Риторика.
Тема: Благодарность.
Цель:
– научить детей уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации;
– научить детей благодарить за подарок;
– развивать умение выражать благодарность в различных ситуациях.
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знаний | Чтение стихотворения И. Токмаковой. 1 2 Дети хором произносят пропущенные слова. Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, А оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас … (благодарят). Но молчит она, как рыба, Вместо каждого … (спасибо). – Что за слова мы сейчас назвали? – Какие ещё слова благодарности вы знаете? – Для чего они нужны? – Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? | Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
|
ΙΙ. Открытие нового знания | Работа по учебнику. 1 3 1 1) – Откройте свои учебники на с. 54. Прочитайте слова благодарности. – Кто изображён на рисунках на с. 55 и 56? – За что Буратино мог благодарить Тортилу? – Мальвину? – Папу Карло? – Пьеро? 2) – Папа Карло продал свою куртку, чтобы купить букварь. Как Буратино должен поблагодарить папу Карло? – Что ответит ему папа Карло? («Большое спасибо, папа Карло, за букварь! – Пожалуйста. Учись хорошенько, сынок».) 3) Аналогичная беседа проводится по другому рисунку на с. 56. Дети понимают, что иногда вполне достаточно выразить свою благодарность словом «спасибо» и что поблагодарить надо и тогда, когда то, что тебе предлагают, не очень тебе нравится (см. рис. на с. 56). 4) Дети разыгрывают две-три предложенные ситуации, используя разные способы выражения благодарности. Можно провести это задание в виде игры-конкурса, где победителем окажется тот, кто сможет более вежливо выразить свою благодарность, учитывая, кого и за что он благодарит. 5) – Вы, конечно, любите получать подарки. А умеете ли вы их принимать? – Посмотрите на с. 57. Кто изображён на рисунке? – Вспомним стихотворение К. Чуковского «Муха-цокотуха». Кто в стихотворении принимал подарки? – А какой была причина торжества? – Как Муха могла бы поблагодарить блошек? Выберите ответ-благодарность, который показался вам самым вежливым. Слушайте и выбирайте: ● Муха рассматривает сапожки и говорит: «Что за чудные сапожки! Где вы их достали, блошки? Буду их всю жизнь носить И весь век благодарить». ● Муха держит в руках сапожки и говорит: «У меня уж есть сапожки. И получше этих, блошки. Их отдам своей сестре, Что живёт на той горе». ● Муха примеряет сапожки и говорит: «Вам спасибо, мои блошки, За прекрасные сапожки! Ох, какое будет горе, Если мне они не впору». – Прочитаем стихотворение К. Чуковского (с. 57). 6) С подарком можно поступить по-разному, например: ● Ставишь мёд на стол для гостей. ● Прячешь мёд подальше. ● Перекладываешь часть мёда из банки в красивую вазочку и ставишь его на стол для гостей. – А как бы вы поступили? Как бы вы поблагодарили Бабушку-пчелу за подарок? – Кто ещё пришёл на день рождения Мухи? (Комарик, Бабочка, Кузнечик.) – Что каждый из них принёс в подарок? Как Муха поблагодарит их? Что они скажут в ответ? | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности. |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Разыгрывание ситуации 3 3 2 – Вам неожиданно принесли на день рождения два одинаковых подарка. Как вы будете себя вести? Что вы скажете? (Можно предложить разыграть эту ситуацию несколько раз и сравнить предложенные варианты.) 2. Чтение стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой» Несли мы облако с собой: Букет сирени голубой. Взглянула Надя на сирень: – Какой красивый сорт! Но он завянет через день, Купили б лучше торт! От торта польза есть, Его же можно съесть! Я торт люблю с орехами, За тортом бы поехали! Ну Наденька! Ну скромница! Мы не могли опомниться. – Как вы думаете, вежливо ли заказывать подарки? Почему говорят: «Не дорог подарок, дорого внимание», «Дарёному коню в зубы не смотрят»? 3. Работа по учебнику. 3 1 – Посмотрите на с. 58. – Кто изображён на рисунке? – Что принесли коту Леопольду? – Как он будет благодарить за каждый подарок? – Что ему ответят? – Как поблагодарил кот Леопольд за ненужный подарок? 1) – Карлсону принесли три подарка. Дети разыгрывают одну-две ситуации. 2) – Помните ли вы сказку Андерсена «Свинопас»? Принц прислал в подарок принцессе дивную розу и сладкоголосого соловья. Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала. «Фи, папа, – сказала принцесса, – она не искусственная, а настоящая!» И о соловье, который сразу чудесно запел, принцесса спросила: «Надеюсь, птица не настоящая?» И когда она узнала, что птица настоящая, сказала: «Так пусть она летит!» – и не позволила принцу явиться к ней. – Чем закончилась сказка? Как была наказана принцесса? – А как бы вы поблагодарили принца за подарок? Разыграем сценку с участием императора, принцессы, придворных. 4. Сказка «Город Спасибоград» 2 – За горами, за долами, за дальними странами есть волшебный город Спасибоград. В этом городе живут удивительные люди. Они сказочно вежливые. А вы когда-нибудь бывали В городе Спасибоград, Где на Вежливом бульваре Вежливо благодарят? (Н. Юсупов.) – Почему город так называется? – Какие приключения могли бы произойти в этом сказочном городе с вежливыми (невежливыми) людьми? – А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город?
| ТОУУ В течение всего урока удачно разыгравшим ситуации детям можно предложить по алгоритму самооценки оценить свою работу. |
ΙV. Итог урока | – Как вы понимаете пословицу «Жив буду – не забуду»? – Герои каких сказок могли бы так выразить свою благодарность? (Иванушка – Коньку-Горбунку, царевич Елисей – ветру, старик – золотой рыбке и т.д.) – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4 – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
|
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.