Урок по теме «В мире звуков» (9 класс)








Клименко Елена Николаевна

Учитель физики

Разработка. Урок по теме «В мире звуков» 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

Г.Белогорск Амурская область



































Проблемное обучение на уроках физики ( урок физики 9 класс)

Тема: О мире звуков.

Образовательные цели:

Сформировать понятие звука и умение объяснять звуковые явления в

природе; повторить понятие амплитуды, частоты, резонанса. Развивающие цели:

Сформировать умение анализировать, устанавливать связи между

элементами ранее изученного материала и новым материалам; навыки

поисковой деятельности, способность к самоанализу; стимулировать

мотивацию изучения физики.

Воспитательные цели:

Вызвать желание постоянно пополнять свои знания; формирование

научного мировоззрения.

Урок начинается с прослушивания диска с записями пения птиц, звуков различных музыкальных инструментов, звука проезжающего автомобиля или других знакомых учащимся звуков.

Учитель: — Ребята, давайте, вместе с вами определим тему нашего урока.

Ученики предлагают разные варианты. Остановиться можно на том варианте, который близок к задуманному вами.

Учитель: — Посмотрите приготовленные опыты, объяснение которым дадите в конце урока.

ОПЫТ № 1:

«ТЕЛЕФОН» ( самодельное устройство, состоящее из двух обрезанных бутылок, соединенных крышками, сквозь которые протянута проволока длиной 5 м).

Проволока должна быть натянута. В один «рупор» ученик говорит фразу, о содержании которой сообщает второй ученик, приложивший «рупор» к уху.

ОПЫТ № 2:

«СТРАННАЯ СПИЧКА» (У трехлитровой банки, горлышко прикрыто полиэтиленовой пленкой, пленка сильно натянута. На эту пленку, сверху, опускаем закрепленную нить, к концу которой привязана спичка длиной 1 см. Нить со спичкой, крепится на горлышке банки).

Банку со спичкой нужно поднести к любому источнику звука, спичка начнет подпрыгивать.

Учитель: — Правильно объяснить, увиденное, мы сможем только после разбора следующих

вопросов и демонстраций:

Демонстрация: 1. Приготовить штатив, две муфты и две прижимные лапки. Гитарную струну закрепить в лапках на штативе, так чтобы струна была сильно ослаблена. Коснуться пальцами струны, струна не колеблется и не звучит.

2. Все, то же, только струна должна быть сильно натянута. Прикосновение к струне, приведет к ее звучанию.

? Вопросы: 1.Приведите примеры звуковых явлений

2 Когда тело звучит?

3.Всегда ли колеблющееся тело звучит?

Демонстрация: 1. Колебание груза на пружинном маятнике.

2. Колебание груза на физическом маятнике.

3. Колебание гитарной струны.

Учитель: — Мы живем в мире звуков, начиная от пения птиц, человеческого голоса и доходя до оглушающего рева самолета. Каждый звук, порождается своим источником, при рассмотрении которого, мы всегда обнаружим что-либо в нем колеблющееся.

Например: -Голос человека — колебание голосовых связок.

— Звук гитары – колебание струны, и т.д.

На обычной ( или интерактивной) доске нужно приготовить рисунок:

BD06033_.WMF BD06788_.WMF

? Вопросы:

4.Достаточно ли источника звука и приемника, чтобы услышать звук от скрипки?

Учитель: — Ответ дадите, после того как прочтете 1,2 и 3 абзац на стр.122 -123, § 38 в учебнике «Физика 9» А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.

? Вопросы:

5.Приведите примеры распространения звука в различных средах. 6.В какой среде, на ваш взгляд скорость звука наибольшая, объяснить почему?



На обычной ( или интерактивной) доске нужно приготовить таблицу №1:

Скорость звука в различных средах, м/с

Среда

Скорость звука, м/с

Среда

Скорость звука, м/с

азот

334

кирпич

3600

воздух

340

дуб

4115

графит

1470

железо

5850

эбонит

2400

алмаз

18 350



Учитель:Рассмотрим, как образуются звуковые волны и к какому виду волн относятся.

§ 38 , 1 и 2 абзац, стр .124,«Физика 9» А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.

— Запишем определение:

      • Звуковыми волнами называют механические волны с частотой колебаний

от 16 до 20 000 Гц.

      • Тоном называют звук определенной частоты.

      • Тембр – окраска звука, зависящая от источника.

      • Шум – колебания всех частот.

Объясним опыт №1. Как звуковые волны от одного ученика дошли до другого?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Учитель: Рассмотрим характеристики звука.

ОБЪЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ

( не зависят от человека) ( зависят от человека)

  1. А, хm – амплитуда колебаний 1. Громкость

  2. V – частота 2.Высота тона

3.Тембр.

Таблица №2:



Частота колебаний крыльев насекомых и птиц, Гц.

Аист

2

Комар

300-400

Бабочка

9

Муха

190-330

Воробей

13

Пчела

200-250

Ворона

3-4

Слепень

100

Свойства звука:

  • Конечная скорость

  • Отражение

  • Дифракция (огибание, волнами препятствий)

  • Интерференция (сложение волн)





Демонстрация: 1.Устройство камертона, его действие

2.Акустический резонанс (2 камертона, резиновый молоточек)

-А теперь, ребята, самое время, объяснить опыт №2.

Домашнее задание: 1. §34 – 40.

2. По желанию, подготовить презентации по теме:

  • Влияние звуков и шумов на человека и животных.

  • Акустический резонанс и его применение.

  • Инфразвук и ультразвук в природе и технике.















скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: