Цели:
Повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».
Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью измерительных приборов и средств измерений.
Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.
Развитие коммуникативных способностей учащихся, умений работать в группе.
Оборудование:
бланки для оформления экспериментальных заданий на определение плотности, объема, массы твердого тела;
измерительные приборы, средства измерений: рычажные весы, разновесы, кусочки сахара- рафинада, бруски стальные, алюминиевые, кусочки парафина.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Проверка готовности к уроку, озвучивание основных целей урока.
2. Повторение теоретического материала
Проводится проверочная работа по основным теоретическим вопросам учебного материала. Учащиеся отвечают на вопросы в течение 5-7 мин,
1. Что показывает плотность вещества?
2. Единицы измерения плотности в системе СИ.
3. Плотность вещества 7,1 г/см3. Какова его плотность в кг/м3?
4. Формула для расчета плотности.
5. Из формулы плотности выразите массу и запишите полученное соотношение
6. При нагревании тело расширяется при этом его плотность …
7. В каком агрегатном состоянии (твердом, жидком или газообразном) плотность вещества минимальная?
3. Повторение приемов решения расчетных задач по теме
1) Устная задача на расчет объема жидкости.
Определить объем керосина в цистерне (Приложение 1, слайд 1)
Ответ: 4 м3
Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку объемом 15 см3? (ученик у доски) (Приложение 1, слайд 2)
2) Расчетная задача выполняется с объяснением у доски.
Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см.
Ответ: 112,5 кг
4. Экспериментальные задания (выполняются по группам )
К нам обратились люди различных профессий с просьбой им помочь.
Каждая группа получит задание, которое необходимо выполнить и затем объяснить его решение.
1.Письмо от домохозяйки.
Сколько кг меда войдет в эту вазочку?
Оборудование: таблица плотности, мензурка, вазочка, вода
2,Сотрудники целюллозно бумажного комбината.
Просим вас вычислить плотность бумаги, которую мы выпускаем.
Оборудование: пачка бумаги, весы, линейка.
3. Ювелир.
Сколько граммов серебра ушло на изготовление этого кольца?
Оборудование: таблица плотности, кольцо, мензурка, вода, весы.
4. Агроном.
Чем плотнее картофель, тем больше в нем содержится крахмала, тем пригоднее он для пищевых целей. У нас два вида картофеля. Какой из них оставить для пищи, а какой пустить на корм скоту?
Оборудование: картофель красный, весы, стакан с отливным носиком, весы, вода.
5. Работники кондитерской фабрики.
Рассчитайте плотности шоколада, который мы выпускаем.
Оборудование: шоколад, линейка, весы.
6. Химик.
Что это за жидкость?
Оборудование: пузырек с жидкостью, пустой пузырек такого же объема, весы, мензурка.
7. Шеф повар.
Определите плотность моркови.
Оборудование: морковь, весы, стакан с отливным носиком, весы, вода.
8. Агроном.
Чем плотнее картофель, тем больше в нем содержится крахмала, тем пригоднее он для пищевых целей. У нас два вида картофеля. Какой из них оставить для пищи, а какой пустить на корм скоту?
Оборудование: картофель белый, весы, стакан с отливным носиком или мензурка, весы, вода.
9. Шеф повар.
Определите плотность свеклы.
Оборудование: свекла, весы, стакан с отливным носиком или мензурка, весы, вода.
10. Строитель.
На строительство дома нам привезли брус. Очень бы хотелось узнать какая порода дерева. Отправляем вам образец.
Оборудование: брусок, линейка, таблица плотности, весы.
11. Токарь.
Определите, пожалуйста, из какого металла изготовлена эта деталь.
Оборудование: мензурка, весы, деталь, таблица плотности.
12. Шеф повар.
Определите плотность яблока.
Оборудование: яблоко, весы, стакан с отливным носиком или мензурка, весы, вода.
Результаты экспериментальных заданий представляют на доске по одному представителю от каждой группы. Остальные учащиеся сдают бланки с результатами измерений и расчетов на проверку учителю. Образцы бланков прилагаются (Приложение 2).
5. Рефлексия
обведи свою ладонь на оценочном листе. Отметь, свою позицию ставя + или – на каждом пальчике
большой палец – мне было интересно на уроке
указательный палец –я узнал новое для себя
средний -мне было трудно выполнять задания
безымянный – мне было комфортно на уроке
мизинец – хотел бы побольше таких уроков
Вопросы учителя к учащимся:
1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Домашнее задание: повторить п.21,22.
Домашняя экспериментальная задача: определить плотность куска мыла известной массы, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.
Плотности некоторых твердых тел
(при норм. атм. давл., t = 20ºC)
ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 | Жидкость | ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 | |
13 600 | 13,60 | Керосин | 800 | 0,80 | |
Серная кислота | 1 800 | 1,80 | Спирт | 800 | 0,80 |
Мёд | 1 350 | 1,35 | Нефть | 800 | 0,80 |
Вода морская | 1 030 | 1,03 | Ацетон | 790 | 0,79 |
Молоко цельное | 1 030 | 1,03 | Эфир | 710 | 0,71 |
Вода чистая | 1000 | 1,00 | Бензин | 710 | 0,71 |
Масло подсолнечное | 930 | 0,93 | Жидкое олово | 6 800 | 6,80 |
Масло машинное | 900 | 0,90 | Жидкий воздух | 860 | 0,86 |
Плотности некоторых твердых тел
(при норм. атм. давл., t = 20ºC)
ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 | Жидкость | ρ, кг / м 3 | ρ, г / cм 3 | |
13 600 | 13,60 | Керосин | 800 | 0,80 | |
Серная кислота | 1 800 | 1,80 | Спирт | 800 | 0,80 |
Мёд | 1 350 | 1,35 | Нефть | 800 | 0,80 |
Вода морская | 1 030 | 1,03 | Ацетон | 790 | 0,79 |
Молоко цельное | 1 030 | 1,03 | Эфир | 710 | 0,71 |
Вода чистая | 1000 | 1,00 | Бензин | 710 | 0,71 |
Масло подсолнечное | 930 | 0,93 | Жидкое олово | 6 800 | 6,80 |
Масло машинное | 900 | 0,90 | Жидкий воздух | 860 | 0,86 |
Плотность, г/см3 | |
Береза | 0.65 |
Береза железная | 0.73 |
0.68 — 0.9 | |
Вяз | 0.6 |
0.7 | |
Ель | 0.46 |
Ива | 0.45 — 0.5 |
0.57 — 0.67 | |
Липа | 0.4 — 0.5 |
Лиственница | 0.68 |
Можжевельник | 0.7 |
Ольха | 0.5 |
0.6 | |
Осина невыдержанная | 0.49 |
Осина выдержанная | 0.53 |
Пихта | 0.37 — 0.44 |
Рябина | 0.6 — 0.7 |
Слива | 0.7 — 0.9 |
Сосна | 0.52 |
Тополь | 0.425 |
Яблоня | 0.66 — 0.84 |
0.68 |
Задание для группы 1
Фамилии, имена учащихся ______________________________
______________________________
Определите, из какого вещества изготовлено тело?
Оборудование: весы, разновесы, линейка, металлический брусок, таблица плотностей.
m=
V=
ρ=
Вещество ____________________________
Задание для группы2
Фамилии, имена учащихся ______________________________
______________________________
Определите объем кусочка парафина.
Оборудование: весы, разновесы, таблица плотностей, кусок парафина.
m=
ρ=
V=
Задание для группы 3
Фамилии, имена учащихся ______________________________
______________________________
Определите массу кусочка сахара-рафинада.
Оборудование: линейка, таблица плотностей, кусок сахара- рафинада.
ρ=
V=
m=