Конспект урока «Механическое движение. Скорость» 7 класс


Открытый урок по теме

«Механическое движение. Скорость.»

7 класс

Хакимуллина Рузалия Мухтаровна учитель физики

МОУ школа №8

Кировского района г.Казани

Объявление

Цель урока:

  1. Образовательная:

Расширить знания учащихся о механическом движении, скорости движения тела. Рассмотреть механическое движение через фольклор: русские народные поговорки , пословицы и загадки о механическом движении. Выявить экспериментально зависимость величины скорости неравномерного движения тела от угла наклона направляющей рейки по отношению к столу.

  1. Развивающая :

Формирование целостной системы знаний об изучении механического движения учеными от Аристотеля до Ньютона. Знакомство с методами научного познания.

Развитие творческих способностей, умений наблюдать, обобщать, сопоставлять , делать выводы. Развитие положительных мотивов от учебной деятельности и достигнутых успехов;

Воспитательная:

Формирование аккуратности, ответственности, умение работать в группах, заинтересованность в успехе, социализации ученика- умение общаться со сверстниками.



Оборудование: Компьютер, проектор, лабораторное оборудование на столах. На стендах класса высказывания великих людей и ученых, презентация «От Аристотеля до Ньютона» с портретами ученых .

Высказывания: Козьма Прутков- «Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь», «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». Чтобы скорость тела была неизменной: «Нужно толкать» Аристотель, «Не нужно тормозить» Галилео Галилей.





Ход урока:

1 этап: Организационный момент- рассадка учащихся в группы по 4-5человек, разъяснение плана урока, цели урока.(слайд3)

На доске слова А.С.Пушкина

«Движенья нет,- сказал

мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить»



2 этап: Актуализация- фронтальный опрос :

Что такое механическое движение?

Как рассматривали механическое движение:

  • Аристотель (слайд 4);

  • Г.Галилей(слайд 5);

  • Ньютон(слайд 6).

Движение каких тел рассматривал Н.Коперник(слайд7).

Какие физические величины характеризуют механическое движение?

Чем отличается равномерное движение тела от неравномерного движения?

3 этап. Подготовительный этап(игра)

Каждой группе раздаются пословицы, поговорки, ребусы- необходимо объяснить смысл пословиц, поговорок и отгадать ребусы.

  • Пословицы:что кругло- легко катится, пеший конному не товарищ, баба с возу -кобыле легче, в гору подпряжка в пору, а под гору и само катится, где путь прямой там на езди по кривой(слайд9);

  • загадки :То как арбузы велики, то словно яблоки малы. Они не могут говорить, но могут вес определить(гири); Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились(весы); Я катаюсь на нем до вечерней поры. Но ленивый мой конь возит только с горы(санки);(слайд 11);

  • Ребусы: время, скорость, механика, Аристотель(слайд 12-15).

3 этап. Экспериментальная работа- выяснить зависимость величины скорости от угла наклона направляющей рейки по которой соскальзывает каретка.

Ход работы:

На столах оборудование: направляющая рейка, секундомер, каретка, штатив.

Задание на листах.

  1. Прочитать инструкцию по проведению экспериментальной работы.

Определите среднюю скорость неравномерного движения каретки по направляющей рейке , используя для этого секундомер, линейку.

Опыт 1 .Установите направляющую рейку на высоте 10 см от стола. Положите каретку на рейку , запустите секундомер и проверьте за какое время скатится каретка до низа рейки. Запишите результат. Рассчитайте среднюю скорость движения каретки.

Опыт2. Поднимите направляющую рейку на высоту 18 см от стола. Повторите опыт1. Рассчитайте среднюю скорость движения каретки.

Сделайте вывод : от чего зависит величина скорости движения каретки. Сравните скорости в первом опыте и во втором опыте. Укажите ,зависит ли скорость от угла наклона плоскости.



  1. Обсудить задание поэтапно(в группах).

  2. Приступить к выполнению работы.

  3. Результаты оформить на листах.

  4. Сделать вывод о проделанной работе, о зависимости скорости неравномерного движения тела.

  5. Отчеты о проделанной работе сдать учителю.

4 этап. Обобщение урока. Слайд 15 «Опыт- отец всякой достоверности. Мудрость – дочь опыта» Леонардо да Винчи. Делаем вывод урока. Выставление оценок.

Дополнительная информация «Механика Эпохи возрождения»

5 этап. Домашнее задание. Подготовить небольшие выступления, доклады, высказывания ученых, поэтов, художников о механическом движении, скорости.







скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: