Открытый урок по теме « Три вида теплопередачи – теплопроводность, конвекция, излучение»


Открытый урок по теме « Три вида теплопередачи – теплопроводность, конвекция, излучение»

Выполнил учитель физики Растяпин А.А.

Цели урока:

  • изучить виды теплопередачи- теплопроводность, конвекция. излучение; объяснить условия протекания данных процессов и выяснить их использование в быту, природе и технике;

  • продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать , формировать техническую грамотность;

    • воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, штатив, медный стержень с прикреплёнными к нему гвоздиками, спиртовка, теплоприёмник, жидкостный манометр, источник инфракрасного излучения, сосуд с водой.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

II.Создание проблемной ситуации. Постановка целей урока.

Ещё на заре цивилизации древний мыслитель и философ Китая Конфуций говорил, что:

Перед человеком к разуму три пути:

путь размышления- самый благотворный

путь подражания – самый лёгкий

путь личного опыта – самый тяжёлый

Тем самым подчеркивая особое место числа три. Эту мысль о числе 3 можно подчеркнуть и в современном мире: на улицах города можно увидеть трёхцветный светофор, Земля третья планета от Солнца. В физике число 3 также занимает особое место: Ньютон открыл 3 своих закона, три агрегатных состояний вещества, мы живём в трёхмерном пространстве.

Поэтому сегодня на уроке мы ещё раз подтвердим особое место числа 3 изучив три вида теплопередачи – теплопроводность, конвекцию, излучение.

Выясним особенности данных видов теплопередачи, условия их протекания и проявление в быту природе и технике.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему урока.

III. Изучение нового материала.

Изучим более подробно первый вид теплопередачи – теплопроводность.

Выходит ученик ( Никонова К) с табличкой теплопроводность и рассказывает о данном явлении.

Я теплопроводность!

Изучение меня происходило в основном опытным путем. Теплопроводность свойственно всем веществам во всех трех агрегатных состояниях в жидком, твёрдом и газообразном .

Самой высокой теплопроводностью обладают металлы и твердые тела, самой низкой теплопроводностью обладают газа.

У вас естественно возникает вопрос, как же происходит теплопроводность?

Теплопроводность в первую очередь связано с внутренней структуры тел и зависит от того как располагаются молекулы друг относительно друга как они движутся и как они взаимодействуют друг с другом.

При теплопроводности не происходит переноса вещества

вещество остается на месте оно никак не смещается

но передачи энергии происходит от частиц к частице или от одного тела другому телу при их непосредственном контакте.

Поэтому можно дать мне определение следующим образом :

Процесс передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной части тела к другой благодаря тепловому движению и взаимодействию частиц называется теплопроводностью.

Итак какие выводы мы можем сделать:

  • Белолипецкая — процесс передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной части тела к другой благодаря тепловому движению и взаимодействию частиц называется теплопроводностью.

  • Дубенская – при теплопроводности не происходит перенос вещества

  • Зубехин – наибольшей теплопроводностью обладают металлы

  • Киселёв – наименьшей теплопроводностью обладают газы

  • Камнева— жидкости плохие проводники тепла

Рассмотрим использование теплопроводности в быту и технике ( слайд — шоу)

Второй вид теплопередачи – конвекция.

Выходит ученик ( Плешивцева) с табличкой конвекция и рассказывает о данном явлении.

Я Конвекция!

Конвекции в переводе с латинского на русский язык означает как

«перенесение, перенос».

Для лучшего понимания меня как вида теплопередачи обратимся к опыту

Мы возьмем ложечку и в неё насыпи небольшое количество

марганцовки опустим эту ложечку в воду можно видеть как сейчас происходит небольшое окрашивания воды. Зажжём спиртовку и будем нагревать один конец сосуда, обратите внимание что сейчас будет

происходить. Жидкость нагревается температура ее увеличивается и увеличивается объем, плотность уменьшается и окрашенные потоки

жидкости начинает подниматься вверх ,чем дольше у нас горит спиртовка тем процесс происходит интенсивнее и соответственно мы наблюдаем как окрашенные жидкость доходит до перемычки и теперь распространяется по перемычке. Обратите внимание более нагретая часть жидкости поднимается вверх из другого колена более холодным

жидкость опускается вниз. Спустя некоторое время вся жидкость окрасится в розовый цвет. Так происходит процесс конвекции.

Итак какие выводы мы можем сделать:

  • Гречишникова — конвекция вид теплопередачи при котором энергия передаётся потоками жидкости или газа

  • Седова – при конвекции не происходит перенос вещества;

  • Терехова – конвекция может осуществляться только в жидкостях и газах;

Третий вид теплопередачи – излучение.

Выходит ученик ( Попова) с табличкой излучение и рассказывает о данном явлении.

Я излучение!

Солнце нагревает Землю, моря, океаны. Однако причиной такой теплопередачи не может быть ни теплопроводность, ни конвекция!

Излучение это явление передачи энергии отличный от теплопроводности и конвекции. Излучение играет в нашей жизни огромную роль. Дело все в том, что между солнцем и землей нет вещества, там в основном вакуум и поэтому поступления всей энергии от солнца на землю продолжается при помощи электромагнитных волн, а электромагнитные волны это и есть ни что иное, как один из видов излучение.


Итак какие выводы мы можем сделать:

  • Туровскаяизлучение это процесс испускания и распространения энергии в виде волн и частиц.

  • Котельников – распространяется в любой прозрачной среде и даже в вакууме

  • Камнева – тёмные поверхности поглощают и излучают больше энергии чем светлые

IV. Первичное закрепление нового материала.

Сегодня утром на электронную почты школы пришло письмо адресованное вашему классу. Давайте прочитаем его

Уважаемые учащиеся 8 Б класса!

Администрация ИРО направляет ВАМ

задания первого тура конкурса

« Тепловые явления в нашей жизни».

  1. Задание №1

  2. Задание №2

  3. Задание №3

  4. Задание №4

Желаем удачи!

Выполняются задания №1, №2, №3.

3) На выполнение задания № 4 отводится 8 минут. После выполнения задания выполнить взаимопроверку.

IV. Итог урока Домашнее задание.

Учитель сегодня на уроке мы с вами познакомились с видами теплопередачи и проявления данных видов в природе, технике и быту.

Что было для вас положительного на уроке, а что отрицательного?

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

Параграф 25,26; ТПО № 107,108, 109, 112,113.

Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку небольшие сообщения о применении теплообмена в авиации, в сельском хозяйстве, промышленности.

Свежие документы:  Конспект урокад ля 7 класса "Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: