Тактико-техническое учение в рамках военно-полевых сборов с учащимися 10-х классов «Тактика действий мотострелкового отделения в бою»


Новиков Алексей Александрович, Учитель ОБЖ. МБОУ СОШ п. Дружба, Дятьковского района, Брянской области.


Тактико-техническое учение в рамках

военно-полевых сборов с учащимися 10-х классов


Тема «Тактика действий мотострелкового отделения в бою»


Цель. Отработать тактику действий мотострелкового отделения в обороне

С переходом в наступление, проведение перекрёстного боя, атака.

Психологическое воздействие на учащихся с помощью бутафорского

вооружения и пиротехники. Изучить приёмы ведения боя.

Воспитание психологической устойчивости к трудностям и лишениям

I. Теоретический экскурс в «Тактику»

Тактика – это составная часть военного искусства. Она охватывает теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями и частями.

Тактическая подготовка – это обучение личного состава подразделений и частей подготовке и ведению боя. Тактическая подготовка является основой полевой выучки личного состава подразделений и частей.

Организация мотострелкового отделения (МО).

МО в своем составе имеет: командира отделения, стрелка-гранатомётчика, пулемётчика, стрелка помощника гранатомётчика, старшего стрелка, стрелка, снайпера.

Бой – это вооружённое организованное столкновение подразделений и частей воюющих сторон. Бой является единственным средством достижения победы.

Средства поражения в бою. Современный бой может вестись с применением ядерного оружия и других средств поражения или с применением только обычного оружия. Противник в бою может применить бактериологическое и химическое оружие (хотя ООН эти виды оружия запрещены, но как говорит народная молва «для достижения цели все средства хороши – вспомним фашизм».

Виды боя:

1. Наступление – основной вид боя. Сущность наступления заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, в решительной атаке, в стремительном продвижении в глубину его расположения, уничтожении и пленении живой силы, захвата оружия и военной техники и овладение занимаемой противником территории;

2. Атака – это сочетание стремительного движения в боевом порядке подразделений, частей с огнём наивысшего напряжения в целях уничтожения противника в наиболее решительный момент наступления.

3. Оборона – это вынужденный или преднамеренный вид боя, для отражения наступления превосходящих сил противника, прикрытие определённых направлений экономики, сил и средств на второстепенных направлениях, создание превосходства над противником на главных направлениях.

Отделение может уничтожить:

1. В наступлении: 1 – 2 танка, бронетранспортёр, группу солдат.

2. В обороне: 2 – 3 танка, 1 – 2 бронетранспортёра, и 12 -15 солдат противника.


II. Основная часть. Действия отделения в обороне.

До соприкосновения с противником отделение передвигается к переднему краю ускоренным шагом или бегом в следующем порядке:

кк – командир; п – пулемётчик; сс – старший стрелок;

⃝ ⃝ сн снайпер; с – стрелок; сг – стрелок гранатомётчик;

Свежие документы:  Программа соревнований «Мама, папа, я - спортивная семья!» 5 Класс

⃝ ⃝ пг – помощник гранатомётчика; с — стрелок

⃝ ⃝ в — водитель

⃝ ⃝

На переднем крае обороны отделение переходит к оборудованию окопа для стрельбы лёжа. Окапывание осуществляется лёжа при помощи малой пехотной лопаты. С правой стороны лежит автомат на расстоянии вытянутой руки. Постепенно отползая, снимается первый слой грунта, затем второй … . Смотри схему окопа.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=227891890-42-72&n=21

https://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=438137178-12-72&n=21

В процессе окапывания подаются различные вводные:

1. Отделение «Воздух»

По команде командира отделения, например «Отделение, ориентир №1, слева 10, дальше 300, по самолётам сопроводительным или заградительным — огонь». Отделение ведёт огонь по самолётам из положения лёжа на спине, с колена или стоя.


Заградительный огонь: Сопроводительный огонь:

Прицеливаются в точку за 5 – 6 корпусов

перед летящим самолётом, открывают огонь. https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=135970122-48-72&n=21


Заградительный огонь применяется по целям, скорость которых превышает 150 м/с. При этой скорости величина упреждения достигает нескольких десятков корпусов, определить его на глаз трудно. Сущность заградительного огня в том, что впереди по корпусу самолёта заблаговременно создают зону заградительного огня с таким расчётом, чтобы обеспечить пересечение трасс пуль с целью.

Огонь открывают в точку огня тогда, когда от неё до летящей цели расстояние будет 800 – 900 метров.

Сопроводительный огонь применяется по медленно летящим самолётам. Сущность его в том, стрелки-автоматчики, перемещая оружие, непрерывно удерживают линию прицеливания впереди цели по её курсу на величину рассчитанного (определённого на глаз) упреждения и производят длинную очередь в момент наиболее точной наводки оружия (упреждение 5 – 6 корпусов летящего объекта). Летящим объектом может быть макет самолёта, подвешенный и перемещающийся на проволоке или просто бегущий человек.

2. Противник открыл орудийный огонь, ложись!

Отделение укрывается за складками местности или в частично отрытом окопе, при этом ведётся наблюдение за местностью как каждым из солдат, так и лицами, назначенными командиром наблюдателями.

Наблюдение осуществляется согласно инструкции, относительно заранее установленных ориентиров.

При обнаружении противника, наблюдатели докладывают о месте расположении противника, относительно ориентира (Влево, вправо, дальше, ближе). Например: «Ориентир 3, влево 3, дальше 100, за кочкой автоматчик». Расстояние влево, вправо – в тысячных, дальше, ближе — в метрах.



https://voennizdat.ru/KonspektuRF/Razved/1-1/Untitled-1_clip_image008.jpg

Схема наблюдения


https://voennizdat.ru/KonspektuRF/Razved/1-1/Untitled-1_clip_image010.jpg

Схема наблюдения (вариант)

На наблюдательных постах результаты наблюдения чаще всего отражают на схеме местности, которая готовится заранее по карте. В отдельных случаях схема местности составляется приемами глазомерной съемки.
Прибыв на наблюдательный пост, наблюдатель наносит на схему местности свое местоположение (место наблюдательного поста), полосу (сектор) наблюдения и ориентиры.
Для удобства наблюдения и последовательного осмотра местности полоса (сектор) наблюдения делится по глубине на зоны: ближнюю, включающую участок, детально просматриваемый невооруженным глазом (примерно до 400 м); среднюю, в пределах от 400 до 800 м; дальнюю, включающую весь остальной участок местности в пределах видимости.
После этого рекомендуется нанести на схему поля невидимости, т. е. те участки местности, которые закрыты от наблюдателя какими-либо местными предметами или формами рельефа.

Свежие документы:  Сценарий мероприятия по физкультуре "Вид горнолыжного спорта"

Оборудование и оснащение поста наблюдателя

https://voennizdat.ru/KonspektuRF/Razved/1-1/Untitled-1_clip_image004.jpg

https://voennizdat.ru/KonspektuRF/Razved/1-1/Untitled-1_clip_image006.jpg

Оснащение наблюдательного пост

Определив местоположения противника, наблюдатель докладывает: «Товарищ сержант, ориентир №2, Слева 10, дальше 100 в окопе пулемётчик».

3. В момент окапывания «Могут появиться танки» противника. Командир отделения подаёт команду: «Танки справа (слева)! Гранаты к бою!»

Отделение готовит кумулятивные гранаты (перед проведением учений командир рассказывает об уязвимых местах танка: ствол, боковая броня, пулемётные щели, корма, гусеницы). При подходе танков на расстояние броска (25-30 метров), отделение по команде «Гранатами огонь!» метает гранаты по уязвимым местам танка (макету, или окопу, заранее определив, где уязвимые места).

Отделение также ведёт огонь по танкам из подствольных гранатомётов, а гранатомётчик гранатами своего гранатомёта, зажигательными смесями.

Танковая атака может сопровождаться живой силой противника. Задача отделение – уничтожит живую силу, ведя огонь из автоматов и пулемёта Калашникова.

После отрывки окопа для стельбы лёжа, продолжает отрывать окоп для стрельбы стоя. После завершения отрывки, окоп маскируют под окружающую местность.

III. Действия отделения в наступлении.

Наступление осуществляется при соотношении сил 3:1.

Перед наступлением каждый солдат готовится: подгоняет обмундирование, закрепляет на поясном ремне магазины, пехотную лопату, противогаз так, чтобы не мешали при передвижении, штык-нож прикрепляют к автомату, берут кумулятивные и осколочные гранаты.

К переднему краю отделение доставляется БМП и БТР

БМП-2


БТР-80

Или передвигаются самостоятельно ускоренным шагом или бегом

Затем отделение спешивается (в качестве БТР при спешивании можно использовать обычные школьные столы), выстраиваются в колонну по одному, или по два.


https://jodocs.ru/pars_docs/refs/1106/1105252/1105252_html_5b5d3ffd.jpg























К – командир, Сн – снайпер, П- пулеметчик, Гм – гранатомётчик, ПГм – помощник гранатомётчика, Ст – стрелок, В – водитель.

За 400 метров до передней линии противника по команде командира отделения «К бою!», Отделение разворачивается в боевую цепь:


https://jodocs.ru/pars_docs/refs/1106/1105252/1105252_html_6e0630e1.jpg



















  



https://lemur59.ru/sites/default/files/images/0242.jpg

За каждым отделением (взводом) закреплён танк (в качестве танка может служить любой из учащихся, выделяющийся яркой одеждой, и перед собой он может катить тачку, имитируя приспособление для разминирования проходов в инженерный сооружениях противника).

В ходе наступления даются ВВОДНЫЕ:

Внимание, воздух! По этой вводной отделение ведёт огонь по низколетящим самолётам также, как и в обороне.

Противник применил ОВ психохимического действия BZ, газы! Отделение надевает противогазы, согласно правилам, лёжа на спине. Далее действия осуществляются в противогазах.

Противник открыл прицельный огонь, ложись! Слева, справа короткими перебежками, марш! Личный состав отделения слева, справа преодолевает участки местности по два расстоянием 20 — 30 метров в полусогнутом положении (уменьшая плошадь поражения), петляя в хаотичном порядке (чтобы противник не смог прицелиться). Преодолев участок, падает, незаметно перекатывается влево или вправо. Таким образом передвигается следующая пара. Падая, личный состав укрывается за складками местности.

Свежие документы:  СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ»

Далее осуществляются передвижения «на получествереньках», «по-пластунски».

Рядовой Иванов получил получил ранение в правую руку и левую ногу. Рядовой Смдоров вынести раненого с поля боя. Рядовой Сидоров выносит раненого с поля боя приёмом «на боку». Пройдя участок расстоянием действительного огня, выносит раненого с помощью подручных средств.

Дойдя до инженерных и минно-взрывных заграждений командир подаёт команду: «В колонну по-одному за мной бегом марш!». Личный состав отделения в движении перестраивается в колонну «по-одному». Танк проделывает проходы в заграждениях. Отделение по проходу преодолевает участок местности. Экипаж БМП в этот момент ведёт огонь по противнику из всех видов оружия




F:DCIM101MSDCFDSC03980.JPG

Преодолев заграждение командир отделения подаёт команду: «К бою!». Личный состав отделения разворачивается в боевую цепь

«Противник открыл кинжальный огонь, ложись. Гранаты к бою! По позициям противника осколочными гранатами РГД-5, огонь!». Личный состав забрасывает позиции противника гранатами и, как только взорвалась последняя граната, подаётся команда: «В атаку за мной, марш!». Личный состав отделения врывается на позиции противника с криками «Ура!». Далее идёт рукопашная схватка с применением пехотных лопат, автомата с примкнутым штык-ножом. Наносятся удары прикладом снизу, сбоку, уколы штык-ножом с выпадом и без выпада. В качестве цели для нанесения ударов могут применяться обычные мешки, набитые опилками или песком и подвешенные на столбах.

В процессе учения применяется маломощная пиротехника. Для усиления звука и с целью техники безопасности петарды бросаются в ведро обученным взрослым человеком.

III. Заключительная часть. Подведение итогов учения. В процессе подведения итогов участники могут вносить свои предложения по совершенствованию различных приёмов ведения боя. Каждый из приёмов отрабатывается вначале отдельно.

Вм качестве методического пособия в работе использовался учебник «Начальная военная подготовка»























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: