Статья на тему: «Игра как средство и метод физического воспитания»


Статья на тему: «Игра как средство и метод физического воспитания»


Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть современного воспитания. Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человек открывает для себя непрерывно обновляющийся мир. Понять природу игры — значит познать природу детства. Младший и средний школьный возраст — наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.

Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают ее с трудом. Ведь в игре, как, и в труде имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она неосуществима.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой, его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду учителю физической культуры, использующему игру в своей работе. В подвижных играх, в отличие от других игр ярко выражена роль движений. Именно поэтому они широко используются как средство физического воспитания. Содержание такой игры составляют сюжет (тема, идея) и двигательная деятельность, ограниченная правилами. Один лишь перечень игр, включенных в школьную программу, говорит о разнообразии сюжетов и соответствующих двигательных действий, что привлекает детей как участников, а руководителям дает возможность выбора в управлении развитием нужных качеств и навыков. Организация действий участников в подвижных играх представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает детей еще и тем, что как объект информации она не представляет для них неопределенности. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, неопознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей. Таким образом, уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей эмоции, приятное волнение, причем это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением.

Свежие документы:  Консультация для родителей "Характер ребёнка зависит от Вас"

Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно меть в виду, с одной стороны, тягу детей к игре, большие возможности, предоставляемые школьной программой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плавность и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект.

Часто говорят об игровом методе проведения физических упражнений. Это значит, что методические особенности игры используются педагогом в занятиях гимнастикой, различными видами спорта, туризмом. Использование методических приемов , характерных для игры, — образность, элемент соревнования, естественность движений и др. — может проявиться в занятиях ярче или слабее или менее полно. Это зависит от различных требований к использованию физических упражнений и условий, в которых они проводятся. Нередко ребятам дается задание: кто сделает больше передач мяча над собой, кто лучше выполнит упражнение с завязанными глазами, кто сделает больше махов на коне, кто в прыжке достанет мяч, повешенный к дереву, и т.п.? Такие игровые упражнения, имеющие эмоциональную окраску (в связи с наличием элемента состязаний), очень полезны. Иной раз они облекаются в игры, где за победу борются не отдельные игроки, а целые команды.

С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включится в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.

Опытные учителя физической культуры широко используют игровой метод на уроках и вне урока при проведении спортивных мероприятий, благодаря чему повышается интерес учащихся к занятиям, полнее используется отведенное на них время, а следовательно, успешнее решаются поставленные педагогические задачи. Кроме этого, действие, окрашенное элементами игры, устанавливает между участниками прочную связь, на основе которой успешнее развиваются и неигровые действия.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: