Конспект урока по Физике «Изучение архимедовой силы» 7 класс


Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.

Автор — учитель физики МАОУ лицея № 14 имени Ю.А. Гагарина

Щёлковсого муниципального района Московской области

Серединой Аллы Викторовны,

учителя высшей квалификационной категории.

Цель:

  1. Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.

  2. Формирование УУД исследовательской деятельности: выдвижения гипотез, подбор лабораторного оборудования для их экспериментальной проверки, умение проводить научные наблюдения, формулировать выводы.

  3. Формирование навыков выполнения измерений с помощью различных физических приборов

Оборудование: динамометр, калориметрические тела, стакан с водой, мензурка с водой, стакан с насыщенным раствором соли (с глицерином), пластилиновый шарик, нитки.


Ход работы:

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:

  • Что такое выталкивающая сила?

  • Почему она возникает?

  • Как можно обнаружить выталкивающую силу? Вспомните лабораторную работу «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

Измерим динамометром вес тела в воздухе Р, вес тела в жидкости – Р.

Архимедова сила равна FА= Р — Р.


  1. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ.

Вопрос учителя: от чего, как вы думаете, зависит архимедова сила?

Фиксация гипотез учащихся на доске.

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ.

Опыт №1: Исследование зависимости выталкивающей силы от формы тела.

Вопрос учителя: Какие приборы понадобятся для проверки данной гипотезы?

Подвесьте пластилиновый шарик на нити к крючку динамометра и опустите шарик в мензурку с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Выньте шарик из воды и измените произвольным образом его форму. Повторите опыт. Зависит ли архимедова сила от формы тела? Найдите объём пластилинового тела.

Опыт №2: Исследование выталкивающей силы от объёма тема.

Возьмите металлический цилиндр и опустите его полностью в стакан с водой. Найдите объём металлического цилиндра.

Сделайте вывод, зависит ли выталкивающая сила от объёма тела.

Опыт №3: Исследование выталкивающей силы от глубины погружения.

Возьмите металлический цилиндр и опустите его полностью в стакан с водой. Изменяя глубину погружения металлического цилиндра, наблюдайте за показаниями динамометра. Сделайте вывод, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения цилиндра в воду.


Опыт №4: Исследование зависимости архимедовой силы от веса тела и его плотности.

Вопрос учителя: какие приборы понадобятся для проверки данной гипотезы?

Повторите опыт с двумя оставшимися металлическими цилиндрами. Сделайте вывод, зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело, от веса этого тела?



Опыт №5: Исследование зависимости выталкивающей силы от объёма погружённой части тела в жидкость.

Подвесьте цилиндр к крючку динамометра и, медленно опуская шарик в стакан с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Зависит ли архимедова сила от объёма погружённой части тела? Сделайте вывод.


Опыт №6: Исследование зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

Перенесите снова металлический цилиндр в стакан с водой, заметьте показания динамометра. Затем перенесите тот же цилиндр в насыщенный раствор поваренной соли. Сделайте вывод, зависит ли архимедова сила от плотности жидкости.

Сделайте общий вывод, от чего зависит архимедова сила.


Рефлексия.


Методические рекомендации: работу в полном объёме удобно выполнять на сдвоенном уроке. На обычном уроке можно предложить группам учащихся (рядам) проверить одну-две гипотезы.

Свежие документы:  Параллельное и последовательное соединение проводников

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: