Роль физического воспитания в системе профессионально-технического образования











Роль физического воспитания в системе профессионально-технического образования










Преподаватель физической

культуры ГОУ НПО ПЛ – 46

Спелов А.Н.



г. Маркс

2009 г

Содержание:

  1. Введение. Актуальность проблемы 3

  2. Научный прогресс и здоровье 5

  3. Профессионально-прикладная физическая подготовка

на современном этапе. 7

  1. Двигательные действия в труде и спорте 9

  2. Характеристика и классификация профессий. 11

  3. Методические особенности отбора профессионально-прикладных видов спорта. 12

  4. Заключение 17

  5. Литература 18 Приложения.

1. Введение. Актуальность проблемы.

В российской средней профессиональной школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения. Особенно заметны они в области гуманитарного и социально-экономического образования. Здесь введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражен в Государственном образовательном стандарте.

Физическое воспитание — неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем — трудового долголетия .

В Законе о физической культуре и спорте в Российской федерации (принятом 13.01.99 г.) физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура — обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психологическое благополучие, физическое совершенство.

Утверждая права граждан на занятиях физической культурой и спортом как профессиональной деятельностью, государство признает (впервые) занятия спортом как профессию, берет на себя финансирование занятий в соответствии с утвержденными программами, разработку программ физического воспитания для всех групп населения, контроль за исполнением закона. Этим законом определяется компетенции федеральных и местных органов власти, система физической культуры, понятия «физкультура» и «спорт», права граждан на создание спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций, на участие в управлении и многое другое.

Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обеспечению навыкам здорового образа жизни.

Главная цель занятий физической культурой и спортом формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не оступиться в пути, человек должен быть обучен». В программе средних специальных учебных заведений решение этой задачи осуществляется через воспитание физической культуры личности.

Принимая во внимание, что многие составляющие образа жизни человека закладывается в юном возрасте, по всей России 7 апреля проводиться Всероссийский день здоровья. Его цель — обеспечение обучающихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействие воспитанию у них ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

2. Научный прогресс и здоровье.

Оценивая грандиозное свершения науки и техники в XIX веке и словно предвидя еще большие возможности их влияния на человечество в последующем столетии, Ф. Энгельс в 1876 году высказал мысль, которая звучит сегодня еще актуальнее, чем более 100 лет назад, когда она была написана. По достоинству, отмечая достижениям человеческого разума, он призывал, вместе с тем, не слишком обольщаться нашими победами над природой, так как «каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

К настоящему времени известны многие последствия научно-технической революции, способные уничтожить значение не одной из побед человеческого разума. Среди этих последствий особенно важное значение принадлежит нарастающей гипокинезии, или недостаточной двигательной активности. Увеличивающаяся гипокинезия населения, как и ряд других факторов НТР, неблагоприятно сказывающихся на здоровье человека, свойственно странам с различными социально-экономическими системами. О масштабах развивающейся двигательной недостаточности можно судить по косвенным величинам, характеризующим снижение доли мышечной деятельности во всей вырабатываемой человечеством энергии. (примеры см. в приложении №1)

Ещё одним из факторов ухудшения здоровья населения является злоупотребление никотином, алкоголем, а в последнее время и наркотическими веществами.

Курение и алкоголь оказывают пагубное влияние на здоровье и работоспособность. Помимо этого вредные привычки замедляют рост спортивных достижений. При курении в организм вместе с табачным дымом поступает большое количество ядовитых веществ: никотина, окиси углерода, синильной кислоты, смолистых веществ, являющихся сильными канцерогенами. Никотин и другие вреднейшие компоненты, попадающие в лёгкие с табачным дымом, замедляют рост и развитие организма, снижают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Курение табака вначале вызывает возбуждение коры головного мозга, затем сменяется её угнетением. Злобным воздействием для любителей табака становятся рак органов дыхания, язвенная болезнь желудка, патологическое расширение аорты и коронарный склероз. У курильщиков резко ухудшается острота зрения, координация движений и скорость реакции.

Не менее отрицательное влияние на здоровье оказывает и употребление спиртных напитков. Постоянный приём алкоголя ослабляет организм, разрушает нервную систему и приводит к болезням сердца, желудка и других органов.

Наркотики не только безвозвратно разрушают здоровье, но и ведут к полной деградации личности.

Анализируя карты здоровья учащихся нашего училища, видим, что уровень их здоровья снижается, постоянно увеличивается количество учащихся, которым рекомендованы занятия физкультурой в специальных и подготовительных группах, а также растёт количество освобождённых от физкультурных занятий.




Группа

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч.год

специальная

12 чел.

14 чел.

11 чел

подготовительная

3 чел.

7 чел.

6 чел.

Освобождены от занятий

13 чел.

20 чел.

21 чел.

всего

28 чел.

41 чел.

38 чел.

Здоровый образ жизни — поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья конкретного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье на 50% зависит от социальных факторов. Таким образом, в пропаганде здорового образа жизни должны присутствовать не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от уровня разьития общества. Никакие занятия физкультурой и спортом, постоянные диспансеризации населения не улучшат положения. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

3. Профессионально-прикладная физическая подготовка на современном этапе.

Физическое воспитание в учебных заведениях системы профессионально-технического образования составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания, служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования учащихся, призвано обеспечивать всестороннюю физическую готовность будущих рабочих к избранному виду трудовой деятельности и защите Родины.

Общая физическая подготовка создает определенные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней главным образом через такие факторы, как состояние здоровья, общая выносливость, сосредоточенность, воля и некоторые другие качества.

Прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и производительностью труда прослеживается лишь в том случае, если занятия физкультурой предусматривают включение физических упражнений или видов спорта, направленных на развитие и совершенствование именно тех физических качеств и двигательных навыков, которые в большей степени необходимы для выполнения действия в конкретном виде трудовой деятельности.

Для успешного овладения профессией необходимо развивать определенные физические качества, профессионально важные для конкретной специальности. В процессе труда развиваются и совершенствуются те качества и навыки, которые характеризуют уровень профессионального мастерства рабочего, но для того, чтобы в процессе трудовой деятельности эти качества достигли требуемого уровня развития, нужны годы из-за недостаточной физической подготовленности. А кроме того на этапе адаптации к работе молодые люди зачастую разочаровываются в избранной профессии, не выдерживают темпа работы, получают травмы и увечья.

Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является новой. Еще в 1891г. П. Ф. Лесгафт писал «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле». Направление профессионального профилирования физического воспитания разрабатывалось также профессором В. В. Гориневским. Он указывал: «Среди рабочих немалое распространение имеет мнение, будто бы профессиональная физическая работа вполне может заменить рабочему физическую культуру… Это глубокое заблуждение… Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, кузнецу — другие, почтальону — третьи, слесарю — четвертые и т. д. Поступить иначе — значит действовать по шаблону, не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе».

Первые шаги по созданию системы физических упражнений, направленных на подготовку молодежи к труду, были сделаны в 1923 г. В первой программе физического воспитания и трудовых навыков пролетарской культуры, разработанной А. А. Зикмундом и А. И. Зикмундом, была предпринята попытка придать физическому воспитанию профессионально-трудовую (прикладную) направленность. Это были методические указания по проведению занятий физическими упражнениями на фабриках и заводах.

Проблема использования средств физической культуры для повышения качества профессиональной подготовки молодежи имеет непосредственное отношение не только к сфере подготовки рабочих кадров в учебном заведении, но и к сфере самостоятельной трудовой деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Она имеет прямую связь с сокращением сроков адаптации организма рабочих к конкретным видам труда и решением глобальной проблемы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Под профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП)
понимается специализированный педагогический процесс с

преимущественным использованием форм, средств и методов воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для конкретных видов трудовой и военной деятельности.

Обобщение многочисленных данных, полученных в результате научно-методической работы, проведенной во ВНИИФК, ГЦОЛИФК, ЦСВДСО «Трудовые резервы»; позволило разработать систему физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования (см. в приложении №2)

4. Двигательные действия в труде и спорте

Двигательные действия рассматриваются как сложнокоординированные системы движений, обладающие множеством характеристик, имеющие функции и цели, значения и смыслы. Фактором, организующим элементарные движения и операции в систему, является двигательная задача. При решение последней происходит реализация функций, достижение целей, осмысление значений, отображение характеристиками системы движений.

Концепция освоения двигательных действий как «решения задачи» учитывает ценностно-смысловые и деятельностно-волевые структуры сознания при проектировании и построении двигательных действий.

Двигательные действия наряду с моторно-исполнительными механизмами включает познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные компоненты. В ходе построения двигательного действия отражаются не только объективные обстоятельства, но и субъективные, ценностно-смысловые отношения к этой действительности.

При многих видах производственной работы в результате обучения стандартным движением возникает динамический стереотип. Компоненты движения формируются таким образом, что все его фазы в правильной последовательности сменяют друг друга. Этот внешний стереотип движений обеспечивается значительно менее стереотипной деятельностью комплекса участвующих в движении мышц, причем двигательный акт обязательно совершается с вариациями стереотипа внутренней структуры работы мышц.

Рабочая операция состоит из комплекса приёмов, составляющих двигательную структуру, принципиальные черты которой представляют динамический стереотип. При этом отмечается относительная устойчивость в рабочих движениях элементов, имеющих решающее значение.

Большое значение имеют ритмические стереотипы на основе которых формируются многие трудовые и спортивные навыки.

Отличие рабочего динамического стереотипа от спортивного двигательного динамического стереотипа, в котором программируется спортивная деятельность, не имеющая непосредственно производственного значения — в подкреплении достижением цели данного вида труда.

Требования, предъявляемые каждой группой профессий, многогранны и требуют от организма мобилизации различных, специфических для данных видов, физиологических функций.

Стадия овладения профессией — это частный случай приспособления организма к новым условиям, для чего используется универсальная функция главного мозга — функция предвидения и мобилизации функциональной системы, причем функциональная система мобилизируется во время теоретического ознакомления с трудом (И.Д.Карцев).

Все компоненты точного движения (пространственные, временные и силовые) тесно связаны с состоянием зрительного, кожного, двигательного и вестибулярного анализаторов. Однако автоматизация процессов труда и производственных движений происходит главным образом благодаря кинестетическому анализу.

Стимуляция двигательного анализатора повышает чувствительность зрительного, а раздражение последнего угнетает кинестезию.

Выключение зрения оказывает мобилизируещее воздействие на двигательный анализатор. Чувство осязания является важнейшим для проведения ручной работы. В связи с тренировкой зрения и слух отступают на задний план при многих трудовых процессах, а благодаря осязанию регулируются и охраняются в деталях ручные операции.

В процессе автоматизации двигательного трудового навыка происходит перестройка его регуляции со зрительного анализатора на двигательный и осязательный. По-видимому, большее участие двигательного анализатора в производственных и спортивных навыков может ускорить эту перестройку с конечным ускорением автоматизации навыков.

5. Характеристика и классификация профессий

Прикладность физического воспитания базируется на профессиографии. Без всестороннего глубокого знания о требованиях конкретного профессионального труда к организму обучающегося профессии подростка и квалифицированного рабочего невозможно определить задачи ППФП, исходя из которых производится отбор средств ППФП, в том числе видов спорта и их элементов.

Как известно, не весь организм в целом и даже не все функции различных систем в равной степени участвуют в деятельности, связанной с профессиональным обучением. Некоторые функции принимают в ней преимущественное участие, и если именно отстают в своём развитии, то их деятельность либо недостаточно эффективна, либо протекает с повышенным напряжением, приводящим к утомлению.

Считается, что профессиональная деятельность-это динамический рабочий стереотип, состоящий из сложного ряда условных рефлексов, отражающих в коре головного мозга всю действительность, связанную как с обучением профессии, так и совершенствованием в ней.

Решение проблемы прикладной физической подготовки требует предварительного выявления профессионально важных качеств вида труда, в которых он протекает, в том числе и проф.вредностей, что невозможно без большой работы по профессиографии.

Преподаватель физической культуры в ПУ должен знать квалификационную характеристику специалиста, ознакомиться с тематикой и перечнем учебно-производственных работ, где даны в динамике название тем и подтем и наименование выполняемых учащимися учебно-производственных работ. При этом требования работ разного плана к организму учащегося будут отличаться.

Профессия представляет собой различной степени сложности структуру трудовых процессов, требующих от человека строго определённых качеств. При этом ведущие профессионально важные качества могут быть как устойчивыми, малоизменяемыми, так и поддающимися совершенствованию, тренировке.

6. Методические особенности отбора профессионально-прикладных видов спорта.

Считается, что наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие
общей выносливости (В.И.Ильинич), физиологической основой которой
является аэробные возможности человека. Именно они обеспечивают
успешность выполнения продолжительной работы умеренной
интенсивности, которая чаще всего наблюдается в производственных
условиях в целом ряде массовых профессий. При этом проявлении общей
выносливости выступает часто как фон для психофизиологических
требовании к организму учащегося. В ряде случаев выносливость
определяется как основное профессионально важное качество,
обеспечивающее полноценное освоение профессии и

высокопроизводительный труд.

Согласно теории физического воспитания, для развития профессионально важных качеств нужны воздействия, превосходящие в физическом плане характеристики трудовой активности. Виды спорта, по словам основоположника профессионально-прикладной физической подготовки профессора В.В.Белиновича, является наиболее адекватным средством развития и воспитания необходимых трудовых качеств. Что касается выносливости, то она различна у спортсменов разных видов спорта.

Рассмотрим профессиограммы тех профессий, обучение которым ведется в нашем ПУ. Этих профессий 5: газоэлектросварщик, электрик, повар, оператор ЭВМ, бухгалтер.

Выберем из профессиограмм требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Профессия газоэлектросварщка предъявляет повышенные требования к физической силе и выносливости специалиста, его остроте зрения и световосприятию, гибкости и подвижности рук, ног и всего тела, вестибулярному аппарату. Электрогазосварщик должен уметь зрительно сосредотачивать внимание, обладать хорошей зрительно-моторной координацией, пространственным воображением и техническим мышлением, быть аккуратным и уравновешенным. Работа имеет и профессиональную вредность: рабочий вдыхает сварочную пыль, газы, голова и туловище низко наклонены к свариваемой детали.

Задачи ППФП: развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, совершенствования равновесия в различных положениях; развитие общей и статической выносливости, совершенствование координации движений рук, воспитание общей ловкости и ловкости рук.

Электрик должен иметь хорошее зрение и цветоразличение, обладать развитым чувством равновесия, физической выносливостью, гибкостью и координацией движения кистей и пальцев рук, достаточным уровнем развития образного и наглядно-действенного мышления.

Задачи ППФП: развитие общей и статической выносливости, совершенствование равновесия в различных положениях, развитие координации и ловкости рук и пальцев, развитие силы мышц плечевого пояса и туловища.

Повар должен быть физически выносливым, иметь хорошую долговременную память, объемный глазомер, подвижные пальцы рук, обладать хорошей зрительно-двигательной координацией, умением концентрировать внимание. Ему также нужно тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение. Кроме этого повар работает в условиях повышенной температуры. В первые минуты работы у плиты пульс поднимается до 140 ударов в минуту. К концу рабочего дня температура тела поднимается до 37-38 С, наблюдается понижение АД. Значительные физические нагрузки, должен уметь распределять внимание на несколько объектов.

Задачи ППФП: развитие обшей и статистической выносливости, воспитание устойчивости к высоким температурам и колебаниям температуры, развитие силы мышц туловища и плечевого пояса, воспитание общей ловкости.

Оператору ЭВМ необходимы высокая острота зрения, устойчивость ясного видения, достаточная подвижность кистей и пальцев рук, точность и координация движений, высокая сосредоточенность внимания, хорошая оперативная память. Профессия характеризуется ограниченной подвижностью, много мелких высокодифференцированных движений пальцами рук, основная нагрузка приходиться на мышцы пальцев, кистей, предплечья рук.

Задачи ППФП: развитие устойчивости к выполнению работ в вынужденной позе, совершенствование быстроты реакции (простой и сложной), развитие координации и точности движений, совершенствование техники двигательных действий в условиях эмоционального напряжения, воспитание ловкости рук и пальцев, развитие общей и статистической выносливости.

Бухгалтеру необходимы склонность к работе с числами, высокий
уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-
аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость,
принципиальность. Профессия характеризуется ограниченной

подвижностью, предъявляет требования к выносливости специалиста.

Задачи ППФП: развитие быстроты реакции, совершенствование работоспособности в условиях эмоционального напряжения, развитие общей и статической выносливости.

В зависимости от содержания, характера и условий конкретная деятельность предъявляет свои, особые требования к организму рабочего. Ещё более выражено воздействие специфики труда на неокрепший, растущий организм подростка.

Рассмотрев конкретные специальности и их требования к работникам можно твёрдо сказать, что для развития общей выносливости является очень важным не только для всесторонней физической подготовленности работника любой профессии, но и одной из основных задач ППФП для целого ряда специальностей.

Формирование общей выносливости обеспечивается длительным выполнением тренировочной нагрузки в режиме, который соответствует работе умеренной и большой мощности. Общая выносливость развивается посредством разнообразных физических упражнений, вовлекающих в работу более 2/3 мышц тела. Наилучшими средствами её воспитания являются длительный кроссовый бег, плавание, ходьба, туристические походы, передвижения на лыжах, бег на коньках, гребля, продолжительная игра в баскетбол, борьба и др. Формирование общей выносливости требует значительного объема работы как во время одного занятия, так и в годичном цикле. В качестве основных методов воспитания общей выносливости используются методы непрерывного, повторного и переменного упражнения. На начальных этапах широко применяют равномерное непрерывное упражнение, (см. в приложении № 3)

Особую прикладную ценность рассматриваемых нами специальностей имеет статическая выносливость мышц кисти, высокий уровень который обеспечивает длительное удержание рабочего инструмента разной массы или напряженную работу пальцами, а так же статическая выносливость мышц спины (позных мышц) и ног, обеспечивающих поддержание вынужденной рабочей позы сидя и стоя.

Статическая выносливость совершенствуется не только в

статических, но и в динамических упражнениях. Необходимо многократные выполнения упражнений требующих длительного напряжения мышц, выполнение специальных динамических упражнений, в которых участвуют те же самые мышцы, что и в статических упражнений направленных на укрепление мышц рук, ног, спины.

Для формирования статической выносливости применяются продолжительные динамические упражнения, специальные динамические упражнения, направленные преимущественно на развитие мышц, которые испытываются наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности.

Хорошо развивают выносливость к статическим нагрузкам изометрические (статические) упражнения, выполняемые практически без амплитуды, и не требующие большого пространства. Статические силовые упражнения следуют за упражнениями на быстроту и за технической подготовкой, но предшествуют упражнениям на выносливость (общую и специальную). После выполнения статических упражнений для более быстрого и полного восстановления проводятся несколько лёгких динамических упражнений для напрягшихся мышц. Целесообразно чередовать статистические упражнения с упражнениями на расслабление. (см. в приложении №4)

Специфика профессиональной деятельности таких специалистов, как газоэлектросварщик, электрик, повар, предполагает специальный подбор средств воспитания ловкости. Ловкость-это способность учащегося правильно выполнять различные двигательные действия, точно согласовывая, координируя их в пространстве по времени и по степени усилий. Высокий уровень ловкости позволяет быстро усваивать новые движения, в том числе и производственные, выполняя их с наименьшими затратами энергии.

Поэтому основной задачей ППФП, направленной на развитие ловкости, является накопление запаса элементов движений и в совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки, в развитии способности к правильному восприятию и оценке собственных движений, их точности.

Жизненно важной является разновидность ловкости, проявляющаяся в умелых и точных движениях руками при относительно неподвижном туловище (ловкость рук). Именно это проявление ловкости необходимо таким специалистам как оператор ЭВМ, электрик.

Воспитание ловкости сводится к воспитанию способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Основной путь формирования ловкости — овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Для её развития могут быть использованы любые упражнения, являющиеся в определённой степени новыми. (См. в приложение №5)

Для сварщиков, электриков, поваров не последнее место занимает и развитие силы мышц, туловища и плечевого пояса.

Сила определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений.

Сила развивается в результате деятельности мышц при значительных и постоянно возрастающих напряжениях. Различают упражнения с собственной массой тела и упражнения с внешним сопротивлением (со штангой, гантелями, амортизаторами, блочными устройствами и др.) Причём они могут быть как целостного, так и локального воздействия. (См. в приложение №6)

При оценке проявлений быстроты различают скорость движения, частоту движения и латентное время двигательной реакции. Они относительно независимы.

Все проявления быстроты имеют профессионально-прикладные значения для ряда профессий. По степени значимости профессионального обучения и труда операторам ЭВМ и бухгалтерам важна быстрота (скорость) реакции.

Для развития простой двигательной реакции в процессе физического воспитания эффективным приёмом является повторные, предельно быстрое выполнение различных заданий: бег с низкого и высокого старта по свистку, под выстрел, разнообразные подвижные и спортивные игры (особенно баскетбол, ручной мяч), выполнение различных заданий по зрительному и слуховому сигналам. Этот метод достаточно быстро даёт результаты, однако до определённого уровня.

Эффективными средствами развития реакции являются легкоатлетические эстафеты, упражнения со скакалкой, ловля мяча на месте и в движении, подвижные и спортивные игры с мячом, особенно с малым мячом (лапта, теннис, настольный теннис)

У специалистов-поваров необходимо воспитывать устойчивость организма к высоким температурам. Формирование устойчивости к неблагоприятным гигиеническим факторам производственной среды достигается тремя путями:

— за счет закаливания организма неспецифическими и специфи-ческими раздражителями;

  • мышечной тренировкой общего и целенаправленного воздействия;

  • за счет активного закаливания — сочетания мышечной тренировки и закаливания.

Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием (продолжительный интенсивный бег, интенсивное передвижение на лыжах, игра в баскетбол), а также путем выполнения упражнений в условиях высокой температуры и затрудненной теплоотдачи (ходьба, бег, спортивные игры с мячом при температуре 30 Си более; то же самое, но в теплом тренировочном или воздухонепроницаемом костюме). Эффективными средствами являются купания в бассейне с подогретой до 30° С водой, прием теплых ванн, душа.

7. Заключение

Профессионально важным качеством является то, которое непосредственно связано с освоением профессии и совершенствованием в ней и от состояния которого зависят полноценность и успешность освоения профессии.

Так у сварщика — профессионально-важное качество — это гибкость и подвижность рук, ног и всего тела, а так же острое световосприятие,

у электрика — гибкость и координация движения кистей и пальцев рук с достаточным уровнем образного и наглядно-действенного мышления,

у повара — высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса с подвижностью пальцев рук

у оператора ЭВМ — достаточная подвижность кистей и пальцев рук, координация движений с высокой сосредоточенностью внимания,

у бухгалтера — высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания. Но профессиональные качества не застывший конгломерат свойств организма, они могут варьироваться по своей значимости в зависимости от этапа овладения профессией. Сам процесс овладения специальностью редко лимитируется уровнем развития только одного физического или психофизиологического качества, в большинстве случаев это совокупность свойств организма, взаимосвязанных между собой.



8. Литература.

  1. Анисимов Е.А., Косилов С.А. К вопросу об использовании средств физической культуры и спорта в целях подготовки школьников к труду Теория и практика физической культуры 1986 №9

  2. Белинович В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки. — М.Высшая школа, 1967.

  3. Бондаревкий Е.Я., Ханкельдиев Ш.Х., Турсунов О. Теоретические и практические проблемы связи физического и трудового воспитания в счете Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы Теория и практика физической культуры 1986 №2

  4. Ванькова Ж.З., Галовин Г.А. и др. Физическое воспитание в профессионально-технических училищах — М.Высшая школа, 1976

  5. Васюк В.Е. и др. Тренажеры в спорте ФиС 1988

  6. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. -М.Высшая школа 1989

  7. Волков Б.С. Взаимосвязи уроков физического воспитания и труда в учебных мастерских Теория и практика физической культуры. 1960 №7

  8. Горчаков А.М. О содержании физического воспитания в учебных заведениях профтехобразования Труды профессионально-прикладной физической подготовки М.,1974

  9. Гук Е.П.Профессионально-прикладная физическая подготовка на уроках: Юноши 1Х-Х классов Физическая культура в школе. 1986 №10,11

10. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств —
Минск: Высшая школа, 1985









Приложение№1

Изменения источников используемой энергии в ходе социально-экономического развития человечества, %



Источник энергии

годы

1852

1952

1975

Работа мышц людей и животных

94

1

0,5

Работа ветра, подающей воды, сгорание угля, нефти, газа и других, энергия атома

6

99

99,5






Приложение №3 Упражнение на общую выносливость.

  1. Медленный длительный бег от 1 до 2ч при ЧСС 130-150 удмин

  2. Длительный кроссовый бег до Зч при ЧСС150-160удмин

  3. Темповый кроссовый бег от 20 мин до 1ч при ЧСС160-180удмин

  4. Фартлек («игра скоростей» от 30 мин до 2ч при ЧСС 130- 180удмин Равномерный произвольный бег, чередуемый по самочувствию занимающихся с ускорениями на отрезках произвольной длины, пробегаемых с различной скоростью.


  1. Медленный бег при ЧСС 120-130удмин до 2ч

  2. Медленный бег в чередовании с ходьбой до 2ч

  3. Повторный бег на длинных отрезках (1-4км) при ЧСС 160-180 удмин

  4. Интервальный (переменный) бег на отрезках 200-1000м (например, 4×400м со скоростью, составляющей 85-90% от лучшего результата с интервалом для отдыха 3-10мин).

  5. Марш-бросок 4-10 км

  1. Участие в соревнованиях: марш-бросок, кросс, бег на средние и длинные дистанции.

  2. Быстрая ходьба до 1ч.

  3. Спортивная ходьба не менее 3 км.

  4. Медленное длительное плавание в естественном или искусственном водоёме.

  5. Фратлек на воде: безостановочное плавание (от 5 до 30 мин) в медленном темпе, чередуемое с ускорениями произвольной длины.

  6. Повторное проплывание отрезков 50-100м с дозированным отдыхом между ними (например, 2-3 серии 5×50 м, отдых между повторениями 1-3 мин).

  7. Продолжительное передвижение на лыжах до 1 ч в равномерном или переменном темпе.

  8. Скоростной бег на лыжах на 5-15 км.

  9. Продолжительная игра (до 2 ч) в баскетбол, ручной мяч, регби, футбол.

Приложение №4

Упражнения на развитие статической выносливости

1. Продолжительные динамические упражнения:

  • ходьба;

  • бег;

  • марш-бросок;

  • лыжные гонки;

  • гребля;

  • борьба;

  • езда на велосипеде.

2. Специальные динамические упражнения:

  • метание снаряда массой от 0,5 кг до 10 кг (гранаты, копья, диска, молота, ядра и т.п.);

  • прыжки с места;

  • броски гандбольного мяча сверху в прыжке;

  • наклон туловища вперёд, назад, в сторону, медленно и быстро, стоя ноги врозь и вместе, с выпадами, с гимнастической палкой (гантелями, набивными мячами, грифом штанги) и без, с сопротивлением резинового амортизатора;

  • наклоны вперёд, назад, с подъёмом партнёра на спине;

  • наклоны с одновременным поворотом;

  • наклоны и вращение головы;

  • вращение туловища стоя ноги врозь, руки на поясе (за головой, вверху) тоже с гимнастической палкой (гантелями, набивными мячами, блином от штанги);

  • прыжки вверх прогнувшись из положения присев;

  • гимнастические прыжки через козла и коня;

  • лазание по канату с помощью и без помощью ног;

  • перевороты, размахивание изгибами в висе на перекладине, верхней жерди разновысоких брусьев, кольцах;

  • поднимание и опускание туловища, лёжа на бёдрах на скамейке, коне, козле, с закреплёнными ногами, лицом вниз и вверх, то же с отягощением.

3. Статические упражнения:

  • равновесия;

  • «мосты» («мост» опусканием на левой, правой руке, на предплечьях и т.п.);

  • стойки (основная, стойка на лопатках, на груди, предплечьях, голове, руках);

  • парные и групповые гимнастические упражнения: удержание туловища в положении прогнувшись с закреплёнными и незакреплёнными ногами;

  • перетягивание каната;

  • прохождение туристского маршрута пешком с полной выкладкой.

4. Упражнение из различных статистических положений продолжительностью от 3 до 6 с:

  • медленные наклоны прогнувшись и медленное выпрямление;

  • поочерёдное поднимание ног, таза в наклоне прогнувшись;

  • удержание ног под углом 30 и 45 градусов;

  • лёжа на животе: поднимание прямых ног назад;

  • различные прогибания в наклоне, висе, из различных исходных положений (лежа на животе, спине, стоя на коленях, в стойке на кистях, с помощью партнера, на гимнастической стенке)

  • упор лежа: передвижение в стороны, подтягивание согнутых в коленях ног к рукам, передвижение по кругу на руках не сдвигая ног с места, поднимание таза вверх отводя плечи назад;

  • лежа на спине, поднимание согнутых в коленях ног и опускание с разгибанием, медленное поднимание ног до касания пола за головой и медленное опускание, поднимание и опускание ног одновременно и поочередно (не касаясь пола), разведение и сведение поднятых ног («ножницы»), сгибая туловище, одновременно поднять руки и ноги до касания, одновременно поднять и согнуть туловище и ноги, руки вперед, голова касается коленей, затем медленно разгибаясь, лечь на спину;

  • различные движения прямыми и согнутыми ногами в положении сидя углом;

  • упоры лежа боком.

Приложение №5

Упражнения дня развития общей ловкости, (газоэлектросварщики, электрики, повара)

  1. Упражнение на гимнастических снарядах (брусьях, перекладине).

  2. Акробатические упражнения.

  3. Опорные прыжки.

  4. Бег в сочетании с различными поворотами и прыжки, бег приставными шагами, вперед стеной, боком, с изменением направления.

  5. Разнообразные прыжки: на месте — ноги вместе, врозь, скрестно; на одной ноге, другая вперед (назад, в строну); со сменой ног, с поворотами на 90°, 180°, и 360°, с различными движениями рук, туловища, головы; в длину стоя боком (спиной) в направлении прыжка, всевозможные повороты во время прыжка перед приземлением;

  6. Метание различных предметов и легкоатлетических снарядов из различных исходных положений, после прыжков и поворотов, метание в цель в ускоренном темпе, попеременно обеими руками.

  7. Выполнение серии кувырков с последующей ловлей и передачей баскетбольного мяча, мяча — разновесов, метание предметов в цель с определенного расстояния после серии кувырков; броски мяча в корзину с места, в движении с двух шагов, в прыжке после кувырков, выполнение кувырков в сочетании с прыжками.

  8. Броски мяча в щит и ловля его после отскока, обводка мяча вокруг себя не сходя с места, подбрасывание и ловля малого мяча с одновременным приседанием и касанием поочередно правой (левой) рукой пола, поворотами на 180 и другими дополнительными движениями.

  9. Прыжок- падение на руки с выполнением различных заданий.

10. Прыжки через закрепленный и вращающийся вперед и назад обруч.

  1. Сохранение равновесия на подвижной площадке, лежащем бревне, набивном мяче, балансирование на набивном мяче, жонглирование 2-3 мячами, стоя на двух набивных мячах.

  2. Лазание по вертикальному и горизонтальному канатам, веревочной лестнице различными способами, с выполнением различных двигательных заданий.

  3. Последовательное перешагивание через горизонтально удерживаемую гимнастическую палку с переводом палки назад через сторону (с выкрутом рук назад — вверх), прыжки через обруч.

Приложение №6

Упражнение для развития силы мышц рук и плечевого пояса

(для сварщиков, электриков, поваров)

  1. В различных исходных положениях (в основной стойке, ноги сидя врозь, лёжа на спине, стоя на коленях) поднимать и опускать прямые руки, сгибать разгибать в различных направлениях: большие и малые круги в различных направлениях одновременно, последовательно и поочередно.

  2. Круговые движения одним плечом и двумя одновременно, последовательно и поочередно.

  3. Рывки согнутыми и прямыми руками назад, махи руками вперед, вверх и назад с хлопками в ладони, сочетания различных движений руками.

Все эти упражнения выполняются с гантелями, масса которых подбирается в соответствии с физической подготовленностью и возрастом учащихся. Так масса гантели для учащихся 1-го курса-3-4кг, 2-го курса-4-5кг.

Более избирательно развивать профессионально важные мышцы можно с помощью амортизаторов.

Упражнения для развития силы мышц туловища (для сварщиков, электриков, товаров).

1. Упражнения для мышц передней стенки живота.

  • И. п.- лежа на спине, руки за голову: поднять ноги под углом 45-50°, развести их в стороны, соединить и опустить на пол.

  • И. п.- сесть на пол, руки на поясе ( или за голову), зацепиться носками за край дивана или шкафа. Наклонить туловище назад до касания головой пола и вернуться в исходное положение.

  • И. п.- лёжа на спине, руки вдоль тела. Опираясь ладонями о пол около бёдер, поднять прямые ноги и вернуться в и. п.

  • И. п.- лёжа на спине , вытянув руки вдоль тела, опереться ладонями о пол. Последовательно поднять голову, лопатки, туловище и прямые ноги, возвратиться в и. п.

  • И. п. -лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поднять ноги и отделяя таз от пола, коснуться носками пола за головой.

2. Упражнения для мышц спины.

— И. п.- сесть ноги врозь и взяться руками за колени. Махом рук вверх
выпрямить спину и поднять голову (смотреть на вытянутые вверх руки).
Наклонить туловище вперёд, спина выпрямлена, и в темпе уронить
туловище вперёд (расслабившись).

И. п.- стать на полшага от стены, касаясь её спиной и тазом, руки вверх. Опираясь пальцами, отделить туловище от стены, прогнуться.

  • И. п.- выпад одной ногой вперёд, сзади стоящая нога, туловище и руки расслаблены. Прогнуться, вытянуть руки в стороны и поднять сзади стоящую ногу до положения равновесия на одной ноге-«ласточка».

  • И. п.- сидя на полу, упор руками сзади. Поднять таз, прогнувшись в пояснице, до упора лёжа сзади и одновременно поднять одну ногу вверх.

3. Упражнения для боковых мышц туловища.

  • И. п.- сидя на полу, ногу врозь, руки в стороны. Достать правой рукой левый носок, выпрямиться и, не останавливаясь, достать левой рукой правый носок.

  • И. п.- сесть на пол, ноги развести широко врозь, руками опереться на пол. Поднять правую ногу и, приподнимая немного таз, коснуться носком пола с левой стороны (через левую ногу).

  • И. п.- стойка ноги врозь, руки за головой. Поворачиваясь налево, наклониться вперёд. Выпрямляясь и поворачиваясь направо на 180° , наклониться вперёд и т.д.

  • И. п.- лечь на спину, руки в стороны ладонями к низу, ноги вытянуть вертикально вверх. Не отделяя рук от пола, положить ноги на пол слева, затем поднять и положить на пол справа (наискось на наружную поверхность одной из ног).

Упражнение на ловкость рук.

  1. Различные сложные по координации движения руками: хлопки руками спереди и сзади под каждый шаг, чередуя движения в стороны с хлопком под согнутым коленом правой и левой ноги.

  2. В ходьбе на каждый шаг симметричные движения руками в стороны, вверх, вперед, вниз, назад.

  3. Броски и ловля мяча, подброшенного вверх двумя руками и одной левой рукой, стоя на месте, в движении с поворотом до 360 .

  4. Вращение мяча вокруг себя в правую и левую сторону.

  5. Броски баскетбольного мяча-двумя руками от груди, из-за головы в стену с последующей ловлей мяча из положения стоя, на коленях, лёжа на животе.

  6. Жонглирование теннисными мячами: перебрасывание из в руки в руку 3 мячей, перебрасывание 2 мячей одной рукой.

  7. Упражнения с волейбольными и баскетбольными мячами: верхняя передача волейбольного мяча; ведение баскетбольного мяча поочерёдно левой и правой руками, обведение вокруг себя, не сходя с места, перекат мяча с ладони по руке через спину, по другой руке — на ладонь.

  8. Упражнения с гимнастической палкой: балансировка палки на ладони, поднимая и опуская руки вверх- вниз; положить палку горизонтально на плечи перед собой, дать ей скатиться по рукам и поймать, прежде чем она упадёт; поднять палку над головой, слегка наклониться вперёд, разжать пальцы и поймать палку.

Упражнения для развития ловкости пальцев (Операторы ЭВМ, электрики)

1. Балансирование гимнастической палкой на пальцах, перевод её с пальца на палец.

2. Левую кисть сжать в кулак, правой вытянутыми пальцами касаться левого мизинца, быстрыми движениями одновременно менять положение кистей.

Упражнения на координацию (для всех специальностей)

  1. И.п.- стоя, руки вперёд, кисть правой сжать в кулак, кисть левой прямая. На каждый счёт сменяя положение.

  2. И.п.- стоя, руки вперёд, кисти в кулак, вращение кистей в лучезапястном суставе с одновременным сгибанием и разгибанием рук.

  3. И.п.- стоя, руки вперёд, большой палец правой руки прикасается к указательному пальцу левой, а большой палец левой- к указательному пальцу правой руки. На каждый счёт смена положения пальцев рук. Это же задание выполняется с большим и безымянным пальцами и мизинцем.

  4. И.п.- стойка ноги вместе, руки в стороны, 1- малый круг книзу (круг кистями), 2- средний круг кверху (кисти и предплечья составляют одну прямую линию), 3-4- большой круг книзу.

  5. И.п.- стойка ноги врозь пошире, руки в стороны, 1- сгибая правую (левую) ногу, поворот туловища влево (вправо) и наклон к левой ( правой), руками коснуться носками левой (правой) ноги, голову опустить, 2- И.п., 3-4- то же в др. сторону.

  6. И.п.- основная стойка, 1- прыжок ноги врозь, правая рука к плечу, 2-ноги вместе, левая рука к плечу, 3-прыжок ноги врозь, правая рука вверх, 4- прыжок ноги вместе, левая рука вверх, 5- прыжок ноги врозь, правая рука к плечу,6- прыжок ноги вместе, левая рука к плечу, 7-прыжок ноги врозь, правая рука внизу, 8- прыжок ноги вмести, левая руки вниз.

Свежие документы:  Мониторинг физического развития школьников

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: