Урок физики в 7 классе по теме «Плотность»


Барышенская Елена Николаевна

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»


УРОК ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ


УЧЕБНИК: 1) ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А.

2) ПЁРЫШКИН А.В.


Учитель: Барышенская Е.Н.


Тема урока: Плотность вещества.

Тип урока: Урок изучения нового материала. (ТРИЗ -педагогика)

Цель урока: Ввести новое физическое понятие «плотность вещества» путём самостоятельных исследований учащихся.

Оборудование: На партах учащихся: весы, разновесы, мензурка с водой, куски пластилина различной массы, таблица, карточки для проведения рефлексии, мультимедийная техника.


Этапы урока:

  1. Организационный: настрой на работу, мотивация познавательной деятельности учащихся.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

  4. Физкультминутка.

  5. Этап первичной проверки понимания изученного.

  6. Этап первичного закрепления.

  7. Этап информации о домашнем задании.

  8. Этап подведения итогов занятия.

  9. Этап рефлексии.


Ход урока:


  1. Организационный: настрой на работу, мотивация познавательной деятельности учащихся.

Учитель формулирует цель урока, предлагает учащимся самостоятельно вывести новую физическую величину, не опираясь на учебник. Для этого учитель предлагает организовать работу в парах. Каждой паре присваивается номер (таблички номеров готовятся заранее). В процессе урока ученики, проведя практическое исследование и математически обработав его результат, должны получить новую физическую формулу.

Прежде чем приступить к работе, учащиеся поднимают вверх карточки настроения, характеризуя своё эмоциональное состояние на начало урока. Учитель на доске фиксирует количество учащихся с хорошим настроением, средним и плохим.




  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Перед учащимися ставится учебная проблема: найти математическую зависимость между ранее изученными физическими величинами: массой и объёмом и предлагается совместными усилиями вывести новую физическую величину. На данном этапе обучения учащиеся уже умеют практически определять массу тела с помощью рычажных весов и объём тела с помощью мензурки. Учитель повторяет с учениками понятия массы и объёма.


  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

На мультимедийном экране учащимся показана таблица, которую по мере выполнения задания учащиеся должны заполнить, внося полученные

экспериментальные данные в компьютер. Каждая группа заполняет колонку с номером своей группы.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

m












V












+























*












/














Учащимся предлагается сначала опытным путём определить массу своего куска пластилина. После того, как первая строка таблицы будет заполнена, учитель предлагает проанализировать полученные данные (всегда найдётся одна-две пары, которые допустят большие погрешности в определении массы.) Этим учащимся предлагается исправить ошибки. Затем ученики определяют объём своего куска пластилина с помощью мензурки. Эти данные ученики также вносят в компьютер, заполняя вторую строку таблицы.

После этого ученикам каждой группы предлагается произвести арифметические действия со своими данными и продолжить совместное заполнение таблицы. Когда работа будет закончена, учащимся предлагается найти то арифметическое действие, в результате которого все группы получили примерно одинаковое значение. В результате анализа дети обнаруживают, что масса делённая на объём, есть величина одинаковая для всех групп! Учитель вводит понятие плотность вещества. Полученное таким образом понятие воспринимается учениками как научное открытие, выведенное самостоятельно, а формула, полученная экспериментально, запомнится на долгое время.



  1. Физкультминутка.

На протяжении всего урока учащиеся несколько раз выходят к доске, тем самым производится двигательная активность. Следовательно, на данном этапе необходимо обеспечить отдых глазам и головному мозгу. В кабинете физики на одной из стен имеются изображения трёх голубей разного цвета. Под спокойную музыку учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей.



  1. Этап первичной проверки понимания изученного.


Учитель проверяет правильность и осознанность основного содержания изученного материала.



  1. Этап первичного закрепления.


Организация деятельности учащихся по обработке полученных знаний. Работа с текстом учебника.


  1. Этап информации о домашнем задании.


Для более глубокого усвоения темы, дома предлагается выполнить домашнюю лабораторную работу № 5 по теме «Вычисление плотности куска мыла».

Презентация домашней лабораторной работы предлагается в компьютерном вариант.



Домашняя лабораторная работа № 5


Тема: «Вычисление плотности куска мыла»

Цель: Научиться определять плотность куска мыла.

Оборудование: кусок хозяйственного мыла, линейка.


Ход работы:


  1. Взять новый кусок мыла.

  2. Прочитать на куске мыла чему равна масса куска( в граммах)

  3. С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска ( в см)

  4. Вычислить объем куска мыла: V=a*b*c (в см3)

  5. По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V

  6. Заполнить таблицу:


m, г

а, см

b, см

с, см

V, см3

р., г/см3








7.Перевести плотность, выраженную в г/см3, в кг/м3

8. Сделать вывод.


  1. Этап подведения итогов занятия.


Учитель подводит итоги урока, даёт качественную характеристику работы класса, оценивает наиболее активных учеников.



В конце урока учащиеся по просьбе учителя вновь поднимают карточки настроения. Учитель подводит количественный итог учащихся с хорошим, средним и плохим настроением, фиксируя полученные данные на доске. Таким образом наглядно видна обстановка в начале урока и в конце.






  1. Этап рефлексии.


Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS— сообщение другу о том, как прошел урок, оценить как плодотворно он работал.






5


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: