Конспект урока для 7 класса «Плотность вещества»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Плотность вещества». Физика. 7-й класс

Цели:

  • Повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».

  • Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью измерительных приборов и средств измерений.

  • Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.

  • Развитие коммуникативных способностей учащихся, умений работать в группе.

Оборудование:

  • бланки для оформления экспериментальных заданий на  определение плотности, объема, массы твердого тела;

  • измерительные приборы, средства измерений: рычажные весы, разновесы, кусочки сахара- рафинада, бруски стальные, алюминиевые, кусочки парафина.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, озвучивание основных целей урока.

2. Повторение теоретического материала

Проводится проверочная работа по  основным теоретическим вопросам учебного материала. Учащиеся отвечают на вопросы в течение 5-7 мин,

1. Что показывает плотность вещества?
2. Единицы измерения плотности в системе СИ.
3. Плотность вещества 7,1 г/см3. Какова его плотность в кг/м3?
4. Формула  для расчета плотности.
5. Из формулы плотности выразите массу и запишите полученное соотношение

6. При нагревании тело расширяется при этом его плотность …
7. В каком агрегатном состоянии (твердом, жидком или газообразном) плотность вещества минимальная?



3. Повторение приемов решения расчетных задач по теме

1) Устная задача на расчет объема жидкости.

Определить объем керосина в цистерне (Приложение 1, слайд 1)

Ответ:  4 м3

Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку объемом 15 см3? (ученик у доски) (Приложение 1, слайд 2)

2) Расчетная задача выполняется с объяснением у доски.

Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см.

Ответ: 112,5 кг

4. Экспериментальные задания (выполняются по группам )

К нам обратились люди различных профессий с просьбой им помочь.

Каждая группа получит задание, которое необходимо выполнить и затем объяснить его решение.



1.Письмо от домохозяйки.

Сколько кг меда войдет в эту вазочку?

Оборудование: таблица плотности, мензурка, вазочка, вода


2,Сотрудники целюллозно бумажного комбината.

Просим вас вычислить плотность бумаги, которую мы выпускаем.

Оборудование: пачка бумаги, весы, линейка.


3. Ювелир.

Сколько граммов серебра ушло на изготовление этого кольца?

Оборудование: таблица плотности, кольцо, мензурка, вода, весы.


4. Агроном.

Чем плотнее картофель, тем больше в нем содержится крахмала, тем пригоднее он для пищевых целей. У нас два вида картофеля. Какой из них оставить для пищи, а какой пустить на корм скоту?

Оборудование: картофель красный, весы, стакан с отливным носиком, весы, вода.


5. Работники кондитерской фабрики.

Рассчитайте плотности шоколада, который мы выпускаем.

Оборудование: шоколад, линейка, весы.


6. Химик.

Что это за жидкость?

Оборудование: пузырек с жидкостью, пустой пузырек такого же объема, весы, мензурка.


7. Шеф повар.

Определите плотность моркови.

Оборудование: морковь, весы, стакан с отливным носиком, весы, вода.



8. Агроном.

Чем плотнее картофель, тем больше в нем содержится крахмала, тем пригоднее он для пищевых целей. У нас два вида картофеля. Какой из них оставить для пищи, а какой пустить на корм скоту?

Оборудование: картофель белый, весы, стакан с отливным носиком или мензурка, весы, вода.



9. Шеф повар.

Определите плотность свеклы.

Оборудование: свекла, весы, стакан с отливным носиком или мензурка, весы, вода.




10. Строитель.

На строительство дома нам привезли брус. Очень бы хотелось узнать какая порода дерева. Отправляем вам образец.

Оборудование: брусок, линейка, таблица плотности, весы.



11. Токарь.

Определите, пожалуйста, из какого металла изготовлена эта деталь.

Оборудование: мензурка, весы, деталь, таблица плотности.

12. Шеф повар.

Определите плотность яблока.

Оборудование: яблоко, весы, стакан с отливным носиком или мензурка, весы, вода.

Результаты экспериментальных заданий представляют на доске по одному представителю от каждой группы. Остальные учащиеся сдают бланки с результатами измерений и расчетов на проверку учителю. Образцы бланков прилагаются (Приложение 2).

5. Рефлексия

обведи свою ладонь на оценочном листе. Отметь, свою позицию ставя + или – на каждом пальчике

большой палец – мне было интересно на уроке

указательный палец –я узнал новое для себя

средний -мне было трудно выполнять задания

безымянный – мне было комфортно на уроке

мизинец – хотел бы побольше таких уроков

Вопросы учителя к учащимся:

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Что вы поняли?

3) Чему вы научились?

4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Домашнее задание: повторить п.21,22.

Домашняя экспериментальная задача: определить плотность куска мыла известной массы, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.

Плотности некоторых твердых тел
(при норм. атм. давл., t = 20ºC)



Жидкость

ρ, кг / м 3

ρ, г / cм 3

Жидкость

ρ, кг / м 3

ρ, г / cм 3

Ртуть

13 600

13,60

Керосин

800

0,80

Серная кислота

1 800

1,80

Спирт

800

0,80

Мёд

1 350

1,35

Нефть

800

0,80

Вода морская

1 030

1,03

Ацетон

790

0,79

Молоко цельное

1 030

1,03

Эфир

710

0,71

Вода чистая

1000

1,00

Бензин

710

0,71

Масло подсолнечное

930

0,93

Жидкое олово
(при t = 400ºC)

6 800

6,80

Масло машинное

900

0,90

Жидкий воздух
(при t = -194ºC)

860

0,86




Плотности некоторых твердых тел
(при норм. атм. давл., t = 20ºC)



Жидкость

ρ, кг / м 3

ρ, г / cм 3

Жидкость

ρ, кг / м 3

ρ, г / cм 3

Ртуть

13 600

13,60

Керосин

800

0,80

Серная кислота

1 800

1,80

Спирт

800

0,80

Мёд

1 350

1,35

Нефть

800

0,80

Вода морская

1 030

1,03

Ацетон

790

0,79

Молоко цельное

1 030

1,03

Эфир

710

0,71

Вода чистая

1000

1,00

Бензин

710

0,71

Масло подсолнечное

930

0,93

Жидкое олово
(при t = 400ºC)

6 800

6,80

Масло машинное

900

0,90

Жидкий воздух
(при t = -194ºC)

860

0,86










ревесина

Плотность, г/см3

Береза

0.65

Береза железная

0.73

Вишня

0.68 — 0.9

Вяз

0.6

Дуб

0.7

Ель

0.46

Ива

0.45 — 0.5

Клен

0.57 — 0.67

Липа

0.4 — 0.5

Лиственница

0.68

Можжевельник

0.7

Ольха

0.5

Орех

0.6

Осина невыдержанная

0.49

Осина выдержанная

0.53

Пихта

0.37 — 0.44

Рябина

0.6 — 0.7

Слива

0.7 — 0.9

Сосна

0.52

Тополь

0.425

Яблоня

0.66 — 0.84

Ясень

0.68


Задание для группы 1


Фамилии, имена учащихся ______________________________

______________________________

Определите, из какого вещества изготовлено тело?


Оборудование: весы, разновесы, линейка, металлический брусок, таблица плотностей.

m=


V=


ρ=


Вещество ____________________________




Задание для группы2


Фамилии, имена учащихся ______________________________

______________________________

Определите объем кусочка парафина.


Оборудование: весы, разновесы, таблица плотностей, кусок парафина.

m=


ρ=


V=





Задание для группы 3


Фамилии, имена учащихся ______________________________

______________________________

Определите массу кусочка сахара-рафинада.


Оборудование: линейка, таблица плотностей, кусок сахара- рафинада.

ρ=


V=


m=





Свежие документы:  Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара» 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: