Влажность воздуха и способы её измерения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА»





ОДОБРЕНО:


цикловой методической комиссией


естественно-научных дисциплин







Влажность воздуха


и способы её измерения


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА





Составила:


Кетько Н.Е.


преподаватель физики


высшей квалификационной


категории













Саратов 2009



ПРЕДИСЛОВИЕ





Есть старая притча про Эйнштейна и Эдисона. Приходит как-то Эйнштейн к Эдисону, а тот жалуется – никак не может найти себе помощника. Эйнштейн спрашивает, а что должен уметь помощник? Эдисон говорит: не уметь, я, мол, и сам все умею, а помнить он должен – все формулы по физике, все свойства металлов и тысячу ещё всяких разностей. К старости, говорит, память слабеть стала, вот и нужен помощник, чтобы, чуть что, мог сразу сказать. «Жаль, — говорит Эйнштейн, — не гожусь я к вам в помощники, ничего такого не помню. Но зачем, скажите на милость, все это помнить, когда есть справочники?».

На самом деле у Эдисона была феноменальная память, зато о забывчивости Эйнштейна ходило немало анекдотов. Но дело не в этом. Можно привести ряд дидактических правил для реализации принципа прочности знаний: это и упражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, и частота его повторения, и систематизация, и опытная проверка – все так! Но в условиях информационной насыщенности, если исходить из главной задачи обучения – подготовки к трудовой деятельности, — представляется, что подходы к прочности знаний могут изменяться. Поэтому более оправданной является деятельность педагога по выработке у обучаемых умений искать и находить нужную информацию [3]. Когда будущий специалист среднего звена с первых же занятий отсылается к источникам, справочным таблицам и это становится нормой, то приобретенное качество станет неоценимой профессиональной чертой. Это представляется тем более справедливым, что все труднее определить, какие именно знания окажутся востребованными жизнью.

Важно научить студентов действиям, способам, приемам, которые сделают их продвижение к самостоятельному овладению материалом, а затем и к творчеству осознанным, успешным. Целью методической разработки урока «Влажность воздуха и способы её измерения» является показать варианты реализации различных видов самостоятельной деятельности обучающихся на занятии.

Фиксации материала уделено особое внимание, поскольку она может быть осуществлена разными способами: запоминанием информации из средств наглядности (приборы, демонстрации, презентация, образцы для сравнения), составление и заполнение опорного конспекта, тезисов лекции. Овладение этими умениями помогает в дальнейшем среднем профессиональном образовании, перейти студентам на формирование умений для написания рецензии, реферата, курсовой и дипломной работ.

Реальное взаимодействие педагогов и обучающихся – живая ткань, человеческая основа, цель и результат педагогической системы. На данном занятии преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающихся, компетентного консультанта и помощника.

Работа начинается с мотивации темы, показывается её взаимосвязь с профессией, разбираются ситуационные примеры-задачи, основные характеристики которых, должны учитываться при хранении и обработки продуктов. Далее идет сообщение теоретического материала в интерактивном режиме. Отдельные приемы по фиксации материала обучающие отрабатывают под руководством преподавателя, используя задания в слайд-презентациях и опорном конспекте. По мере овладения элементами самостоятельной работы они все меньше работают под руководством педагога.
Он выступает в роли консультанта, и обучающие обращаются к нему в случае необходимости. И наступает момент, когда они должны самостоятельно решить ситуационную проблему (поиск шагов по определению влажности в охлаждающей камере, при недостатке данных).

Опыт показывает: удовлетворение от успеха, достигнутого за счет собственных усилий, способствует приобретению богатых, прочных и оперативных знаний.




































ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ





Содержание рабочей программы по физике по специальности «Организация обслуживания в общественном питании» рассчитано на 117 ч.; «Технология продукции общественного питания» — на 156 ч.

Программа состоит из 6 разделов. Данная тема «Влажность воздуха и способы её измерения» представлена в Разделе 2 «Молекулярная физика», в подтеме 2.4. «Взаимное превращение жидкостей и газов». На изучение данного раздела и подтемы отводится следующее количество часов:


Наименование разделов и тем

Макс.

учебная нагрузка

студента

Количество часов занятий

Всего

Из них

теорет-ких

Из них

лабор-ных

Сам.

изуче-ние


Раздел 2. Молекулярная физика


46


28


21


7


18

2.1. Основы молекулярно-кинетической теории

7

4

4


3

2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул

6

4

2

2

2

2.3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

10

8

6

2

2

2.4. Взаимное превращение жидкостей и газов

10

6

3

3

4

2.5. Твердые тела

4

2

2


2

2.6. Основы термодинамики

9

4

4


5


На изучение темы «Влажность воздуха и способы её измерения» отводится 2 часа. Именно второй раздел программы предоставляет большие возможности по рассмотрению теоретических понятий и положений в профессиональном направлении, дает возможность обучать, на основе изучения и исследования параметров технологических процессов приготовления пищевых продуктов.

Высокая мотивация тем раздела способствует эффективному обучению, максимально раскрывает возможности обучающихся по развитию самостоятельных навыков при усвоении материала.








ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


«Влажность воздуха и способы её измерения»


В соответствии с тематическим планированием рабочей программы на подтему 2.4. «Взаимное превращение жидкостей и газов» отводится 6 часов аудиторной и 4 часа внеаудиторной работы студентов. В результате её изучения студент должен

Знать:

  • физическую сущность явлений испарения и конденсации;

  • понятие насыщенного и ненасыщенного пара;

  • о роли влажности в жизнедеятельности человека;

  • понятие влажности и способах её измерения

Уметь:

  • решать задачи и практическим способом определять влажность воздуха


На изучения темы «Влажность воздуха и способы её измерения» отводится всего два часа, и чтобы повысить эффективность восприятия материала, студенты вовлекаются в самостоятельную внеаудиторную работу по поиску информации на тему «Влияние влажности воздуха на качество приготовления и хранения пищевой продукции». Результаты поиска представляются в форме отчета. Таким образом, идет частичное опережающее самообучение и подготовка почвы для восприятия основных теоретических положений темы.

При изучении материала темы используется комплекс технических и методических средств обучения. Таких как:

  • электронные презентации,

  • модели приборов для определения влажности воздуха,

  • плакатные средства,

  • образцы продукции,

  • аналитические показатели – графики зависимости процентного содержания влаги от времени хранения продукции,

  • тестовый контроль знаний,

  • опорный рабочий конспект с элементами проблемного обучения


Половина аудиторного времени отводится на выработку у студентов умений культуры слушания, владения приемами творческой переработки информации, рационального использования времени, анализа и обобщения полученных знаний, применения их в незнакомой ситуации (решение ситуационной проблемной задачи).

В результате изучения данной темы студенты приобретают не только навыки самостоятельной деятельностной работы и самовоспитания, но и глубоко понимают взаимосвязь профессии с физикой.





ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ





В моей педагогической работе приоритетным направлением в обучении считаю организацию деятельности студентов на уроках. Я рассматриваю группу как коллектив единомышленников, которые объединены на основе общественно значимых целей, обще ценностной ориентации и совместной деятельностью.

При новой системе образования преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника. Как гласит древнекитайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».

Для внедрения этих идей, разрабатываю ряд заданий для учебной деятельности студентов на уроках теоретического обучения.

Назову некоторые: создаю рабочие тетради в виде рабочих опорных конспектов тем, поурочные тестовые задания на отработку изученного материала, составляю сборник тестов по профессиям, лабораторно-практические работы. На стадии разработки находится сборник лекций-презентаций по дисциплине.

Таким образом, обучая приёмам самостоятельной деятельности, мы личность студента ставим в центр внимания педагога, а деятельность учения (познавательная деятельность) становится ведущей в тандеме педагог – студент. Всю систему образования необходимо строить по новой схеме: студент – учебник – педагог, а не педагог – учебник – студент.

В процессе обучения студента в профессиональном колледже необходимо не только вооружать его научными знаниями и навыками, дать профессиональную подготовку, но и обучить методам самостоятельной работы, научить учиться самостоятельно. Самостоятельная деятельность, помогает проявиться (обнаружиться) знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации, т.е. является более высоким уровнем обучения. Она является важным педагогическим условием достижения цели образования, т.к. благодаря ней, студенты выступают в качестве активных носителей субъективного опыта.

Если при традиционной системе образования педагог вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а педагог являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника.

Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Это роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от педагога более высокой степени мастерства [2, 36]. Таким образом, системе профессионального образования необходима существенная реформаторская работа. Обучение, ориентированное на некоего среднего студента, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации. В зависимости от характера познавательной деятельности студентов, взаимоотношения руководства со стороны педагога и самостоятельности студентов, можно выделить следующие звенья учебного процесса:

  • выдвижение познавательных задач, создание и осознание проблемной ситуации;

  • восприятие студентами нового материала из различных источников, приобретение в процессе самостоятельной деятельности новых знаний, решение проблем;

  • процесс обобщения и формирования научных понятий, усвоение законов науки;

  • закрепление знаний, практические и лабораторные занятия, направленные на привитие студентам умений и навыков;

  • практическое применение знаний и умений;

  • анализ работы и самопроверка усвоения знаний, умений и навыков.

Из приведенной структуры видно, что самостоятельная деятельность студентов занимает большое место во всех звеньях учебного процесса: при осознании и решении познавательных проблем, усвоении новых знаний, закреплении и практическом их применении, выработке умений и навыков, а также при самоконтроле. Самоконтроль должен проводиться на всех этапах выполнения самостоятельной деятельности, в том числе и при её планировании. Большое значение для развития самостоятельности студентов имеют традиции учебного заведения, особенности организации учебного процесса, состава высококвалифицированных педагогов, состояние материальной базы и некоторые другие факторы.

Заметила, что продуктивно работают 50%-70% состава группы. У них большой творческий потенциал, высокий уровень восприятия окружающего мира и основных тенденций его развития. Они легко откликаются на проблемные и творческие задания, у них свежий взгляд и разностороннее видение по решению практических вопросов. Им интересно учиться, и следовательно я, как педагог, учусь вместе с ними на одном дыхании.

Учебный процесс выстраиваю по следующим этапам самостоятельной работы:

  1. Постановка перед студентами познавательной задачи. Уяснение и осознание этой задачи.

  2. Повторение студентами ранее изученного материала, связанного с предстоящей работой. Восприятие новых знаний по схеме:
    студент – учебник – педагог. Обобщение полученных сведений. Формирование научных понятий и их усвоение. Самоконтроль усвоения. Диагностика знаний педагогом.

  3. Инструктирование студентов о порядке выполнения практических заданий (лабораторные и практические работы) на отработку навыков и выработки умений. Самоконтроль. Диагностика.

  4. Планирование студентами предстоящей творческой работы. Самостоятельный выбор способов выполнения отдельных её этапов из числа уже известных им; поиск новых способов на основе ранее усвоенных знаний, инструктажа педагога и собственного опыта. Самоконтроль планирования.

  5. Выполнение студентами работы в соответствии с планом на основе имеющихся у них теоретических и практических знаний, личного опыта, интересов, убеждений, отношения к делу и т.д. Приобретение новых знаний, практических умений и навыков, расширение личного опыта. Систематический текущий самоконтроль за своими действиями и промежуточными результатами выполнения работы. Устранение замеченных ошибок, неточностей, установление и устранение их причин, совершенствование способов выполнения работы. Самопроверка и анализ конечного результата.

  6. Контроль за деятельностью студентов и текущее инструктирование. Диагностика знаний, навыков и умений. Анализ работы студентов.


Каждый из пунктов реализуются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии. Каждый решает как специфические задачи данного вида самостоятельной работы, так и общие задачи обучения и развития студентов. Не стоит забывать и том, что любая деятельность основана на системе. Студенты имеют представление, что планируется на уроке, какие виды деятельности необходимо освоить, по каким критериям будет проходит самоанализ и диагностика учебной деятельности.

Ни одна работа не будет иметь положительного результата, если у студента нет ожидания успеха. Кроме того, студент должен в полной мере брать ответственность за свой результат на себя (как положительный, так и недостаточный по уровню обученности), уметь делать самооценку, т.е. рефлексию, говоря языком психологии. Сегодня эта проблема особенно остро стоит в группах первого и второго года обучения. Научить студентов данных групп способам не только самостоятельного обучения, но и формировать умения самонаблюдения – вот главная задача на ближайшее учебное время.

В качестве наглядного примера по организации деятельности студентов предложен на рассмотрение урок по заявленной теме.





















ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


дисциплины «Физика»


преподавателя высшей квалификационной категории Кетько Н.Е.

Дата проведения: 24 ноябрь 2008 г.


Тема занятия:

Влажность воздуха.

Её учет и способы измерения


Тип занятия:

Комбинированный (формирование и совершенствование знаний)


Форма деятельности на занятии:

Коллективная


Метод проведения:

Эвристическая беседа


Прием проведения:

Решение ситуационных заданий


Уровень усвоения:

2, 3



Цели занятия


Методическая:

Продемонстрировать методику организации учебной деятельности, при выполнении ситуационных заданий

Учебно-воспитательная:

— Сформировать:

Представление о парциальном давлении водяного пара, абсолютной и относительной влажности, точке росы.

  • Обеспечить усвоение устройств и принципа действия гигрометра и психрометра.

  • Научить с помощью психрометра измерять влажность воздуха.

  • Показать значимость знаний и умений в дальнейшей профессиональной деятельности.

  • Способствовать формированию инициативности и самостоятельности

Развивающая:

  • Развивать:

Положительные мотивы учения, творчески-личностный уровень осуществления учебных видов деятельности;

Коммуникативные навыки: способность к открытому взаимодействию с другими, при сохранении собственной индивидуальности;

Мыслительный процесс, направленный на анализ собственных действий (рефлексия)



КМО:

— учебные опорные конспекты (30 шт);


— презентация урока (1 шт);


— образцы продукции


ТСО:

— приборы: гигрометры, психрометр


— компьютер (1 шт);


— проектор (1 шт)



Литература:

  1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.

  2. Булатова О.С. Искусство современного урока: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

  3. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Григорий Исаакович Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  4. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

  5. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.М. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

  6. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

  7. Глушаков С.В., Кнабе Г.А. Компьютерная верстка: Учебный курс/Худож.-оформитель А.С. Юхман – Харьков: Фолио, 2002. – 485 с.

  8. Проблемы дидактики теоретического обучения. ВНИИ ПТО. — М.: Высшая школа, 2000. – 527 с.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.









ПЛАН ЗАНЯТИЯ


  1. Организационный момент


2. Актуализация знаний

Выполнение задания. Самопроверка


3. Мотивация учебной деятельности

Проблемные ситуационные задания. Эвристическая беседа


4. Основная часть

Изучение новой темы

4.1. Презентация основных положений.

Самостоятельная учебная деятельность при заполнении граф опорного конспекта

4.2. Постановка и решение проблемы на нахождение влажности воздуха по психрометру

4.3. Сопутствующее закрепление вновь приобретенных знаний. Совместное решение задач с объяснением преподавателя.

Формирование умений и навыков

4.4. Выполнение разно уровневых тестовых заданий


5. Рефлексивно-оценочная часть

Анализ личной деятельности, реализация собственного потенциала


6. Заключительная часть

Подведение итогов деятельностной работы группы

Домашнее задание













ХОД ЗАНЯТИЯ


Содержательно-смысловые блоки

Познавательные задачи блоков

Деятельность

Уровни

познавательной деятельности

Преподавателя

Студентов

  1. Организационный мо-

мент

Проверка готовности группы

к занятию. Приветствие. Знакомство с планом занятия


Приветствует группу.

Зачитывает план заня-

тия

Слушают


  1. Актуализация знаний


    1. Ответы на вопросы



    1. Самопроверка

Проверить уровень усвоения материала предыдущего занятия



Проецирует вопросы в виде слайда


Проецирует правильные ответы



Отвечают на

вопросы в рабочих опорных конспектах

Выполняют самопроверку




2

  1. Мотивация учебной

деятельности

    1. Создание ситуации

    2. Тема и цель занятия

Через созданные ситуационные задания подвести студентов

к умозаключению о необходимо-

сти и важности знаний темы заня-

тия; показать значимость знаний и умений в дальнейшей профессио-

нальной деятельности.


Создает ситуационные задания

Ведет эвристическую беседу со студентами

Разрешают микро-проблемы, ведут бе-

седу с преподавате-

лем

2, 3

4. Операционно-исполнительская часть

4.1. Изучение новой темы

— Презентация основных положений



  • Постановка и решение проблемы на нахождение влажности воздуха по психрометру


  • Сопутствующее закрепление вновь приобретен-

ных знаний. Совместное решение задач с объясне-

нием преподавателя.


4.2. Формирование умений и навыков

  • Выполнение разно уровневых тестовых за-

даний




Сформировать представление о парциальном давлении водяного пара, абсолютной и относительной влажности, точке росы.


Научить с помощью психрометра измерять влажность воздуха.




Первичная отработка и закрепление формул на нахождение влажности воздуха




Через организацию самостоятель-

ной учебной деятельности студен-

тов отработать приемы вычисле-

ния влажности воздуха




Дает теоретические знания в интерактив-

ном режиме



Формулирует пробле-

му




Помогает решать зада-

чи в интерактивном режиме




Дает и объясняет усло-

вия выбора тестовых заданий



Самостоятельная учебная деятельность при заполнении граф опорного конспекта


Разрешают проблему





Решают задачи






Выполняют разно-

уровневые тестовые задания



2





3





2






3

5. Рефлексивно-оценочная часть



Развивать умения проведения анализа учебной деятельности и её результатов в реализации собст-

венного потенциала


Помогает провести анализ и оценить свою деятельность

Дают оценку личной работы

3

6. Заключительная часть

Домашнее задание


Подвести итоги деятельностной работы группы


Проводит заключи-

тельную беседу, дает домашнее задание

Слушают, участвуют в беседе

2







ХОД ЗАНЯТИЯ



На доске: число
На столе: образцы муки, хлеба (накрыты салфеткой); психрометр висит на доске

На стенках – плакаты


Организационный этап (5 мин)

1. Включаю слайд № 1 (нулевой)

Здравствуйте, я рада вас видеть на занятии, присаживайтесь

На уроке присутствуют ___ человек, отсутствуют ____ чел

2. Включаю слайд № 2(мое фото).

Позволю ещё раз всех поприветствовать и предлагаю ознакомиться с планом занятия

Автоматически включается слайд № 3 (план занятия)

Опрос темы «Испарение. Конденсация. Кипение. Насыщенные пары»

Самопроверка

Изучение материала новой темы

Отработка материала новой темы

Итоги занятия

Приступаем к проверке знаний материала прошлой темы


Проверка знаний (5 мин)

1. Подпишите свою ФИО в Опорном конспекте, определитесь с вариантом.

2. Включаю слайд № 4 (вопросы)

Внимательно читаем вопросы, и отвечаем письменно в опорном конспекте.

Время выполнения _5-7_ мин


3. Приступаем к самопроверке.

4. Включаю слайд № 5 (ответы) Время на проверку _2_ мин.


Мотивация (10 мин)

1. Сейчас мне понадобиться ваше внимание и помощь. Для помощи в проведении анализа ситуации прошу студента выйти к доске, самого смелого.

1 ситуация

Перед тобой несколько образцов муки. Выбери тот, из которого ты приготовил бы, например, блинчики.

Не зависимо от ответа, говорю, что ни одни из представленных образцов не отвечает требованиям Госстандарта по влажности продукта


2 ситуация

Перед тобой два образца готового продукта -кусочки хлеба, купленных в магазинах № 1 и № 2. Что ты можешь сказать о внешних качествах данного готового изделия?


Наводящие вопросы:

  • от чего зависит состояние данного образца хлеба?

  • Второй объект – среда может влиять, т.е. взаимодействовать с первым объектом – хлебом?


Вывод:

Оба объекта находятся во взаимодействие, которое осуществляется в определенных условиях. Хлеб приобретает свойства, которые зависят от свойств среды


3 ситуация — производственная

Вы получили заказ на приготовление шашлыка. Вам выдали мясо в замороженном виде. Первое, что необходимо сделать – это разморозить мясо (студент говорит).

Вопросы:

  • Как вы думаете, влияет ли разморозка мяса на качество конечного продукта?

  • От чего зависят отличные вкусовые качества и сочность готового шашлыка?


Ответ студента:

Сочность приготовленного шашлыка зависит от того, произошли ли потери сока при разморозке.


  • А от чего зависит, в свою очередь, правильная разморозка мяса?


Действительно, чтобы получить продукт с высокими вкусовыми качествами, необходимо соблюдать требования по их обработке. Например, перед обработкой мяса его размораживают. В мороженном мясе сок находится между волокнами в виде кристаллов льда. При правильной разморозке сок снова поглощается волокнами, не происходит его потерь. (При дальнейшей переработке мясо будет сочным и вкусным).


Рассмотрим пример – включаю слайд № 6:


Способ

разморозки мяса

t камеры

Влажность воздуха

Продолжительность

разморозки

Медленный

– 8

90-95%


1-3 суток

Быстрый

20-25

85-95%

12-24 часа


После быстрого способа разморозки мясо ещё выдерживают сутки при температуре

0-2 С и влажности 80-85%, чтобы снизить потери мясного сока при разделке.


Итак, делаем вывод

Вывод:

Мы убедились в том, что все обсуждаемы нами объекты, находятся во взаимосвязи. Свойства одного влияют на свойства другого.

Студент садиться на свое место.



И последний пример, подтверждающий наши умозаключения.

Посмотрите на график зависимости влажности на поверхности ставриды от времени. Включаю слайд № 7:



Вначале исследования влажность была около 250%, через 1 час 24 мин (5000 с) уже 230%, а через семь с половиной часов (25 000 с) уже приблизилась к 130%. Потери по влажности более 120%.


При дальнейшем обучении профессии, вы узнаете, что у каждого продукта есть свои требования по ГОСТУ. Одним из них является влажность. Например, у муки она должна быть 14,5%, у желатина до 16%., у готовых каш: гречневая 60%, пшенная рассыпчатая 66%, а пшенная жидкая 83%, манная жидкая 87% и т.д.

Так нужно ли нам знать, что такое влажность и от каких параметров она зависит?


Объяснение темы (20 мин)

  1. Поэтому темой занятия является: включаю: слайд № 8: (Тема занятия)

  2. На занятии вы должны понять, что такое влажность воздуха, узнать её характеристики, научиться рассчитывать её по формулам и определять по приборам

Ребята, от вас требуется внимание и заполнение опорного конспекта

3. Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это, вероятно погода. Говорят, что погода является самым величественным спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актера: солнечная радиация, влага и воздух.

По погоде можно судить, какую одежду носят люди, что они едят и в каких жилищах живут. Влажность воздуха определяет состояние погоды и климата, а поэтому знания о влажности воздуха необходимы в прогнозировании погоды. Большое практическое значение имеет умение измерять влажность воздуха. Эти знания необходимы в металлургии, различных технологических процессах, архивах, книгохранилищах, а так же при хранении продуктов и их обработке.


4. Включаю Слайд № 9 (содержание водяного пара, определение влажности воздуха).

Погода может резко измениться за день или даже за несколько часов.

Что же вызывает эти изменения? В атмосфере в среднем содержится 24.1016 м3 водяного пара. И хотя его доля составляет меньше 1% от общей массы атмосферы, его влияние на погоду, климат, самочувствие людей очень велико.

Что является главным источником водяного пара?

Главный источник водяного пара в атмосфере – интенсивное испарение воды с поверхности океанов, морей, водоемов, влажной почвы, растений.

Животные и люди выдыхают пары и потеют, поэтому в атмосфере Земли всегда содержится водяной пар.

В течение года в атмосферу Земли испаряется около 500 000 км3 воды, т.е. количество воды, почти равное количеству воды в Черном море, и около 1/4 этой воды выпадает в виде осадков на сушу. При этом образуются облака, туман, осадки, роса.

При конденсации влаги выделяется теплота, что приводит к смягчению климатических условий. Конечно, количество водяных паров в воздухе не везде одинаково. Воздух может быть сухой и влажный.

При одной и той же температуре содержание в нем водяного пара (влажность воздуха) может изменяться в широких пределах: от максимально возможного (насыщенный пар) до нуля (абсолютно сухой воздух). Вблизи водоемов воздух более влажный, чем в глубине материков.

Величина, характеризующая содержание водяных паров в различных частях атмосферы Земли, называется влажностью воздуха.

Степень влажности воздуха имеет большое влияние на многие процессы, протекающие на Земле, например

  • на урожайность с/х культур, животноводство;

  • в отраслях современной техники,

  • в процессах сушки изделий, при хранении готовых изделий,

  • в полиграфическом производстве при печатании книг;

  • в книгохранилищах, музеях;

  • действует на здоровье и самочувствие всего населения.

Так, например, можно чувствовать себя вполне хорошо при t = 25–30C и влажности 25%. С другой стороны, при той же температуре можно иметь плохое самочувствие, ощущая жару и чувствуя подавленность, при влажности 80% или 90%.

Или, например, если температура воздуха 18С, а φ = 25%, можно ощущать холод, хотя при той же температуре и влажности в 60% можно иметь вполне хорошее самочувствие.

Как объяснить различное самочувствие вследствие различия относительной влажности при одинаковой температуре?

Если воздух сухой и φ мала – испарение, а потому и охлаждение, происходят быстро. Но если воздух влажен, т.е. φ высока – испарение происходит очень медленно, так что охлаждение незначительно.

Экспериментами установлено, что для хорошего самочувствия и здоровья необходимо, чтобы относительная влажность была в пределах от 40% до 60%. (50-70%)

Порою в зимние месяцы в наших домах, техникумах φ часто не превышает 10% или 20%. Такие условия вызывают быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, горла и легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям органов дыхания. (должна быть 60-70%)

Как поддерживать в жилом помещении достаточную для хорошего самочувствия относительную влажность? (Чаще делать влажную уборку)


Следовательно, измерение и регулирование влажности имеет большое практическое значение.


5. Для количественной оценки влажности воздуха используют следующие характеристики: слайд № 10:

1. Абсолютную влажность воздуха измеряют парциальным давлением – давление, которое производил бы водяной пар, при отсутствии всех других газов Р (Па). Или: количество водяного пара в атмосфере

Если температура низка, то данное количество водяного пара в воздухе может оказаться близким к насыщению, воздух будет сырым. При более высокой температуре то же количество водяного пара далеко от насыщения, воздух – сухой.

Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далек водяной пар, находящийся в воздухе от состояния насыщения.

2. Для этого вводят понятие относительной влажности φ – ведь она дает более ясное представление о степени влажности воздуха.

Относительной влажностью воздуха называется отношение парциального давления Р водяного пара к давлению насыщенного пара Р (или к количеству водяного пара, необходимого для насыщения воздуха) при той же температуре, выраженное в процентах.

3. Точка росы. Ненасыщенный пар превращается в насыщенный при понижении температуры. Температура, при которой воздух в процессе своего охлаждения становится насыщенным водяными парами, называется точкой росы. При охлаждении воздуха до точки росы начинается конденсация водяных паров, появляется туман, выпадает роса.

(Напоминаю, что при отсутствии центров конденсации, пар может стать пересыщенным. Поэтому чистый воздух может охлаждаться ниже точки росы, а находящийся в нем пар конденсироваться не будет.)


6. Приборы для определения влажности воздуха

При перевозке, хранении некоторых скоропортящихся или сухих продуктов требуется поддержание в помещении определенной влажности воздуха. Поэтому помещение необходимо вентилировать для регулирования его влажности в зависимости от вида продуктов, и от их термической обработки.

Включаю слайд № 11.

Используются два прибора для определения влажности воздуха:

  1. Гигрометр (от греческого слова «гигрос» — влажный). Они бывают двух типов:

    1. Конденсационный гигрометр. По нему измеряется точка росы (температура).

Состоит из укрепленной на подставке металлической круглой коробочки с отполированной плоской поверхностью. Коробочка заполняется эфиром, в неё вставляют термометр. С помощью резиновой груши в неё прогоняется воздух. Эфир начинает испаряться и коробочка охлаждается. По термометру замечают температуру, при которой на отполированной поверхности коробочки появляется роса. Пар стал насыщенным.

Зная температуру воздуха, по таблицам находят давление насыщенного пара Р. Определив по термометру точку росы, по таблицам находят парциальное давление Р1 и по формуле считают относительную влажность воздуха.





Недостаток: нельзя сразу определять влажность: сначала точка росы снимается, затем по таблицам находят давления и по формуле считают влажность



    1. Волосяной гигрометр. Состоит из обезжиренного человеческого или конского волоса, один конец которого закреплен на стойке, а другой перекинут через небольшой блок. При увеличении влажности волос удлиняется. Чем суше воздух, тем короче делается волос. Таким образом, обезжиренный человеческий волос является датчиком влажности.

    Достоинства гигрометра в том, что относительная влажность получается непосредственно в процентах и этим прибором можно определять влажность воздуха при температурах ниже 0 °С

    Недостатком этого прибора является необходимость частой проверки, малая точность показаний и предварительная градуировка по другим приборам.

Второй тип прибора, с помощью которого можно определять влажность воздуха

Слайд № 11: (психрометр)

2. Психрометр (от греческого психриа – холод)

П
рибор состоит из двух термометров, укрепленных на щите. Чувствительная часть одного из них обернута тканью (батист), конец которой опускается в трубку с дистиллированной водой. Таким образом, ртутный резервуар одного из термометров всегда остается смоченным, а другой — сухим. Вода, пропитывающая ткань, испаряясь с различной скоростью в зависимости от влажности и скорости движения воздуха, отнимает тепло у термометра и охлаждает его. В результате «влажный» термометр показывает более низкую температуру, чем «сухой». Чем суше воздух, тем энергичнее происходит испарение, тем больше будет разница между показаниями «сухого» и «влажного» термометров.

Используется:

в метеорологии; при хранении продуктов и материалов; в хранении произведений искусств; в проектировании строительных сооружений, машин, механизмов, подвергающихся воздействию влаги.

7. Ставится перед студентами поисковая проблема:

Вам нужно разморозить мясо быстрым способом (сутки), т.е. в камере поддерживать температуру 20С, влажность воздуха 85%. Видите психрометр, показания двух термометров. И тут вы понимаете, что ни-че-го не по-ни-ма-ете   как по нему определять влажность воздуха? Но признаться в этом начальнику стыдно!

Ваша задача, за время _5__ мин найти способ измерения. Можете воспользоваться Опорным конспектом на стр.4, таблицей на стр. _5____


8. Заслушивается результат от разных студентов

9. Включаются пункты по нахождению влажности по психрометру-

слайд № 12


10. Определим влажность воздуха в аудитории по психрометру. Делается вывод о соответствии или несоответствии норме в 60-70%

Слайд № 13:Психрометрическая таблица относительной влажности воздуха


11. Проверим, на сколько вы поняли приемы определения влажности воздуха

Решение задач с объяснением: Слайд № 14


tc = 28 C Δt = tctу φ = 48%

t

у = 20 С Δt = 28-200 =8 С


φ — ?




tу = 15 С tc = tу + Δt φ = 47%

Δt = 7 С tc = 15 + 7 =22



φ — ?



φ = 40% φ = (Р / Р )*100% Р = 72,8 *103 / 100 = 728 (Па)

Р = 1,82 * 103 Па φ Р = Р*100%


Р = (φ Р ) / 100%

Р — ?


Слайд остается на экране


Закрепление материала самостоятельно (10 мин)

А сейчас для вас предоставляется уникальная возможность – проверить на сколько глубоко вы усвоили материал темы. На стр. ___ опорного конспекта, выберите уровень задания. Общее время на выполнение 10 мин


Включаю слайд № 15 (пустой)


Итоги урока

Подводим итоги занятия.

  1. На последней странице опорного конспекта оцениваем свои знания и умения, которые вы приобрели, закрепили сегодня

  2. Вспоминаем правила совместного обсуждения и говорим свое мнение о занятии.

(я, ФИО, поставил себе отметку…., потому что ..)



Заключительное слово преподавателя

Думаю, что результаты у вас хорошие, и вы поняли, как может влиять влажность воздуха на многие технологические процессы, природу, здоровье человека и пр.


Обращаю ваше внимание на домашнее задание. Подумайте над ним.


Включаю Слайд № 16 И под занавесь занятия, задумайтесь над пословицей.

ДУМАЮ, СЕГОДНЯ У НАС ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ!


Я занятием довольна. Спасибо всем. До свидания!






















Л И Т Е Р А Т У Р А




  1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.

  2. Булатова О.С. Искусство современного урока: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

  3. Глушаков С.В., Кнабе Г.А. Компьютерная верстка: Учебный курс/Худож.-оформитель А.С. Юхман – Харьков: Фолио, 2002. – 485 с.

  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1998.

  5. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Григорий Исаакович Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  8. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.М. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

  9. Полат Е.С. Личностно-ориентированные технологии образования / /
    12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. Сб. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 1999.

  10. Проблемы дидактики теоретического обучения. ВНИИ ПТО. — М.: Высшая школа, 2000. – 527 с.

  11. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

  12. Филлип С. Шлехти. Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования. – Сан Франциско, 1990.






























П Р И Л О Ж Е Н И Я


















































СЛАЙД-ПРЕЗЕНТАЦИИ



















































РАБОЧИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ














САРАТОВСКИЙ

КОЛЛЕДЖ

КУЛИНАРНОГО

ИСКУССТВА

ОЦЕНИ СВОИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ


Я ставлю себе отметку за работу _________, потому, что ____________

__________________________________________________________________________


Эмоциональное восприятие материала соответствует состоянию:





ПРАВИЛО СОВМЕСТНОГО ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Говори:

  • Кратко;

  • Конкретно;

  • Что ты при этом почувствовал / осознал/ понял

  1. Нельзя:

  • говорить, что все уже сказано;

  • отказываться высказывать свое мнение группе;

  • прятать за высказыванием свое плохое настроение или неприязнь к кому-либо

  1. Выступление начинать так:

  • Я, Фамилия, имя, поставил отметку за работу _____, потому, что …

  • На занятии узнал о …

  • Понял … / Не понял …

  • Получилось… /Не получилось…



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подумай, как можно измерить влажность воздуха без психрометра, но при наличии некоторых устройств


8




ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА


ЕЁ УЧЕТ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ








Рабочий опорный конспект







Студент(ка) группы № _____


________________________________________

(фамилия, имя)


Работу проверил преподаватель:


__________ ______________ Кетько Н.Е.













ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ


ВАРИАНТ 1


  1. Испарение   _____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


  1. Насыщенный пар   ______________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


  1. Отличие испарения от кипения в том, что __________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


  1. Символы _______________________________________________



ВАРИАНТ 2


  1. Конденсация   ___________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


  1. Когда число молекул _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Если Т увеличивается в 4 раза, то Р _______________________

___________________________________________________________

Если V уменьшается в 2 раза, то Р ___________________________


  1. Символы _______________________________________________


УРОВЕНЬ С (отметка «отлично»)

Ответь на вопрос

  1. Объясни и приведи примеры, как может повлиять влажность воздуха на хранение и переработку пищевых продуктов?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________


Реши задачи

  1. φ = 77%

tc = 25 C


Δt , tу — ?









  1. Р = 1,65 *103 Па

φ = 80%


Р — ?

2


7






































6

3


III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Выполни задание, выбрав уровень сложности


УРОВЕНЬ А (отметка «удовлетворительно»)

Продолжи предложение

  1. Влажность воздуха необходимо учитывать в __________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


  1. Источниками водяного пара в атмосфере являются ___________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


Реши задачу

  1. tc = 25 C

tу = 18 С


φ — ?


УРОВЕНЬ В (отметка «хорошо»)

Ответь на вопросы

  1. По какому прибору удобнее определять влажность воздуха. Объясни. __________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


  1. Какая оптимальная влажность должна быть в учебной аудитории? ________________________________________________


Реши задачу

  1. φ = 60%

Δt = 6 C


tc tу   ?

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Влажность воздуха   __________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Для человека оптимальная влажность воздуха ______ ________%



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЛАЖНОСТИ:


  1. Абсолютная влажность или парциальное давление Р (Па) – давление __________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


  1. Относительная влажность φ (фи) %   отношение _____________

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

______________________________________________________________



(1) φ =




  1. Точка росы – температура __________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


































ПРИБОРЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАЖНОСТИ



  1. Гигрометр («гигрос»   ___________________________)


Виды:

    1. ______________________________________________________



(2) φ =



    1. ______________________________________________________





  1. Психрометр ( «психрос»   ________________________)



Правило нахождения:


1. Находим t


2. Находим t


3. Находим Δt =


4. На пересечении ____________________________________

по психрометрической таблице находим _________________



ПСИХРОМЕТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА



4

5




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Электроемкость. Единицы емкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: