Разработка предметной недели по физике «Изобретения, изменившие мир»


Разработка предметной недели по физике «Изобретения, изменившие мир»

Автор Салионова Галина Георгиевна, преподаватель физики ГБОУ НПО ПЛ № 24 г.Краснодар, email: g.salionova@gmail.com.

Неделя физики посвящается изобретателям и их изобретениям, сыгравшим значительную роль в развитии цивилизации.

Цели и задачи Недели физики:

  1. Способствовать развитию кругозора учащихся, умение через предметы видеть историю развития цивилизации.

  2. Формировать творческое отношение к любому виду деятельности, положить начало творческой деятельности учащихся.

  3. Развивать интеллект и познавательный интерес к предмету «физика» как основе для технического творчества.

  4. Акцентировать внимание учащихся на личностных качествах творческих людей.


Порядок и условия проведения Недели физики:

I. Предварительная подготовка

— Написание учащимися рефератов с общей тематикой «Изобретения, изменившие мир»;

— Создание презентаций, соответствующих заданной тематике;

— Объявление конкурса газет, плакатов и на их основе оформление информационного стенда «Изобретения, изменившие мир».

II. План проведения мероприятий.

Понедельник

1. Информационный марафон,

во время которого учащиеся – активисты в академических мантиях и шапочках вместе с преподавателем – организатором обходят кабинеты, информируют учащихся о начале предметной недели, знакомят с планом мероприятий и приглашают принять в них активное участие.

2. Беседы в группах «Леонардо да Винчи – изобретатель, инженер, конструктор» (презентация).

Вторник

1. Подведение итогов конкурса газет.

2. Викторина «Физика и игрушка».

Викторину проводят учащиеся — «академики», которые, не снимая мантий и шапочек, превращаются в коробейников. Коробейники ходят по классам, демонстрируют учащимся игрушки, задают вопросы.

Появлению каждой детской игрушки предшествовала идея изобретателя, вдохновившая его на создание маленького чуда. В чём состоит эта идея, каков принцип действия игрушки, какие законы физики лежат в его основе — на эти вопросы отвечают участники викторины «Физика и игрушка». Иногда тайну детской игрушки открывают сами «академики», вспоминая физические явления и законы, которые «заставляют» маятник раскачиваться, дудочку свистеть, машинку вибрировать, неваляшку – снова и снова подниматься.

Наградой за правильный ответ является «яблоко Ньютона» — такое же, как то, о котором рассказывает легенда, «привезённое» «академиками» из сада сэра Исаака Ньютона.

Среда

1. Конкурс «Идеи витают в воздухе».

Как разбудить и заставить работать творческую мысль? Нужно объявить конкурс идей: технических и социальных, реализуемых и совершенно фантастических. Нужно показать учащимся реализованные проекты – работы лицеистов прошлых лет, обсудить их, где-то покритиковать, где-то посмеяться (модель экстремального лифта), выслушать вполне серьёзные рацпредложения по изменению какой-то модели. А потом дать время поразмыслить, пофантазировать, оформить свою идею. Технические идеи рождаются тяжелее и носят индивидуальный характер, а социальные – об изменении жизни в лицее или идеи массовых мероприятий поступают в виде заявки от учебных групп и в тот же день передаются «академиками» в администрацию учебного заведения.

2. Отборочный просмотр презентаций для конференции «Изобретения, изменившие мир».

Отборочный просмотр организуется аналогично спортивным соревнованиям на выбывание проигравшего участника. В качестве зрительского жюри выступают учащиеся старших курсов. Одна группа может посмотреть не более трёх презентаций и выбрать две лучшие. Оценивается не только сама презентация, но и умение автора преподнести её зрителю.

Четверг

Викторина «Семь чудес света и физика» (презентация). Ищем физику в чудесах.

Что такое «Чудеса света»? Что известно об авторах этих сооружений? Сохранились ли схемы и чертежи, созданные древними зодчими? Знали ли они физику и её законы? А может быть, строили по наитию? А мы, современные земляне, люди из будущего для тех, кто творил сотни лет назад, можем ли мы увидеть и понять, какими физическими законами руководствовались строители при сотворении «чудес»?

Пятница

1. Конференция «Изобретения, изменившие мир».

История цивилизаций есть история вещей. Они расскажут о прошлом правдивее любых учебников, а изучение их даёт толчок новым мыслям, изобретениям, творчеству. Не все изобретения имели глобальное значение для развития цивилизации. Есть и такие, как пуговица. В самой природе пуговиц есть какая-то искорка, вызов, способность организовать костюм, подчиняя его единому стилю, создавая настроение и праздник на каждый день. Поэтому «История пуговицы» стала презентацией, вынесенной на конференцию наравне с такими, как «Изобретение письменности», «Огнестрельное оружие», «Часы. От гномона до наших дней», «Изобретение радио», «Двигатель внутреннего сгорания и автомобиль», «Персональный компьютер».

Участники конференции – это учащиеся, которые в течение длительного времени собирали материал об изобретениях, разрабатывали презентации своих докладов, готовились отвечать на дополнительные вопросы слушателей. Было важно найти информацию новую, малоизвестную, чтобы заинтересовать зрителей, привлечь внимание к материалу.

Особая сложность заключалась в том, что многие докладчики никогда не выступали перед большой аудиторией, поэтому им потребовалось не только отличное знание текста, но и личное мужество. Таким образом, конференция способствовала не только развитию интеллекта и познавательного интереса учащихся, но и формированию характеров.

По окончании выступлений слово предоставляется экспертам – преподавателям истории, физики, методисту, которые оценивают значение конференции и работы, проделанной учащимися при подготовке к ней. Признано, что отдельные работы могут служить медиапособием на уроках ОБЖ, истории, литературы, физики.

2. Подведение итогов предметной недели, награждение активных участников и победителей.




Свежие документы:  Физика в примерах и задачах для 9 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: