«Расчёт пути и времени движения. Решение задач»


Тема урока: «Расчёт пути и времени движения. Решение задач».

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Цели урока:

Образовательные:

повторить основные понятия, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел.

Развивающие:

создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами.

Воспитательные:

содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию. Задачи урока:

создать условия для самостоятельного установления зависимости между скоростью , временем и путем движения ;

формировать навыки решения задач.


Планируемые результаты:

Предметные:

на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты

применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Личностные:

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

развитие внимательности собранности и аккуратности

развитие межпредметных связей

формирование умения определения одной характеристики движения через другие

Метапредметные (формируемые УУД):

Познавательные:

анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы и их обосновывать, уметь обобщать и классифицировать по признакам, осознанно строить высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение.

Регулятивные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, определять цель, проблему, выдвигать  гипотезы, планировать деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера; способность договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование урока: ПК учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация Microsoft Power Point: «Расчет пути, скорости и времени движения»

Раздаточный материал: Алгоритм решения задач ,тесты, разноцветные прямоугольники.











Ход урока:

I. Организационный момент. (Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку).

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы сами должны сформулировать тему нашего урока. Перед вами на партах лежит раздаточный материал, которым вы будете пользоваться на уроке, когда я вам скажу.

II. Актуализация опорных знаний.

Демонстрация первых двух слайдов презентации к уроку. (Слайд 1,2)

Обращение к классу:

Учитель: Объясните, что изображено на слайдах?

Ученики: движение различных тел.

Учитель: С какой темой связаны данные рисунки?

Ученики: Механическое движение.

Какими физическими величинами характеризуется механическое движение?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

Ученики: скорость, путь, время.

Учитель: А где вы еще встречали данные понятия?

Ученики: изучая математику.

Учитель: Значит, как рассчитать скорость, путь, время вы тоже знаете.

Запишите формулу для нахождения скорости при равномерном движении.

v=s/t

Учитель: Что показывает скорость тела при равномерном движении? Ученики: какой путь прошло тело в единицу времени . Учитель: Ребята, выразите из данной формулы формулу для расчета пути и времени.

s=vt 

t=s/v.

Эти формулы также используются в физике. Учитель: А как вы думаете, для чего мы с вами повторили и вывели формулы? Чем мы будем заниматься на уроке? Ученики: решением задач. Учитель: А по какой теме? Ученики: Расчет пути и времени движения. Учитель: откройте тетрадь и запишите тему урока :

«Расчёт пути и времени движения. Решение задач». (слайд 3)


III. Основная часть. Изучение нового материала.


Учитель: Ребята, физика – наука техническая и многим из вас при выборе дальнейшей профессии пригодится, особенно, изучение этой темы будет полезна инженерам и проектировщикам, а также вам данная тема будет необходима вам для сдачи экзаменов по физике.

А теперь обратите внимание на слайде перед вами схема для запоминания формул расчёта v, t, S при равномерном движении. (слайд 4 )

Зарисуйте себе в тетрадь этот треугольник.

Чтобы вам легче было решать задачи, на партах у вас находится алгоритм решения задач, положите его перед собой.

Алгоритм решения задач.

1. Внимательно прочитать условие задачи.

2. Выделить все физические величины.

3. Записать условие задачи.

4. Перевести в СИ.

5.В решении записать основную формулу.

6. Выразить из нее искомую величину.

7. Подставить данные в формулу и произвести необходимые вычисления.

8. Записать ответ.


Учитель: Давайте посмотрим, как правильно решать задачи по данной теме и решим по алгоритму самостоятельно задачи.

(слайды 5-10)

Учитель: Вы наверное устали ребята ,давайте сделаем небольшую паузу .Выполним несколько упражнений для снятия усталости.

Физминутка (выполняет ученик)

Нам усталость сбросить нужно. Ну-ка, быстро, ну-ка, дружно! Встали, вышли из-за парт проявите свой азарт! Разминаем кисти рук, крутим головой вокруг. Глазки тоже отдыхают, часто-часто так моргают. Потянулись, улыбнулись, и к уроку мы вернулись.


Учитель: Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам необходимо было решить задачу на движение.

Ученик: Например : успею ли я на уроки дойти за 20 минут, если расстояние от дома до школы 2 км, а моя скорость 4 км/ч ? Кто может так сразу ответить на данный вопрос?

Свежие документы:  Обратный метод преподавания физики, 7-11 класс

Учитель: Решим данную задачу.


Дано: Решение:

S=2км t = S/ υ

υ = 4км/ч t = 2км/4км/ч =0,5ч=30мин

Найти:

t -? Ответ: успею, еще останется 10 минут.



Решим задачу графически из учебника: стр.39 упр.5 (3), рис. 38.

Дано: Решение:

S=200км υ =

t = 2ч________ υ = 200км/2ч=100км/ч

υ( км/ч) -? Ответ: 100км/ч

Учитель: И завершаем мы наш урок проверкой ваших знаний. На вашем столе лежит тест вам нужно выбрать правильный вариант и дать ответ за 5 минут, потом передать тест вашему соседу для проверки вашей работы. (ответы теста смотрим на слайде) (слайд 11)


Тест-3 (1)

1.Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называют:

1) пройденным путём, 2) траекторией, 3) механическим движением


2.Какое движение называют равномерным?

1) движение, при котором тело за разные промежутки времени проходит равный путь

2) движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равный путь

3) движение, при котором тело движется так, что траектория — прямая линия


3.Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся вагоне, находится в состоянии покоя?

1) вагона, 2) вокзала, 3) деревьев за окном


4.Скорость обозначается

1) S, 2) υ, 3) t.


5.Формула расчёта пути

1) S= υ/t, 2) t = S /υ,3) S= υ·t, 4) υ=S /t.


6.Единицы измерения времени

  1. м, 2) м/с, 3) с.


Тест-3 (2)

1.Линию, которую описывает тело при своём движении, называют:

  1. пройденным путём, 2) траекторией, 3) механическим движением.


2.Какое движение называют неравномерным?

1) движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равный путь

2) движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разный путь

3) движение, при котором тело движется так, что траектория — прямая линия


3.Относительно каких тел яблоко, лежащее на столе вагона движущегося поезда, перемещается?

  1. пассажира, идущего по вагону, 2) тепловоза, 3) пассажира, сидящего в вагоне


4.Путь обозначается

  1. S, 2) υ, 3) t


5.Формула расчёта времени

1) S= υ/t, 2) t = S /υ, 3) S= υ·t, 4) υ=S /t


6.Единицы измерения скорости

  1. м, 2) м/с, 3) с


Рефлексия

Учитель: Подведем итог урока, проведем рефлексию. Послушайте притчу (слайд 12).

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

— Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

— Кто работал так, как первый человек?

(Поднимают синие прямоугольники.)

— Кто работал добросовестно?

(Поднимают зелёные прямоугольники.)

— Кто сегодня на уроке принимал участие в строительстве храма знаний и храма науки?

(Поднимают красные прямоугольники.)


Домашнее задание §16, ответы на вопросы устно, упр.5 (2,4) для всех и по желанию Лукашик № 128; найти в сказках эпизоды, в которых говориться о движении, и придумать задачи на расчет пути и времени движения. (слайд13)


Свежие документы:  Конспект урока по Физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: