пояснительная записка/программа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по физической культуре

для учащихся 1-4 классов


Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»

( В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.;Просвещение,2005) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1-4 классов,5-9 классов и 9-10 классов.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводиться как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводиться 68 (102) часов в год.

Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе в начальной школе предлагается использовать следующие учебники.


Уровень программы

Программа

Тип классов

Кол-во часов

Учебники

Базовый

Авторская

1-4

2

Лях,В.И. Мой друг физкультура: 1-4 кл.-М.: Просвещение,2005

Углубленный

Авторская

1-4

3

Лях,В.И. Мой друг физкультура: 1-4 кл.-М.: Просвещение,2005


В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делиться на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень Физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1-4 классах составлено в соответствии с программой. При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» — 14 часов в год, на изучение раздела «Подвижные игры» добавлено – 2 часа. Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендации Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения» увеличилось на 6 часов. В связи с наличием материально-технической базы для изучения разделов «Гимнастика с элементами акробатики», изучение этих разделов увеличилось на 2 часа.



































Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 1-4 классах.


№ п/п



Вид программного материала



Количество часов (уроков)

Класс

1

2

3

4

1

Базовая часть

52

52

52

52

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

12

12

12

12

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

12

12

12

12

1.4

Легкоатлетические упражнения

14

14

14

14

1.5

Кроссовая подготовка

14

14

14

14

2

Вариативная часть

16

16

16

16

2.1

Подвижные игры с элементами баскетбола

16

16

16

16


Уровень подготовки обучающихся


В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.

Учащиеся должны знать:

— об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

— о способах и особенностях движений, передвижение;

— о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

— о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

— об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

— о причинах травматизма на занятиях физической культуры.

Учащиеся должны уметь:

выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;

— выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;

— взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.

По окончании начальной школы, обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,

приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля


Естественные основы


1-2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.

1-4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.


Социально-психологические основы


1-2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.

3-4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучения движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.


Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля


1-2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей.


Подвижные игры


1-4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.


Гимнастика с элементами акробатики


1-4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления.


Легкоатлетические упражнения


1-2 классы. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.

3-4 классы. Понятия: эстафета, темп, длительность бега, команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровья человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.


Учащиеся должны уметь демонстрировать:


Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с

6,5

7,0

Силовые

Прыжок в длину с места, см

130

125

Сгибание рук в висе лежа, кол-во раз

5

4

К выносливости

Бег 1000 м

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3 *10 м, с

11,0

11,5


Аттестация учащихся планируется по четвертям с учетом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.


Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов направлены:

— на укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости, приспособленности организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

— овладение школой движений;

— развитие координационных и кондиционных способностей;

— формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей;

— выработку представление об основных видах спорта;

— приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;

— воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умения взаимодействовать с ними в процессе общения, занятий.

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: