Проект «Волшебная Дымка»
Авторы проекта: Рубенко Е.М, Орлова О.А.
Участники проекта: воспитанники 6-ой группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь — октябрь
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного, а есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы.
Актуальность. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Цель: развитие эстетического видения и чувствования окружающего мира через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства — дымковской росписью.
Задачи:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
2. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
3. Сформировать у детей отношение к цвету, как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
4. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта у детей появится устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, смогут назвать все ее элементы, будут узнавать приемы рисования и научатся составлять узоры на различных формах.
Вид проекта: творческий
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Планирование работы по реализации проекта;
Мониторинг знаний и умений детей по данной теме;
Изучение литературы по теме проекта;
Определение доступных методов изготовления и росписи игрушек для детей группы;
Изготовление и подготовка демонстрационного и раздаточного материала;
Подбор материала для изготовления наглядных консультаций для родителей;
Изготовление презентаций;
Сбор фотографий для организации фото выставки «Волшебная Дымка».
Готовясь к реализации нашего проекта, на подготовительном этапе, нам пришлось изучить множество материала по ознакомлению дошкольников с дымковской росписью.
Содержательный этап:
Мониторинг, проведенный в группе, показал низкий уровень знаний о народном творчестве, русских мастерах. Дети не владеют навыками лепки игрушек из глины, испытывают сложности в процессе рисования элементов росписи, а так же им сложно расписывать объемную игрушку.
Исходя из опыта детей, мы приняли решение начать работу с ноля.
Беседы и занятия:
«Знакомство с дымковской игрушкой»,
«Волшебная глина»,
«Осенний узор осени»,
Лепка «Украсим дымковскую лошадку»,
Лепка «Дымковский барашек»,
Рисование «Элементы дымковской росписи»,
Рисование «Фартук для барышни»,
Рисование: «Роспись барашка»,
Рисование «Осенние узоры Дымки»
Итоговое интегрированное занятие
В ходе бесед дети рассматривали иллюстрации и игрушки дымковских мастеров, знакомились с особенностями сюжета дымковской росписи.
В процессе продуктивной деятельности познакомились с новым материалом — глиной, почувствовали ее отличие от пластилина. Дети сделали вывод, что глина мягкая и пластичная, имеет свойство засыхать и превращаться в прочную и твердую. Так же дошкольники научились рисовать несложные орнаменты росписи.
Для того, чтобы сказочный и красочный мир игрушек становился ближе и понятнее дошкольникам, широко использовалось художественное слово, вятский фольклор: потешки, загадки, частушки, а также народные мелодии. Все это способствует более глубокому восприятию детьми дымковской игрушки.
Шагая в ногу со временем, мы не ограничились использованием печатного материала, а разнообразили процесс обучения показом мультимедийных презентаций: «Дымковская лошадка», «Волшебная дымка».
Просматривали мультфильмы и фильмы о дымковских мастерах.
Подготовили печатные консультации для родителей:
«Загадка дымковской игрушки», «Элементы дымковской росписи».
Материалы по изготовлению и росписи игрушек размещены на сайте сада и в группе «Брусничка» в ВК.
Провели экскурсию в ИЗО уголок с целью ознакомления родителей с методикой обучения детей лепке игрушек из глины и их росписи.
Изготовили пособие «Домашнее задание» для прорисовки элементов дымковской росписи для детей и родителей.
Изготовили дидактические игры «Разрезные картинки», «4 — лишний»,
«Где дымка?»
Приобрели качественный наглядный материал для занятий и бесед.
Организовали фото выставку «Мастерская дымковской игрушки»
Родители вместе с детьми приняли участие в конкурсе поделок «Дымка своими руками». Все участники получили поощрительные подарки.
Итоговый этап:
В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке. Теперь они знают, почему так называют мастеров и сами игрушки. Дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, запомнили цвета данной росписи, могут назвать все ее элементы и узнают приемы рисования. Умеют составлять узоры на различных формах. Дети могут самостоятельно объяснить народную поговорку: «Дымка рождается дважды».
Дети нашей группы стали проявлять интерес к народному декоративно – прикладному искусству и изобразительной деятельности в целом: самостоятельно рассматривают альбомы с другими росписями, пытаются украсить шаблоны другими росписями.
Не остались равнодушными и наши уважаемые родители. Все они приняли активное участие в проекте. Каждый, в меру своих возможностей, знакомил дома ребенка с народным искусством, практиковали в изображении росписи, лепки игрушек из пластилина. Все родители приняли активное участие в выставке дымковских игрушек.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И. Я. Богуславская. Дымковская игрушка. Издательство «Художник РСФСР». 1988год.
2. Г. А. Величкина, Т. Я. Шпикалова. Дымковская игрушка. Издательство «Мозаика- Синтез». 2009 год.
3. Н. В. Дубровская. Дымковская игрушка. Издательство «Карапуз». 2002год.
4. Л. В. Дьяконов. Дымковские глиняные расписные игрушки. Издательство «Художник РСФСР». 1965 год.
5. В. Крупин. В Дымковской слободе. Издательство «Малыш». 1989год.
6. И. А. Лыкова. Дымковская игрушка. Издательство «Карапуз». 2010 год.
7. В. В. Малова. Конспекты занятий по художественному воспитанию дошкольников.
8. О. С. Попова, Н. И. Каплан. Русская народная игрушка. Издательство «Мозаика-синтез». 2007 год.
9. П. Синявский. Стихотворения о дымковских игрушках. Издательство «Просвещение». 2002 год.
10. О. А. Скоролупова. Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народным декоративно-прикладным искусством. Издательство «М. Скрипторий, 2000». 2003 год.
11. В. Фофанов. Народное творчество. Потешки. Издательство «Просвещение». 2000 год.