Риторика.
Тема: Текст – что это такое?
Цель:
– научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
– научить учащихся формировать собственные высказывания;
– дать представление о тексте как тематическом единстве.
Оборудование: сюжетные картинки (см. конспект).
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знаний | 1. – Мы с вами часто читали сказки, стихи, рассказы, и вы не раз слышали от меня слово текст – текст рассказа, например. – Что можно назвать текстом? 2. Работа по учебнику. 1 3 1 2 – Откройте учебник на с. 2, где нарисован один необыкновенный сказочный зверь. Кто его узнал? – Этот удивительный зверь с двумя головами – Тянитолкай из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». У него две головы, и каждая смотрит на разные странички с записями. Что же он читает? Прочитаем первую запись. – Кто-то уже смотрит на меня не менее удивлённо, чем Тянитолкай. Но прежде чем обсудить то, что мы прочитали, прочитаем вторую запись и обсудим сразу обе. – Как вы думаете, какая запись представляет собой простой набор предложений, а какая – текст? – Докажите. Если дети испытывают затруднение: – Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям? (Один или два, но оба рисунка об одном – о Тянитолкае.) – Во второй записи у нас не просто предложения, а текст, так как все предложения объединяются тем, что они рассказывают о чём-то одном.
– Принято говорить так: предложения в тексте объединяются темой. Приходилось ли вам слышать это слово? Когда, где? Слово «тема» записано на доске, дети читают его хором. – Кто может назвать тему нашего текста? – Можем мы придумать заголовок к тексту? («Тянитолкай», «Удивительный зверь».) – Можно ли придумать заголовок к предложениям в первом столбике? ( Нет, в них нет ничего общего, нет общей темы.) – Как вы думаете, какая будет тема урока? – О чём вы хотите узнать на этом уроке? 3 Учитель может записать вопросы на доске. Получится план урока. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙ. Открытие нового знания |
Работа по учебнику. 1 3 1 – Сейчас мы выступим в роли критиков. Вы знаете, кто такие критики? – Один мальчик написал стихотворение. Вернее, он решил, что у него получились стихи. Мы должны определить, так ли это. Давайте прочитаем то, что написано в учебнике (с. 2). – Можно ли написанное мальчиком назвать стихотворением, т.е. текстом? Почему?
– Похоже на стихи, складно, есть ритм, рифма, но нет темы, объединяющей все предложения, не понятно, о чём стихотворение. Умеет ли мальчик сочинять стихи? Чего он не знает? Объясните. – А какие вы знаете настоящие стихи, т.е. такие, текст которых рассказывает о чём-то? Назовите темы этих стихотворений. – Может быть, кто-то прочитает нам наизусть стихотворение, а мы внимательно послушаем и постараемся определить его тему. – Приведите примеры скороговорок, которые можно назвать текстами. |
Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания |
Рассказ по картинке (картинкам) 3 3 2 1) Учитель предлагает для работы сюжетную картинку или две картинки (типа сюжетных картинок Н. Радлова). Картинки нарисованы на отдельных листах, которые выставляются на доске. – Я предложу вам интересное задание: мы будем сочинять свой текст по картинкам (картинке). Чтобы получился именно текст, а не предложения, сначала определим тему картинки: о чём она? – Я начну рассказ (сказку, историю), а вы мне помогайте – так, чтобы получился текст.
|
|
ΙV. Итог урока | – Что нового мы сегодня узнали? 4 – Что такое текст? – Что такое тема текста? – Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4 – Какие действия пригодятся нам и на других уроках?
– Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?
|
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.