Сценарий урока на тему «С праздником, мамы!»


13



Конкурсно –развлекательная программа:

«С праздником, мамы!»



Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11

Финогенова С.В.

ст. Староджерелиевская












2011-2012 уч.год

Цель: прививать детям чувство любви, уважения к женщине, воспитывать заботливое отношение к своим мамам, бабушкам, сестрам, одноклассницам.



Задачи: воспитывать чувство любви и уважение к матери; воспитывать нравственные качества личности;


Оборудование: мультимедийная установка, презентация, выставка рисунков “Моя любимая мама”, выставка поделок “Мамины руки не знают скуки” (поделки, сделанные мамой или вместе с мамой), предметы для выступления, подарки для мам и бабушек; фонограммы.


Подготовка. Дети разучивают стихи, рисуют рисунки, готовят вместе с мамами поделки.



Ученик 1: Что за праздник готовится тут?

Может почетные гости придут?

Вместе: Нет!

Ученик 1: Может, придут генералы?

Вместе: Нет!

Ученик 1: Может, придут адмиралы?

Вместе: Нет!

Ученик 1: Может, герой, облетевший весь свет?

Вместе: Нет!

Ученик 2: Гадать понапрасну бросьте!

Смотрите: вот они, гости!

Почетные, важные самые

Вместе: Здравствуйте, мамы!


Ведущий 1:

Здравствуйте, уважаемые гости!

Ведущий 2:

Добрый день, дорогие мамы, бабушки! И он потому ещё добрый, что посвящен вам, наши милые, дорогие и единственные!

Ведущий 1:

Мама! Самое прекрасное слово на земле, это первое слово, которое произносит человек и звучит оно на всех языках, звучит одинаково нежно.

По-русски — мама, матушка.

По-украински — ненька, матуля.

По-киргизски — апа.

По-грузински — дэда.

По-осетински — нана.

Ведущий 2:

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет — пять или пятьдесят — тебе всегда нужна мать ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Ведущий 1:

Мне хотелось бы в дни весенние,
Все невзгоды от Вас отвести,
Кубок солнечного настроения
Милым женщинам преподнести.
Ведущий 2:

Чтоб под куполом неба ясного,
Где мороз на весну сердит,
У вас дети росли прекрасными,
Без печали и без обид.
Ведущий 1:

Чтоб глаза наполнялись радостью,
Новой свежестью много лет
И чтоб жизнь у вас ярче радуги
Полыхала на целый свет.

В исполнении ребят звучит песня “Мама”

Ведущий1: Мы привыкли называть день 8 Марта праздником женщин, праздником мам, весны, любви. Но у этого праздника есть своя история.

Ведущий2: История Женского дня началась еще с Древнего Рима. В честь своего праздника замужние римлянки — матроны и даже невольницы, освобожденные от работы в этот день, — принимали подарки и знаки внимания. По такому случаю в храме богини Весты собирались хранительницы домашнего очага.

Ведущий1: Но одновременно Международный женский день своими корнями уходит в многовековую борьбу женщин за участие в жизни общества наравне с мужчинами. В Древней Греции Лисистрата ради прекращения войны организовала забастовку против мужчин. Во время Французской революции женщины, выступавшие за «свободу, равенство и братство», организовали марш в Версаль, чтобы потребовать предоставления им избирательного права.

Ведущий2: Почему Международный женский день празднуют именно 8 марта? Какая история 8 марта? Раньше во многих странах женщины не имели права голоса, не могли учиться. Девочкам не позволяли ходить в школу. Конечно, их это обижало!

Ведущий1: Потом женщинам позволили работать. Но условия труда были тяжёлыми. Тогда в Нью-Йорке (город в Соединённых Штатах Америки) более 150 лет тому назад работницы прошли «маршем пустых кастрюль». Они громко били в пустые кастрюли и требовали повышения зарплаты, улучшения условий работы и равные права для женщин и мужчин. Это так удивило всех, что событие стали называть Женским днём.

Ведущий2: Потом в течение многих лет женщины устраивали акции протестов. Особенно протестовали они против детского труда. Тогда было решено избрать один общий женский день для многих стран. Женщины разных стран договорились, что именно в этот день будут напоминать мужчинам, что женщин надо уважать.

Ведущий1: Трудно выбрать лучшее время для празднования Женского дня, чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа и по-весеннему начинает светить солнце.

(Мелодия Ф. Шуберт «Аве Мария»)


Ведущий2: Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери. Каждому из нас – от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу привязанность.


Звучит стихотворение «Есть в природе знак святой и вещий» ________________


Есть в природе знак святой и вещий
Ярко обозначенный в венках:
Самая прекрасная из женщин —
Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклинанья
(Ей то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин —
Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится следами
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня — украшена плодами,
Женщина — судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин —
Женщина с ребенком на руках.

Ведущий1: Каждую секунду в мире рождается три человека. С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь к малышу своему для нее также естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и мама своей любовью согревает всю жизнь ребенка.

Ведущий2: Мать приобщает свое дитя к человечеству, наполняет его духовной силой, учит ценить нравственные ценности. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные руки, которые умеют все.

Свежие документы:  Сценарий праздника для 1 класса «Прощание с Азбукой»

Разыгрывается сценка: «Что за дети нынче, право?»

Мальчик

— Я вот думаю, гадаю,
Для чего детей рождают?
Так, ребята вы не против?
Взвесим — ка все за и против!

Девочка — А зачем тебе всё это?

Мальчик

— Для конкретного ответа!
К взрослой жизни подготовка…

Девочка — Ты придумал это ловко!

Мальчик

— Да за маму мне обидно,
От проблем житья не видно.

Девочка

Да…от нас проблем немало…
Не простая должность — мама.
Как бы было легче ей
Без таких, как мы, детей,

Девочка

— Фу! Какая ерунда!
Скучно будет ей тогда!
Да и в старости компот
Кто в стакане принесёт?
Вот представь себе теперь
Маму вовсе без детей!

Мальчик — Дома — тихо… чистота… Красота!

Девочка

— И пустота! Дом уютный, но пустой!
Без детей он не живой!

Мальчик

— Но зато, скажу я прямо, славно отдыхает мама.
Не придётся ей опять, все уроки проверять,
За детей решать задачки, сочинение писать,
За различные проделки, то ругать, то наказать,
Кухня, ужин, постирушки, снова собирать игрушки.
Не жалея нервных клеток, загонять в постели деток!

Девочка

— И услышать, засыпая,..
Ты красивая такая,
Честно-честно говорю,
Мам, я так тебя люблю!…

Мальчик

— Да… гм-гм… звучит красиво…
А такая перспектива?
Только вырастил детей…
Выдал замуж поскорей…
Отдохнуть теперь хотите?
Вот вам внуки! Получите!

Девочка

— Ну и что? Опять играйся.
На бабулю откликайся,
Сели, встали, побежали,
Вновь игрушки все собрали,
Тренировка у плиты,
Воз домашней суеты.

Мальчик — Да зачем им жизнь такая?

Девочка

— Аэробика сплошная!
Торопись, чтоб всё успеть.
Даже некогда стареть.

Мальчик

— Нет! Я, всё же, сомневаюсь, столько нервов и забот!
Я всё больше убеждаюсь: Дети — хлопотный народ.
Надо долго их растить, и воспитывать, учить,
По ночам не досыпать, день и ночь переживать,
Заболели полечить, провинились — отлупить,
И в учёбе помогать, и кормить и наряжать…

Девочка — Трудность в чём? Не понимаю! Я же кукол наряжаю!

Мальчик — Ну, сравнила! Во — даёт!

Девочка

— Дети хлопотный народ!
Но зато для мамы
Всех важней, скажу я прямо.
Мамам — в детях продолженье.
И почёт и уваженье!
И огромная любовь,

Мальчик — И забота вновь и вновь…

Девочка

— Так, мой друг, спокойствие! Заботы — в удовольствие!
Пока деток воспитаешь, ни на миг не заскучаешь.

Мальчик — Да — а — а, добился я ответа — смысл жизни видно в этом.

Девочка — Смысл жизни видно в том, чтоб детишек полный дом!

Каждой маме по ребёнку!

Все — Ну, а лучше сразу два!

Девочка — Чтоб у мамочки от скуки не болела голова!



Ведущий1:

Без сна ночей твоих прошло немало,
Забот, тревог — не перечесть!
Земной поклон тебе, родная мама,
За то, что ты на свете есть.
Ведущий2:

За доброту, заботу, золотые руки,
За материнский твой совет.
Тебе желаем все мы дружно:
Вместе:

Живи, родная, много лет!


В исполнении ребят звучит песня “Мама”


Ученица:

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино.

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

-Что ты спрятала в ладони?

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала!


Ведущий1: У ваших пап и мам тоже есть мама — ваша бабушка.

— Какими ласковыми словами вы называете свою бабушку?

(бабушка, бабуленька. бабулечка….)

Ведущий2: Наши бабушки не только ласковые, умелые ,они ещё и очень , очень заботливые. Многие любят встречать своих внуков у школы, провожать до дома, Они даже готовят уроки вместе с внуками. И конечно всегда радуются успехам в учебе. Порой родители не знают о вас того, что знают о вас бабушки. . И, конечно же, необычайно рады всем успехам своих внуков.

Ведущий1: А какие у них золотые руки, сколько они умеют делать! Помогайте своим бабушкам, прислушивайтесь к их советам, берегите их!

Звучит стихотворение «Бабушка» _____________________________

Инсценировка стихотворения “ТРИ МАМЫ”

(На сцене – стол, вокруг стола стоит четыре стула. На переднем плане игрушечный стульчик, на нем сидит кукла.)

ВЕДУЩИЙ:

Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:

ДОЧКА:

Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь как спичка худа,
Иди-ка обедать, вертушка!

(Девочка берет куклу и сажает ее за стол)

ВЕДУЩИЙ:

Танюшина мама
С работы пришла
И Таню спросила:

МАМА:

Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять умудрилась забыть про еду?
“Обедать!” – кричала бабуля сто раз,
А ты отвечала: “Сейчас, да сейчас!”
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь как спичка худа,
Иди-ка обедать, вертушка!

(Дочка садится за стол)

ВЕДУЩИЙ:

Тут бабушка – мамина мама пришла

И маму спросила:

БАБУШКА:

Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось и минутки.
А вечером съела сухой бутерброд?!
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь как спичка худа,
Иди-ка обедать, вертушка!

Свежие документы:  Экологический проект "Осенние приметы" для 1-4 классов

ВЕДУЩИЙ:

Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят!
Что с дочками делать упрямыми?

ВСЕ ХОРОМ:

Ох, как непросто быть мамами!


Конкурс: “Узнай сказку”.

Ведущий1: Я предлагаю узнать, на сколько хорошо наши бабушки рассказывают сказки, и насколько внуки внимательно их слушают.

(Подготовлены три сказки – перепутки. Бабушка вытягивает листок и читает текст. Ребята должны понять, какие же сказки задействованы).

1сказка: Жили – были три медведя. И была у них избушка лубяная, а ещё была ледяная. Вот бежали мимо Мышка – норушка и Лягушка – квакушка. Увидали избушку и говорят: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!” Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно лежит там спящая красавица и ждет, когда Емеля её поцелует.

2 сказка: В некотором царстве, в некотором государстве жила – была Царевна – лягушка. Вот как–то раз она села на серого волка и поехала искать пёрышка Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему говорит: “Не садись на пенёк, не ешь пирожок!” А волк рассердился и говорит: “Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!” Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её Черномор и утащил к себе в замок.

3 сказка: Жил – был у бабы с дедом колобок. Лежал он как – то раз на окошке. А тут мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят всё съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гуси- лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут кот учёный и говорит: “Не пейте, а то козлятами станете”.


Звучит стихотворение «Все мамы скучно так живут»_________________


Все мамы скучно так живут –
стирают, гладят, варят.
И их на елки не зовут,
подарки им не дарят.
Когда я вырасту большой,
Я тоже буду мамой.
Но только мамой холостой,
А не мужнячей дамой.
Куплю я новое пальто
Под цвет пунцовой шляпе.
И никогда и ни за что
Я не женюсь на папе.

Все мамы любят есть варенье,
В темноте на кухне сидя,
Петь, танцуя в воскресенье,
Если их никто не видит.
Мамы любят лужи мерить,
Находя их жарким летом,
Забывать ключи от двери,
А потом слоняться где-то.
Мамы любят спать в субботу,
И лепить слонов из снега,
И прогуливать работу,
И зимой без шапки бегать.
Мамы любят грызть конфеты,
И кататься на трамвае,
Но они молчат об этом…
Почему?
Никто не знает..


Ведущий1:Сегодня к нам на праздник пришла волшебница-гадалка,  она вам погадает.


Ученица:

Мамам, бабушкам
Я люблю гадать.
Не хотите ли
Вы судьбу узнать?
Каждая мама выбирает по одному билетику, на котором написано  предсказание судьбы. (рисунки предметов)

пуговка – вы купите себе что-то красивое из одежды;
конфета – ожидает сладкая-пресладкая жизнь;
копейка – будете очень денежным человеком;
лавровый лист – большие успехи в работе;
нитка – дальняя дорога в дальние края;
бабочка – в этом году вам повезёт, вы будете порхать на крыльях успеха по жизни;
сердце – предрекает успехи в любви;
ключ – новая квартира;
книга – новые поступления на сберкнижку.

цветок – в этом году вы расцветете, как роза

географическая карта – вас ожидает поездка на заграничный курорт

колесо – в этом году вы выиграете машину, если купите лотерейный билет

тарелка – если случайно разобьете тарелку, знайте, что это к счастью

ягода – вас ожидает не жизнь, а малина

Улыбка – будешь много смеяться.

Ведущий2:

Если то, что называю — подарить нам мамам можно

То кричите громко: «Да!» и хлопайте в ладоши.

Если что-нибудь плохое я вам предлагаю

То кричите громко: «Нет!» и топайте ногами.


Мы подарим им улыбки?

Чешую от дохлой рыбки?

Солнца лучик и весну?

А подснежники в лесу?

Килограмм конфет?

Без ножек табурет?

Стоны, слёзы, неудачи?

Очень старый, сдутый мячик?

Хорошее поведение?

Весёлое настроение?

Жизни лучшие моменты?

Букет цветов?

Аплодисменты!


Ученик1:

Весны вам радостной и нежной,
Счастливых дней и розовой мечты
Пусть дарит март вам, даже снежный,
Свои улыбки и цветы!

Ученик2:

8 марта! День весенний!
И скажем правду в этот день,
Охапку нежных поздравлений
Нести нам мамочкам не лень.
От всей души вас поздравляем
И подарки вам вручаем.

(Ученики дарят поделки, приготовленные на уроке технологии)

Звучит стихотворение «О маме» ______________________


Сколько ночек не спалось ей,

Если вдруг болели мы.

Сколько плакать довелось ей

В комнатушке среди тьмы.

Кто кручинится, когда мы

Опечалены подчас.

Сколько радости у мамы,

Если кто-то хвалит нас.

Сколько мук ей было с нами,

И наград не надо ей,

Об одном мечтают мамы-

О любви своих детей.


Ученик: Нашим мамам так часто бывает нелегко с нами! Мы огорчаем их плохими поступками, леностью в учебе. Мы не всегда помним, сколько бессонных ночей провела мама у нашей кроватки, когда мы были маленькими, принимая мамину заботу, как должное , мы забываем ее поблагодарить.


Конкурс « Подари цветочек»

Мамы держат веревочку с одной стороны, а девочки с другой. На веревочке цветочек с дырочкой. Мальчик должен дуть на цветочек, чтобы он по веревочке придвинулся к маме.

Свежие документы:  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 1 классе "Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф"

Конкурс «Переводчики»

Ведущий: А теперь немного воспоминаний. Дорогие мамы, вы помните, когда ваши дети были маленькими. Они только учились говорить, их слова получались неловкими, корявыми, смешными. Окружающие плохо понимали детей, и вам приходилось часто выступать в роли переводчиков. И получалось это примерно вот так…

(Приглашаются 3 мальчика, записку со скороговоркой. В рот взять 2-3 ореха и произнести написанную в записке скороговорку. Мамы должны «перевести»,что они поняли).

Конкурс«Дети с закрытыми глазами должны угадать своих мам»

Конкурс «Угадай по голосу»
Ведущий: Дорогие наши мамочки! Сколько бессонных ночей вы провели у детских кроваток! Вы вскакивали с постели, услышав голосок своего ребёнка. И уж как никто другой, вы запомнили голоса своих любимых чад. Поэтому вам не составит большого труда узнать своего плачущего ребёнка. Сейчас ваши детишки будут плакать, как в детстве, то есть говорить «уа-уа!», а ваша задача — узнав голос своего дитяти поднять вверх руку.

Конкурс“Соскоплюи”.

Для конкурса нужно 2 мальчика, 2 девочки. Каждому дается по пустышке. Кто дальше плюнет.

Ведущий: Для вас милые мамы ребята приготовили еще один сюрприз.

Разыгрывается сценка «Помощник»__________________________________


Вова плачет тонко-тонко

И глаза трет кулаком:

— Я вам больше не девчонка,

Не пойду за молоком.

 

Мама смотрит без улыбки:

 — Что же, сделаешь ошибку. 

Мне не будешь помогать

— Не пущу тебя гулять. 


Посмотрел, подумал он:

— Ну давай уж свой бидон. 

Вове грустно и обидно, 

Он шагает стороной.

 — Может, так не будет видно

 Всем бидона за спиной. 


Дядя с длинными усами,

 Высоченный, как отец, 

Улыбнулся: — Видно, маме

Помогаешь?

 Молодец! 


Тётя девочке в панаме говорит:

 — Бери пример! 

Помогает мальчик маме

 – Настоящий джентльмен. 


И уже не стороной 

Вова гордо шёл домой.

 Хоть по лестнице шагал, 

Молоко не расплескал. 

— Мама, что ещё купить?

Я могу сейчас сходить!


Конкурс «Кукла»

Ведущий: Прежде чем объявить следующий конкурс нашего праздника, я открою вам один секрет: мальчишки тоже любят играть в куклы, но стесняюися и скрывают это. У многих из них нет кукол, но они такие мастера на выдумку, что изобретают их сами. И следующий конкурс будет таким: перед вами – надувной щарик, катушка ниток, маркер, бантик. Попробуйте создать куклу. Готовы? Дерзайте!


Конкурс “Проверка на вежливость”.

Этот конкурс проводится только один раз. Мальчики выстраиваются в шеренгу. Перед ними проходит девочка. Она как бы случайно роняет платок. Выигрывает тот мальчик, который догадался поднять платок и вежливо вернул девочке.


Конкурс «МУ»

Ведущий:Дорогие участницы, ваша задача дать ответ, который начинается со слога «му».

1) Её мы слушаем. (Музыка)

2) У Некрасова он с ноготок. (Мужичок)

3) Из неё пекут хлеб. (Мука)

4) Самый красивый гриб. (Мухомор)

5) Кличка коровы в Простоквашино. (Мурка)

6) Их показывают по телевизору. (Мультфильмы)

7) Этот журнал любят дети. («Мурзилка»)

8) Есть у каждой жены (Муж)

9) В нем выставлены экспонаты. (Музей)

10) Им был Д/Дартаньян. (Мушкетер)

11) У борцов они большие (Мускулы)

12) Старинный русский город (Муром)

13) Так называется карамель (Му-му)

14) Их раньше носили военные (Мундиры)

15) Этими нитками вышивают. (Мулине)

16) Самое трудолюбивое насекомое (Муравей)

17) Самое надоедливое насекомое (Муха)

18) Они бывают на коже, когда замерзнешь (Мурашки)

19) Северный город (Мурманск)

20) Лекарство от кашля (Мукалтин)

21) Кличка собаки из кинофильма (Мухтар)

22) Она посещает поэтов (Муза)

23) Он дает правильные советы (Мудрец)


Конкурс «Собери портфель».

Ведущий: На парте выложены учебники и школьные принадлежности. Приглашаются мамы. Наугад вытягивают листок с расписанием уроков на определенный день. Нужно из всех принадлежностей выбрать те, которые понадобятся по расписанию. Кто быстрее?

Ведущий: Да, мы видим, кто быстрее справился с этим заданием. Сразу видно кто до сих пор собирает портфель ребенку!


Конкурс»Мотальщицы»
Приглашаются по одной девочке от каждой команды. Предлагается перемотать нитки с одного клубка на другой и отгадать загадку, написанную на листочке, вложенном в клубок. Длина ниток во всех клубках одинакова. Нитки перематываются по команде. Кто первой перемотает нитки, поднимает руку



Ведущий1:Хорошо повеселились! Мы так много говорили сегодня о маме, её ласковых, умелых руках, о её верном и чутком сердце, в котором никогда не гаснет любовь.


Ведущий2:

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек нигде и никогда,

Не заставляйте маму плакать.


Ведущий1: И сколько бы ни было тебе лет, пять или десять, пятнадцать или двадцать, тебе всегда нужна будет мама. Так пусть же всегда будет мама!


Ведущий2: Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому мы должны и обязаны нежно любить, уважать, беречь ее, не причинять матери боли своими словами и поступками. Отблагодарить ее за труды и заботу о нас, быть добрыми, чуткими, отзывчивыми к ней. Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждет от нас мама.


Ведущий1:

Пусть женский день никогда не кончается!

Пусть в Вашу честь поют ручейки,

Пусть солнышко Вам улыбается,

Пусть исполняются Ваши мечты!

Ведущий2:

Пусть в делах всегда и всюду

Вам сопутствует успех!

И сегодня в праздник светлый

Будьте Вы счастливей всех!

В1:С праздником светлым,

В2:С праздником ясным,

В1:С праздником нежным,

Чудесным, прекрасным,

В2:С праздником ласки,

Любви и внимания

Вместе:С праздником женского очарования.

В исполнении ребят звучит песня «Моя мама лучшая на свете»

























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: