Спортивная сюжетно-ролевая игра для младших школьников
«Под парусом к заветной цели».
Каждый ребенок вне зависимости от условий времени ощущают потребность в игре и должен иметь гарантированные возможности для удовлетворения этой потребности.
Конвенция ООН о правах ребенка закрепляет право детей на игры. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности. Ведь игры имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека.
Через игру дети познают мир, развивают свои творческие наклонности, приобретают трудовые и двигательные навыки. Игра – одно из основных средств физического воспитания. Её особенности – это соревновательность, творческое решение ситуации, коллективный характер действий, это эмоции, это внутренний мир человека. Организация нестандартных, интересных дел, способствует развитию личности ребенка. В играх у ребят вырабатываются такие качества, как ловкость, решительность, сноровка, наблюдательность, организованность.
Чтобы у детей появился интерес к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, мною была разработана система внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися начальных классов на основе большой сюжетно-ролевой игры «Под парусом к заветной цели».
Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс). Игровой сюжет – путешествие по океании – парусная регата в поисках страны Спортландии. Каждый класс – это экипаж шхуны (яхты). Каждая шхуна имеет своё название, капитана, боцмана, лоцмана, кока, штурмана, судового врача со своими обязанностями. Во время путешествия экипажи проплывают и посещают различные острова: остров Игры, остров Эрудитов, Веселый остров, остров Сильных и смелых, остров Состязаний, остров Робинзонов; шхуны попадают в Эстафетный пролив, в бухту «Веселая переменка» и на мыс Спорта. Каждый причал (остановка) соответствуют определенному мероприятию, например, на Веселом острове мы проводим «Веселые старты», на острове Игр – конкурсную программу «Игра – дело серьезное», на острове Эрудитов – викторины, эрудиционы по тема ФИС и ЗОЖ, в Эстафетном проливе — соответственно – различного рода эстафеты и т.д.
Цель игры. Организация физкультурно-оздоровительной работы среди младших школьников путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности.
Задачи:
Создание комфортных условий для обучающихся в системе физкультурно-оздоровительной работы гимназии;
Укрепление здоровья детей и приобщение их к занятиям физической культурой, привитие навыков ЗОЖ;
Развитие творческий способностей у обучающихся и чувства ответственности в процессе коллективных соревновательных действий.
Правила игры.
Играй честно, без обмана.
Не выставляй всюду себя, дай и другим дорогу.
Если нужна кому-то помощь — будь рядом.
Не сердись на друзей, больше улыбайся.
Каждое дело доводи до конца.
Победите – не зазнавайтесь, проиграете – не унывайте.
Игра разделена на 4 этапа (этапы роста), то есть на 4 года.
1-ые классы путешествуют по морю «Мечты»,
2-ые классы – по морю «Надежды»,
3-и классы – по морю «Дружбы»,
4-е классы – по морю «Успеха».
Для проведения мероприятий в рамках этой игры создается совет яхт-клуб «Олимпик», в который входят: представители Ученического Совета (службы Спорта и Здоровья и Волонтерской службы), учителя начальных классов, учитель физкультуры и капитаны экипажей. Президент клуба (старшеклассник) осуществляет руководство деятельностью клуба и избирается Советом Клуба. Все участники игры (учащиеся 1-4 классов) являются членами яхт-клуба «Олимпик».
Заповеди яхт-клуба “Олимпик.”
Не тот капитан, кто впереди идёт, а тот капитан, кто за собой ведёт.
Меньше речей и заседаний, больше интересных состязаний.
Девиз яхт-клуба “Олимпик”.
«Ни шагу назад, ни шагу на месте – только вперёд и только все вместе!
Игра начинается с большого старт-шоу «Попутного ветра или на всех парусах» из Порта Странствий. После прохождения испытаний экипажам вручается «Маршрутный лист путешествия». В него вносятся общешкольные мероприятия, а с обратной стороны добавляются классные спортивно-оздоровительные мероприятия. Причём, задания на каждом последующем этапе игры становятся более сложными. Очень важным моментом в данной игре является взаимодействие с родителями. Для этого создан причал на архипелаге «Дружная семейка». Основное мероприятие этой стоянки – Родительские субботы. Они могут проходить по итогам пройденных тем в форме нестандартных уроков: «Королевство волшебных мячей», «Гимнастический калейдоскоп», «Лыжня зовёт», «В гости к Королеве Спорта». На этих занятиях родители видят, что проходят дети на уроках и чему они научились. А также в форме праздников и соревнований с участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Комический футбол», «Детки и Предки». Завершается путешествие у берегов Спортландии: шхуны причаливают к мысу Спорта, где проходит заключительная малая Олимпиада, а в 4-ом классе фестиваль «Из дальних странствий возвратясь», к которому экипажи готовят свои творческие отчёты. На заключительных мероприятиях экипажи и отдельные участники награждаются грамотами и призами по следующим номинациям: «Лидер года», «Открытие года», «Наша надежда», «Мистер преодоление», «Самые смелые и отважные», «Надёжные друзья» и т.д. (награждаются обязательно все дети).
Маршрутный лист путешествия 4А класса
по морю «Успеха»
Мероприятия и КТД | Сроки | Ответствен. | Очки | Место | |
1.Старт-Шоу | «Попутного ветра» | сентябрь | Совет Яхт- клуба «Олимпик» |
|
|
2. Остров Игры | Операция «Кладоискатели» | октябрь | Педагог- организатор, волонтёры |
|
|
3. Весёлый остров | «Зоологические забеги»» | ноябрь | Учитель ФК Служба Спорта |
|
|
4. Острова Эрудитов и Знатоков | Защита проектов «Профилактика инфекционных заболеваний» | декабрь | Куратор службы Спорта и Здоровья |
|
|
5. Остров Сильных и Смелых | Спортивно- развлекательная программа «Гардемарины, вперёд!» | февраль | Учитель ФК Кл.руководители Служба Спорта |
|
|
6. Архипелаг «Дружная семейка» | КТД «Отцы и дети» | март | Учитель ФК Родительские комитеты |
|
|
7.Эстафетный пролив | Эстафеты «Весёлая карусель» | апрель | Учитель ФК Служба Спорта и Здоровья |
|
|
8. Остров Робинзонов | Турпоход с проверкой туристических навыков «Робинзонада» | май | Учитель ФК Кл.руководители Родительский комитет |
|
|
9. Мыс Спорта | Фестиваль «Из дальних странствий возвратясь» | май | Совет Яхт-клуба «Олимпик» |
|
|
Подобная игровая система проведения мероприятий в начальной школе очень положительно влияет на эмоциональную сферу обучающихся и на повышение мотивации как у детей, так и у взрослых к занятиям физической культурой и спортом и к физическому воспитанию в целом.
Результаты анкетирования по теме
«МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 -4 КЛАССОВ МОУ «ГИМНАЗИЯ №38»
К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОТНОШЕНИЮ
К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЦЕЛОМ И К УРОКАМ ФК»
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1-е | 63% | 30% | 7% |
2-е | 75% | 21% | 4% |
3-тьи | 87% | 13% | — |
4-тые | 94% | 6% | — |
Среднее значение | 77% | 17,5% | 5,5% |
Родители | 97,5% | 2,5% | — |
Мониторинг мотивации
у обучающихся 1- 4 классов к физической культуре
Проведённое среди детей и родителей анкетирование показало, что к концу
четвёртого года обучения в гимназии нет детей и родителей с низким уровнем
мотивации к физической культуре, уменьшается количество взрослых и детей со
средним уровнем и увеличивается количество с высоким уровнем — до 90% и выше.
Автор:
Л.В. Родюкова, учитель физической культуры,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ «Гимназия №38» г.Дзержинска
Нижегородской области