Конспект урока по теме: «Отражение света. Законы отражения света» 8 класс


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Отражение света. Законы отражения света»

(Тема урока)


1

ФИО (полностью)

Чулкова Надежда Андреевна

2

Место работа

МОУ «Солдатско — Степновская СОШ»

3

Должность

Учитель физики и математики

4

Предмет

физика

5

Класс

8

6

Тема и номер урока в теме

Отражение света. Закон отражения света

2

7

Базовый учебник

Перышкин А.В.: Физика 8 класс — М.: Дрофа. 2012.



Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света».

Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света.

Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Решаемые учебные задачи:

  1. ввести понятия отраженный луч, преломленный луч, угол падения, угол отражения, обратимость световых лучей;

  2. формирование понятия отражения света и знания о законе отражения света;

  3. рассмотрение особенностей распространения света на границе раздела двух сред;

  4. раскрыть огромное значение отражения света в жизни.

Тип урока изучение нового материала.

Формы работы учащихся фронтальный эксперимент, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска.

Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, ЭОР.

Методы обучения: диалогический, информационный, практический, репродуктивный, исследовательский.


Этап урока

Формируемые результаты обучения

Название используемых ЭОР


Деятельность

учителя


Деятельность

ученика

Объем затраченного времени

1

Оргмомент



Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи.

Слушают.

1 мин.

2

Актуализация знаний

Знать: закон прямолинейного распространения света. Понимать смысл понятий тень и полутень

Ресурс 1

Учитель демонстрирует ресурс 1.

Учитель проверяет качество усвоения домашнего задания методом фронтального опроса.

1.Что изучает оптика?

2.В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света?

3.Приведите примеры: а) естественных; б) искусственных источников света.

4.Как доказать, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно?

5.При каких условиях от предмета получается лишь полутень?

6.Что больше – размеры самолета или его полной тени, когда он летит горизонтально в полдень над экватором?

7.Что длится дольше – полное затмение Солнца или полное затмение Луны?

8.Почему тень ног на земле резко очерчена, а тень головы более расплывчата? При каких условиях тень всюду будет одинаково отчетлива?





Ученики индивидуально отвечают на вопросы.

5 мин.

3

Изучение нового материала


Знать определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света», «зеркальное отражение», «рассеянное отражение», закон отражения света













Ресурс 2




Ресурс 3


Ресурс 4



















Учитель ставит перед учащимися проблему.

Свет по всем направлениям распространяется одинаково. Мы его не видим. Почему свет становится видимым, если в комнате пыль? Почему мы видим окружающие нас тела? Над этой проблемой мы и будем сегодня работать.

Введем несколько определений.

Демонстрация ресурса 2.

Угол α между падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела, восстановленным к поверхности в точке падения луча, носит название угол падения.

Угол β между отражённым лучом и тем же перпендикуляром, носит название угол отражения.


Демонстрация ресурса 3 и 4.

Выведем законы отражения.

При отражении света всегда выполняются две закономерности:

Первая. Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.

Вторая. Угол падения равен углу отражения.

Свойство световых лучей — их обратимость.

При падении света на разные поверхности возможны два варианта.

Первый.

Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею также в виде пучка. Такое отражение света называется зеркальным отражением, а поверхность называется зеркальной.

Второй.

Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею во всех направлениях. Такое отражение света называют рассеянным отражением или просто рассеянием света, а поверхность называют диффузной.



Учащиеся проводят эксперимент, с целью выявления проблем






Учащиеся наблюдают, делают вывод и проверяют закон отражения света.




Учащиеся наблюдают и делают вывод.

20 мин.

4

Закрепление учебного материала


Уметь строить отраженный луч; решать задачи на закон отражения света; уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов.


Ресурс 5

С целью закрепления изученного материала учитель предлагает следующие задачи. Демонстрация ресурса 5. 1.Чему равен угол падения луча на зеркальную поверхность, если угол между лучом и зеркальной поверхностью равен 60?

2.Чему равен угол падения луча на зеркальную поверхность, если угол между падающим и отраженным лучами равен 50?

3.На плоскую зеркальную поверхность падают два луча, угол между которыми 10. Каким будет угол между отражёнными лучами?

4.Луч света падает на плоскую зеркальную поверхность. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркальной поверхностью. Чему равен угол отражения?

5.Солнечные лучи падают под углом 60 к горизонту. как нужно расположить плоскую зеркальную поверхность, чтобы отраженные лучи осветили дно глубокого колодца? Сделайте схематический рисунок, поясняющий ваше решение.

Угол падения увеличили на 15 . Угол отражения (увеличился на 15)

Свет падает на поверхность под углом 60. Каким будет угол падения (30)

Угол между падающим и отраженным лучом равен 40. Чему равен угол падения. (20)

Учащиеся решают задачи.

10 мин.

5

Подведение итогов урока, рефлексия


Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать ее, подтверждая фактами

Ресурс 6

Учитель выводит на доску тест. Демонстрация ресурса 8. Учитель организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки.

Учащиеся выполняют тест.

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.

2 мин.

6

Домашнее задание


Уметь приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием новых информационных технологий

ресурс 7


Ресурс 8

Учитель дает домашнее задание. §63 учебника.

Выполнить упражнение 30

Сообщения по темам: «История создания и принцип действия перископа», «История создания и принцип действия калейдоскопа», «Фокусы с зеркалами», «Дворец иллюзий», «Пытка зеркалами»


Ученики записывают домашнее задание

2 мин.















Приложение к плану-конспекту урока

Тема: «Отражение света. Законы отражения света»


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

« Родная природа в творчестве художников. Левитан»

информационный ресурс

иллюстрация.

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000638-1000-4ddd-ec8d-07004753d2c9/i01_27_28_02_03_a.swf

2

«Закон отражения»

информационный ресурс

3D-модель, анимация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed19caf9-3b92-4214-b9b6-ef7b25044987/?


3

« Отражение света. Закон отражения света».

информационный, контрольный ресурс

иллюстрация, тест, модель.

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf

4

«Закон отражения»

информационный ресурс

видеоролик, анимация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c71b4d-ecb7-49a4-b30b-fc920e73cfb8/?


5

Задача по физике N 2187

контрольный ресурс

текст/текст с иллюстрациями

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/6641baae-b227-11dc-a4c2-db17ea7b9f0b/?

6

Тест к уроку «Отражение света. Законы отражения света»

контрольный ресурс


тест, интерактивное задание

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b796b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?


7

Калейдоскопы

информационный ресурс

текст/текст с иллюстрациями


https://school-collection.edu.ru/catalog/res/bc9bb121-4c48-6306-db86-8b527c2a8051/?interface=catalog

8

3D-модель «Зеркальный перископ»

информационный ресурс

анимация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/2cab6963-5a15-42dc-b966-25b5adc600fd/?interface=catalog



Свежие документы:  Развитие знаний учащихся о языке физики

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: