План учебно-воспитательной работы по конному спорту на 2014-2015 учебный год




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Борисоглебская детско-юношеская спортивная школа



Конно-спортивная школа



«Согласовано» «Утверждаю»

Протокол №____от_________2014г Директор МБОУДО БДЮСШ «ФиС»

Педагогическим советом

от_______________2014г ______________________Ю.В.Волхов






План учебно-воспитательной работы

по конному спорту

на 2014-2015 учебный год






Разработал:

тренер-преподаватель

Д.В.Пелёдов





г. Борисоглебск

2014 г.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


пп

Содержание материала

НП-1

НП

свыше 1

УТ до 2-х лет

УТ свыше 2-х лет

1

Современный конный спорт в России и за рубежом

0,5

0,5

1

1

2

Правила безопасности спортсмена-конника

0,5

0,5

1

1

3

Сведения по анатомии и физиологии лошади.

1

1

1

1

4

Гигиенические знания и навыки всадника.

0,5

0,5

1

1

5

Режим содержания спортивной лошади.

0,5

0,5

1

1

6

Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь, спортивный массаж.

0,5

0,5

1

1

7

Виды спортивной амуниции для лошади и всадника.

0,5

0,5

1

1

8

Техническая подготовка всадника

0,5

1

1

1

9

Психологическая подготовка всадника

0,5

1

1

1

10

Правила организации и проведения соревнований по видам конного спорта

0,5

1

1

1

11

Места занятий конным спортом. Конюшенное и конно-спортивное оборудование и инвентарь.

0,5

1

1

1


ИТОГО ЧАСОВ

6

8

11

11



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


п/п

Практические занятия

НП-1

НП

свыше 1

УТ до 2-х лет

УТ свыше 2-х лет

1

Общая физическая подготовка

133

150

152

165

2

Специальная физическая подготовка

74

131

139

170

3

Изучение и совершенствование техники


31

64

96

180

4

Изучение и совершенствование тактики


19

43

89

131

5

Учебно-тренировочные игры, соревнования

11

14

49

113

6

Инструкторская и судейская практика

4

41

7

Текущие и контрольно-переводные испытания

8

4

12

12


ВСЕГО ЧАСОВ

276

414

552

828






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Современный конный спорт в России и за рубежом.

Задачи:

    • Ознакомить спортсменов с историей возникновения и развития конного спорта в России и за рубежом

    • Сформировать представление о многообразии современных видов конного спорта.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Сведения о современном конном спорте как преемнике рода войск «кавалерия». Конно-спортивная терминология.

На этапах учебно-тренировочных:

Классификация видов конного спорта (олимпийские, племенного испытания, прикладные, национальные).


Правила безопасности спортсмена-конника.

Задачи:

    • Научить спортсменов правильным воздействиям на лошадь при обращении с ней.

    • Обеспечить личную и коллективную безопасность воспитанников во время учебно-тренировочного процесса.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Первичный инструктаж «Правила безопасности для учащихся КСШ» (Инструкция №4).Проводится в начале учебного года.

Текущий инструктаж. Проводится в начале каждого учебного занятия в устной форме. Тренер напоминает об опасных для всадника и лошади факторах, способах избежать опасность.

Дополнительный инструктаж. Проводится по мере необходимости в случае возникновения дополнительных опасных факторов (неблагоприятные погодные условия и т.п.). Тренер разъясняет суть опасности и указывает меры предотвращения.

Инструктаж по мерам противопожарной безопасности. Проводится руководителем КСШ.

На этапах учебно-тренировочных:

Повторные инструктажи тех же правил, что и на этапах НП. Дополнительно:

«Техника безопасности при полевой езде»

«Правила манежной езды»

«Техника безопасности при преодолении препятствий»

«Техника безопасности при погрузке и транспортировке лошадей»

«Техника безопасности при движении по городским улицам»



Сведения по анатомии и физиологии лошади.

Задачи:

    • Преподать спортсменам сведения об анатомии и физиологии лошади, имеющие практическое значение для применения их всадниками в конном спорте.

    • Обеспечить хороший контакт спортивной пары «всадник-лошадь», основанный на научном понимании спортсменом поведения лошади.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Происхождение лошади.

Современное использование лошади человеком.

Породы лошадей.

Масти лошадей.

Отметины, их описание.

Строение тела лошади.

Аллюры.

На этапах учебно-тренировочных:

Экстерьер лошади.

Типы высшей нервной деятельности.

Скелет лошади.

Мышцы и системы внутренних органов.

Оценка статей.

Постав конечностей.

Строение копыта.

Теория ковки.


Гигиенические знания и навыки всадника.

Задачи:

    • Разъяснить учащимся значение гигиены для сохранения здоровья и поддержания физической формы как всадника, так и лошади.

    • Сформировать навыки правильного ухода за организмом всадника и лошади.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Режим дня.

Режим здорового питания.

Оздоровительные и закаливающие процедуры.

Режим спортивных тренировок.

Костюм для верховой езды.

Гимнастика всадника.

Уход за лошадью во время учебно-тренировочного процесса.

На этапах учебно-тренировочных:

Те же, дополнительно:

Гимнастика спортивной лошади.

Уход за лошадью во время соревнований.

Уход за лошадью при транспортировке.

Уход за лошадью в период её лечения и реабилитации.


Режим содержания спортивной лошади.

Задачи:

    • Ознакомить воспитанников с особенностями содержания спортивной лошади, происходящих от её использования в спорте.

    • Научить спортсменов правильно заботиться о лошади во время спортивных занятий и в период отдыха.

    • Обеспечить комфортное содержание лошади и релаксацию её после нагрузок.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Распорядок дня на конюшне.

Режим кормления и поения.

Отбивка денников.

Поддержание чистоты внутри конюшни и на прилегающей территории.

Режим тренировочных занятий учебных лошадей.

На этапах учебно-тренировочных:

Те же, дополнительно:

Подвоз и складирование кормов.

Заготовка кормов.

Выгул.

Выпас.

Купание.

Моцион в руках и верхом.

Режим тренировочных занятий молодых и основных спортивных лошадей.



Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь, спортивный массаж.

Задачи:

    • Разъяснить учащимся необходимость медицинского контроля для поддержания здоровья спортсменов.

    • Сформировать навыки самоконтроля за состоянием организма.

    • Ознакомить с приёмами первой помощи при различных видах травм.

    • Рекомендовать профессиональный спортивный массаж при усиленных спортивных нагрузках

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Первичный медицинский допуск к занятиям.

Ежегодная диспансеризация спортсмена.

Индивидуальная медицинская карта спортсмена.

На этапах учебно-тренировочных:

Те же, дополнительно:

Основные антропометрические показатели.

Показатели состояния здоровья.

Разовый медицинский допуск к соревнованиям.

Приёмы первой помощи при наиболее распространённых травмах (ушибы, растяжения, переломы, кровотечения и т. д.).

Спортивный массаж: необходимость и эффективность применения.


Виды спортивной амуниции для лошади и всадника.

Задачи:

    • Ознакомить спортсменов с видами конно-спортивного снаряжения для всадника и лошади, их предназначением и применением.

    • Научить правильно использовать экипировку всадника и лошади для достижения наилучшего результата в обучении.

    • Обезопасить всадника и лошадь от травматизма вследствие неграмотного использования амуниции.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Шлем защитный.

Ботинки, краги, сапоги для верховой езды. Бриджи. Перчатки.

Недоуздок, чомбур.

Оголовье трензельное.

Мартингал.

Ногавки.

Бинты.

Развязки.

Седло спортивное учебное в комплекте.

Седло вольтижировочное.

Трок для вольтижировки.

Хлыст.

Корда.

Бич.

На этапах учебно-тренировочных:

Форма для преодоления препятствий.

Форма для высшей школы верховой езды.

Шпоры.

Оголовье мундштучное.

Скользящий повод.

Шпрунт.

Виды железа.

Виды капсюлей.

Сёдла для конкура.

Сёдла для выездки.


Техническая и тактическая подготовка всадника.

Задачи:

    • Овладение основами техники выполнения специальных физических упражнений всадника.

    • Формирование базовой подготовки спортсменов-конников к выполнению тестовых заданий.

    • Выработка навыков индивидуального и коллективного тактического мышления.

    • Повышение технической и тактической подготовленности воспитанников до уровня допуска к участию в играх и соревнованиях.

    • Развитие технико-тактического мастерства спортсменов для выполнения норм:

в дисциплине «выездка» 3-1 юношеских, 3-1 взрослых разрядов;

в дисциплине «конкур» 3-1 юношеских, 3-2 взрослых разрядов.


Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Приёмы обращения с лошадью во время подготовки к занятию и в ходе спортивной тренировки.

Техника седловки.

Техника посадки и спешивания.

Техника выполнения гимнастических упражнений всадника верхом.

Техника выполнения простейших упражнений вольтижировки на остановке и шагу.

Техника посыла лошади.

Техника посадки на шагу, рыси, галопе.

Техника выполнения базовых манежных фигур.

Техника управления лошадью при помощи основных и вспомогательных средств.

Тактика в конных играх.

На этапах учебно-тренировочных:

Те же, добавляется:

Техника посадки при преодолении препятствий.

Техника преодоления одиночных препятствий и систем.

Техника прохождения учебных маршрутов.

Техника прохождения квалификационных маршрутов.

Тактика езды по маршруту в конкуре.

Техника выполнения манежных фигур тестов по выездке ФЕИ для детей и юношей.

Тактика выступления в соревнованиях по выездке.

Техника преодоления естественных препятствий во время полевой езды.

Техника выполнения упражнений вольтижировки на рыси и галопе.



Психологическая подготовка всадника.

Задачи:

    • Общепсихологическая подготовка спортсмена-конника: формирование личности всадника и межличностных отношений воспитанников в группах и командах; развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

    • Психологическая подготовка всадников к соревновательным нагрузкам .

    • Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов-конников и спортивных лошадей.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Выявление и развитие соревновательных черт характера.

Формирование соревновательной мотивации.

Выработка навыков самоконтроля.

Работа над эмоциональной устойчивостью.

На этапах учебно-тренировочных:

Формирование соревновательной психической боевой готовности к выступлению: уверенность в своих силах, воля к победе, оптимальный уровень эмоционального возбуждения, устойчивость к воздействию помех, самообладание, эффективность и высокое качество боевых действий.

Развитие спортивного интеллекта, оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия.

Укрепление морально-волевых черт характера.

Развитие способности к саморегуляции.

Выработка умения снимать нервно-психическое напряжение, восстанавливать работоспособность после спортивных нагрузок.


Правила организации и проведения соревнований по видам конного спорта.

Задачи:

    • Сформировать представление о современных олимпийских видах конного спорта: высшая школа верховой езды (выездка), преодоление препятствий (конкур), троеборье.

    • Изучить действующие национальные правила соревнований по выездке ФКСР (Федерации конного спорта России).

    • Изучить действующие национальные правила соревнований по конкуру ФКСР (Федерации конного спорта России).

    • Ознакомиться с действующими правилами соревнований по выездке ФЕИ (Всемирной Федерации конного спорта).

    • Ознакомиться с действующими правилами соревнований по конкуру ФЕИ (Всемирной Федерации конного спорта).

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Краткое содержание Правил соревнований по выездке

Краткое содержание Правил соревнований по конкуру

Тест «Элементарная езда».

На этапах учебно-тренировочных:

Тесты ФЕИ, ред 2009 г.:

Дети. Предварительный приз.

Дети. Командный приз.

Дети. Личный приз.

Юноши. Предварительный приз.

Юноши. Командный приз.

Юноши. Личный приз.

Малый приз.

Езда для молодых лошадей (4-5 лет).

Национальные правила соревнований по выездке ФКСР (Федерации конного спорта России).

Национальные правила соревнований по конкуру ФКСР (Федерации конного спорта России).

Правила соревнований по выездке ФЕИ (Всемирной Федерации конного спорта) — обзорно.

Правила соревнований по конкуру ФЕИ (Всемирной Федерации конного спорта) — обзорно.


Места занятий конным спортом. Конюшенное и конноспортивное оборудование и инвентарь.

Задачи:

    • Ознакомить спортсменов с конноспортивной базой, зданиями и сооружениями для занятий, их предназначением и применением.

    • Научить пользоваться сооружениями, оборудованием и инвентарём согласно требованиям техники безопасности.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Раздевалки для спортсменов.

Учебный класс.

Конюшня. Конюшенный инвентарь.

Амуничные комнаты.

Учебный плац.

Крытый манеж.

Левада.

Склады для кормов.

На этапах учебно-тренировочных:

Рулетка.

Секундомер.

Флаг.

Колокол.

Разминочные поля.

Боевые поля.

Бочка.

Манеж для выездки: размеры, типы грунта, разметка, оборудование.

Конкурное поле: размеры, типы грунта, оснащение, виды препятствий.

Маршруты для полевой езды. Виды естественных препятствий.


Общая физическая подготовка.

Задачи:

На этапах начальной подготовки:

    • Укрепление здоровья, улучшение физического развития воспитанников.

    • Приобретение разносторонней физической подготовленности.

    • Выявление задатков и способностей детей.

На этапах учебно-тренировочных:

    • Повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности воспитанников.

    • Развитие специальных физических качеств (гибкость, ловкость, быстрота, координация, сила, выносливость).

    • Освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Строевые упражнения: смена, дистанция, интервал, головной, замыкающий.

Разминка в пешем строю. Упражнения для разогревания и растягивания мышц корпуса и конечностей.

Гимнастика всадника в конном строю (смене). Упражнения для укрепления мышц корпуса и конечностей. Упражнения для развития равновесия, гибкости, координации движений.

Упражнения для формирования и укрепления посадки. Езда без стремян.

На этапах учебно-тренировочных:

То же, добавляются:

Упражнения для развития силы.

Упражнения для развития быстроты реакции.

Упражнения для развития общей выносливости.

Преодоление препятствий без стремян.

Езда без седла.


Специальная физическая подготовка.

Задачи:

На этапах начальной подготовки:

    • Овладение основами техники выполнения физических упражнений.

    • Привитие стойкого интереса к занятиям конным спортом.

    • Воспитание черт спортивного характера.

На этапах учебно-тренировочных:

    • Овладение основами техники в конном спорте.

    • Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях по различным видам конного спорта.

    • Уточнение конно-спортивной специализации (конкур, выездка, двоеборье, вольтижировка, джигитовка).

    • Совершенствование техники.

    • Повышение уровня функциональной подготовленности.

    • Накопление соревновательного опыта.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Обучение приёмам седловки-рассёдлывания, ведения в поводу, посадки-спешивания.

Обучение посылам.

Применение основных средств управления. Ознакомление со вспомогательными средствами управления.

Обучение вольтижировке (на остановке, на шагу, на рыси).

Обучение манежной езде (шаг, рысь). Учебные тесты.

Подготовительные упражнения к преодолению препятствий.

Полевая езда шагом, рысью по ровной местности.

На этапах учебно-тренировочных:

Вольтижировка на рыси и галопе.

Манежная езда: посылы, переходы, полуодержки и одержки, осаживания, сгибания продольные, сгибания боковые, выпрямление, вольты, боковые движения в два следа, полупируэты, перемены ноги. Фигурные смены. Квалификационные тесты. Участие в соревнованиях.

Преодоление препятствий: обучение прыжкам на корде, одиночные прыжки, учебные связки препятствий, гимнастические системы. Квалификационные маршруты. Участие в соревнованиях.

Полевая езда: шаг, рысь, галоп, пересечённая местность, подъёмы-спуски, естественные препятствия, водные преграды.

Конный театр (факультатив): номера цирковой дрессуры, музыкальные костюмированные показательные выступления.


Учебно-тренировочные игры.

Задачи:

    • Ознакомить с правилами учебно-тренировочных конных игр.

    • Ознакомить с правилами национальных прикладных конных игр.

    • Сформировать представление о многообразии конных игр народов мира.

    • Развивать специальные физические и морально-волевые качества спортсмена-конника (гибкость, ловкость, координацию, силу, быстроту, выносливость, настойчивость, сообразительность, находчивость, слаженность действий).

    • Воспитывать чувство командного единства в группах воспитанников.

Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Правила игр: «Огибание шестов», «Рабочая тропа».

На этапах учебно-тренировочных:

Обзор национальных конных игр народов мира.

Правила игр «Лисичка», «Кыз-куу».



Инструкторская и судейская практика.

Задачи:

    • Привлечение спортсменов-конников к организации занятий и проведению соревнований.

    • Организация наставнической работы.

    • Обеспечение преемственности поколений в конном спорте.

    • Подготовка собственных квалифицированных специалистов в области конного спорта.


Содержание:

На этапах начальной подготовки:

Построение группы к началу занятия.

Проведение разминки.

Выявление и исправление ошибок при выполнении упражнений.

Техническая помощь при проведении учебных игр и соревнований.

Организация хозяйственно-бытовых мероприятий.

На этапах учебно-тренировочных:

Проведение фрагментов занятия в группах начальной подготовки (под наблюдением тренера).

Руководство командой на соревнованиях.

Работа в секретариате соревнований.

Оказание помощи главной судейской коллегии на соревнованиях (стюардинг).

Судьи на разминке.

Судьи на боевом поле.


Текущие и контрольно-переводные испытания.

Задачи:

    • Проверка знаний и умений учащихся.

    • Оценка общефизической подготовленности спортсменов-конников.

    • Оценка специальной спортивной подготовленности воспитанников.

Содержание:

Контроль теоретической подготовленности: опросы по темам 1 раз в месяц по окончании изучения темы.

Контрольно-переводные нормативы по общефизической подготовке:

2 раза в начале и в конце учебного года согласно программе МБОУДО БДЮСШ:

  • бег на 30 метров

  • прыжки в длину с места

  • челночный бег 3 х 10 м.

  • подтягивание на перекладине.

  • бег на 1000 метров

Контроль за уровнем специальной физической и технико-тактической подготовленности:

Манежная езда — тестовые задания по схемам езд, по возрастным категориям. Квалификационные езды ФЕИ, ред.2009 г.

Преодоление препятствий – прохождение маршрута с контрольным временем; прохождение маршрута на чистоту и резвость.

Квалификационные маршруты.

Выполнение разрядов по видам конного спорта согласно нормативному документу Минспорта России «Нормы и условия их выполнения по виду спорта «конный спорт», Приложение № 30 к приказу Минспорта России от 20 декабря 2013 г № 1099.

Свежие документы:  Урок по теме: «Развитие физических качеств»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: