствующими уровню функциональной готовности учащихся.
Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей можно с помощью соответствующих контрольных упражнений (тестов), которые наши педагоги используют в своей работе.
Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:
бег на 30 или 100 м (оценка быстроты и скорости движении);
бег 3×10 м, прыжки через скакалку (оценка координационных способностей);
прыжок в длину с места (измерение динамической силы мышц нижних конечностей);
подъем туловища в сед. За 30 с. (измерение скоростно-силовой выносливости мышц-сгибателей туловища);
подтягивание на перекладине, отжимание, вис на перекладине (оценка силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса);
бег на 1000 м (определение общей и скоростной выносливости);
гибкость (наклон туловища вперед измеряет подвижность в тазобедренных суставах и эластичность мышц, активную гибкость позвоночника).
Учителя физической культуры разработали и обучили учащихся определять уровень физической кондиции, для этого они применяют разработки профессора Ю.Н.Вавилова с соавторами, которая позволяет самостоятельно управлять собственной физической подготовкой практически на всем протяжении жизни.
Оценка собственного уровня физической кондиции
Принятые обозначения:
Р — результат в соответствующих тестах;
НВП – норматив соответствующий , данному тесту, возрасту и полу; ( из табл. .1),
ОУФК — общий уровень, физической кондиции.
.
Отжимание в упоре лежа — 0 = (Р-НВП) : НВП.
Прыжки в длину с места — П = (Р — НВП) : НВП.
Поднимание туловища — С = (Р — НВП) : НВП.
Вис на перекладине — В = (Р — НВП) : НВП.
Наклоны туловища вперед — Н = (Р — НВП) : НВП.
Бег на 1000 м — Б = (НВП — Р) : НВП.
Итоговая формула: ОУФК = (0 + П + С + В + Н + Б):6.|
Оценка и обработка результатов
Ваши результаты
Р | НВП | Вычисленный показатель | |
О | | | |
П | | | |
С | | | |
В | | | |
Н | | | |
Б | | | |
Оценка ОУФК
Оценка | |
От 0,61 и выше | Супер |
От 0,21 до 0,60 | Отлично |
От 0,20 до -0,20 | Хорошо |
От-0,21 до-0,60 | Удовлетворительно |
От-0,61 до-1,00 | Неудовлетворительно |
От-1,01 и ниже | Опасная зона |
Таблица № 1
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Мужчины | |||||||||||
Отжимние в упоре лежа (раз) | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | 28 | 32 | 37 | 40 |
Прыжки в длину с места (см) | 112 | 127 | 140 | 152 | 163 | 174 | 185 | 196 | 206 | 216 | 225 |
Поднимание туловища (раз) | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Вис на перекладине (с) | 9 | 11 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 | 35 | 40 | 46 | 51 |
Наклоны туловища вперед (см) | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 11 | 11 |
Бег па 1000 м (с) | 332 | 3 I 5 | 298 | 281 | 208 | 250 | 243 | 233 | 224 | 216 | 209 |
Женщины | |||||||||||
Отжимание в упоре лежа (раз) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 14 | 15 | 15 | 16 |
Прыжки в длину С мета (см) | 104 | 120 | 132 | 142 | 152 | 160 | 167 | 173 | 177 | 180 | 180 |
Поднимание туловища (раз) | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 21 |
Вис па перекладине (с) | 6 | 11 | 12 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 | 35 | 39 | 41 |
Наклоны туловища вперед (см) | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12 | 13 | 13 | 13 |
Бег па 1000 м (с) | 374 | 357 | 340 | 325 | 311 | 298 | 288 | 279 | 271 | 265 | 262 |
Особенно благоприятно проходит проверка, если ученик сам может оценить свою работоспособность по отдельным испытаниям и в целом по совокупности тестов. Такая самооценка, осведомленность о своей работоспособности, о ее изменениях и сдвигах может послужить стимулом для вовлечения человека в регулярные занятия спортом.