Конспект урока для 10 класса «Относительность движения»


Урок №6

Предмет физика.10кл(ЕМ)

Тема: Относительность движения

Цель:

  1. Обучающая : объяснить понятие об относительности движения. Научить определять относительную скорость

  2. Развивающая : развивать научность мышления , уметь применять знания .

  3. Воспитывающая: формировать добросовестное отношение к учебному труду.

Ход урока.

Ι.Организационный момент.

ΙΙ. Повторение изученного материала.

  1. Что вы понимаете под радиусом кривизны траектории?

  2. Рассчитайте радиус кривизны в любой точке траектории для тела, бро­шенного под углом к горизонту?

  3. В чем состоит преимущество векторной записи движения?

ΙΙI. Изучение новой темы.

Всякое движение относительно. Это означает, что одно и то же тело одновременно и движется, и покоится. Движется относительно одних тел и одновременно покоится относительно других. Мы все, земляне, можем покоиться относительно своего письменного стола и одновременно всегда движемся относительно Солнца.

В задачах на относительность движения часто приходится пользоваться правилом сложения скоростей. Правило сложения скоростей:

скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна сумме скорости тела относительно подвижной системы отсчета и скорости самой подвижной системы относительно неподвижной, где

+

скорость тела относительно НСО
скорость тела относительно ПСО

скорость ПСО относительно НС

Это правило применимо только к классическим скоростям, т.е. скоростям, значительно меньшим скорости света в вакууме (т.е. к скоростям порядка 106 м/с и меньше).

1) Если система отсчета и тело в ней движутся в одном направлении, то
Например, если поезд движется со скоростью 16 м/с относительно вокзала, а пассажир по ходу поезда бежит со скоростью 2 м/с относительно полок вагона, то скорость пассажира относительно вокзала равна 18 м/с.

2) Если система отсчета и тело в ней движутся в противоположных направлениях, то

Например, если в предыдущем примере пассажир будет бежать навстречу ходу поезда, то скорость, с которой он будет удаляться от вокзала, будет равна 14 м/с

3) Если в подвижной системе отсчета, движущейся со скоростью относительно неподвижной системы, тело станет двигаться со скоростью относительно подвижной системы под углом к направлению ее движения, то для определения модуля скорости тела относительно неподвижной системы придется применить теорему Пифагора или теорему косинусов — в зависимости от величины угла (рис. 10 а и б).






Н
апример, если скорость течения v =1 м/с, а лодка переплывает реку со скоростью v1 = 2 м/с относительно воды перпендикулярно берегу (рис. 10), то скорость лодки относительно берега будет, согласно теореме Пифагора, равна



!!! Если в условии сказано, что лодка переплывает реку по кратчайшему пути, значит, ее скорость относительно берега направлена перпендикулярно берегу, а скорость лодки относительно водынаправлена под тупым углом к вектору скорости течения (рис. 11). В таком случае скорость лодки относительно берега можно определить по теореме Пифагора:

а время t, за которое лодка переплывет реку шириной Н, двигаясь с этой скоростью, можно найти как отношение этой ширины к скорости лодки относительно берега:

Если говорится о минимальном времени, за которое лодка переплывет реку, то теперь перпендикулярно берегу надо направить вектор скорости лодки относительно воды под прямым углом к течению, как на рис. 12. В этом случае минимальное время t будет равно отношению ширины реки к скорости лодки относительно течения:Таким образом, если вам нужно переплыть реку как можно быстрее, значит, надо грести перпендикулярно течению.

4) Если два тела сближаются или удаляются друг от друга, т.е. движутся в противоположных направлениях со скоростями v1 и v2 относительно неподвижных объектов, то их скорость v относительно друг друга будет по модулю равна сумме их скоростей относительно неподвижных объектов:

5) Если два тела обгоняют друг друга, т.е. движутся в одном направлении со скоростями v1 и v2 относительно неподвижных объектов, то их скорость v относительно друг друга по модулю будет равна разности их скоростей относительно неподвижных объектов:

Например, если два поезда едут по параллельным рельсам навстречу друг другу со скоростями 36 км/ч и 74 км/ч относительно вокзала, то скорость их взаимного сближения, т.е. скорость первого поезда относительно второго по модулю равна скорости второго относительно первого и равна:36 км/ч + 74 км/ч = 110 км/ч.

А если они движутся по параллельным рельсам в одном направлении, т.е., например, если второй поезд, скорость которого равна 72 км/ч, обгоняет первый, скорость которого 36 км/ч, то скорость первого поезда относительно второго равна скорости второго минус скорость первого:

72 км/ч – 36 км/ч = 36 км/ч,

а скорость второго поезда относительно первого равна скорости

первого поезда минус скорость второго:36 км/ч – 72 км/ч = –36 км/ч.

6) Если два тела движутся со скоростями v1 и v2 относительно неподвижных объектов и векторы этих скоростей направлены под углом друг к другу, то, чтобы найти скорость второго тела относительно первого, надо найти векторную разность (рис. 13, а), а чтобы найти скорость первого тела относительно второго, надо найти векторную разность (рис. 13, б).

Для нахождения модуля относительной скорости можно применить теорему косинусов:

Если = 90, то удобно применить теорему Пифагора:

Если сказано, что два поезда длиной L1 и L2 каждый движутся навстречу друг другу со скоростями v1 и v2 относительно неподвижных объектов (деревьев, домов), то время t, в течение которого они будут проезжать мимо друг друга, можно найти, разделив сумму их длин на их скорость относительно друг друга, которая при встречном движении поездов равна сумме их скоростей:

А если эти поезда обгоняют друг друга, двигаясь в одном направлении, то время обгона равно:

ΙV . Закрепление пройденного материала.

  1. Вода в реке движется со скоростью 3 м/с. по реке плывет плот. Чему равна скорость плота относительно берега? 1. 0 2. 3 м/с 3. 6 м/с 4. 1,5 м/с 2) Человек спускается вниз по эскалатору со скоростью 1 м/с. скорость эскалатора 4 м/с. чему равна скорость человека относительно неподвижного наблюдателя, стоящего внизу? 1. 5 м/с 2. 3 м/с 3. 0 4. Недостаточно данных 3) Какова траектория движения любой точки винта , поднимающего вверх вертолет, для наблюдателя, стоящего внизу? 1. Прямая линия 2. Винтовая линия 3. Окружность 4. Парабола

V . Домашнее задание. §

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Звук и буква Юю"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: