Урок обучения грамоте в 1 классе «Сопоставление звуков [ д] [ т] по звонкости – глухости. Дифференциация букв Д,д – Т,т»


Урок обучения грамоте в 1 классе



Тема: «Сопоставление звуков [ д] [ т] по звонкости – глухости. Дифференциация букв Д,д – Т,т »


Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [д] и [т] буквами; закрепить понятие «парные согласные»; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости – глухости; умеют дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; получат возможность научиться дифференцировать буквы Д, д – Т, т.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические нормы произнесения слов.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; обнаруживают умение преодолевать трудности; стремятся к активному учебному взаимодействию на доброжелательной основе.




Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 862 :Дюньдяева Л.Н.


Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

УУД

  1. Оргмомент

— Здравствуйте, ребята!

— Проверьте свою готовность к уроку.

2 Систематизация и обобщение знаний.

— -Как вы думаете, может ли учёный открыть что-то новое, не имея никаких знаний?

— Вот и я хочу убедиться в том, что вы тоже много знаете и готовы к открытиям.

— Составьте звуковую модель к слову «колос»(рисунок)

— Какой звук нужно изменить, чтобы получилось новое слово?

— Какие парные звуки нам встретились?

— А можно я тоже построю звуковую модель? Например, слова : коза

— Какие парные звуки нам встретились?

— Я вижу, вы знатоки русского языка.

— Молодцы!

— О каких звуках и буквах сегодня пойдёт речь, я думаю ,вы догадаетесь сами.

Я предлагаю вам выполнить задание Мудрой совы.

3 Решение частных задач.

Задача работы группы:

— Ваша задача: составить звуковую модель слов, обозначить звуки буквами. Доказать свою точку зрения. Это задание я вам предлагаю выполнить в группе.

Проверка работы групп






-Посмотрите внимательно на слова, с которыми работали группы. Определите тему урока.

— Какие цели поставим перед собой?

— Я предоставляю слово … группе.


Решение проблемы


-Что интересного вы заметили в этих словах?

— Произнесите каждый своё имя. Выйдите к доске те, кто услышал в своём имени звуки, которые обозначены буквами Дд и Тт. Докажите своё мнение.

— Встаньте парами по звонкости- глухости. Докажите.

Физминутка

— Я буду называть слова с буквами Д и Т – если вы услышите звонкий звук [д], встаньте и хлопните в ладоши, если вы услышите глухой звук [т], присядьте и закройте слегка ушки ладошками.

Дом, торт, енот, друг, кладу, дым, тёрка, дыра, монтёр, плоды, доска, рот, котёнок.




Работа по учебнику


-Прочитайте слова первого столбика. Чем они отличаются?

— Игра «Живые звуки» ( со словами 2 и 3 столбика)

— Подойдите ко мне парные звуки по звонкости и глухости.

— Составьте звуковые модели слов (4 столбик)

Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.

Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.

Прочитайте имена.

Назовите полные имена.

Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.

Прочитайте слова по стрелочкам.

Посчитайте, сколько слов получилось. А у соседа?

Прочитайте слова соседу.

Послушайте чтение соседа.

— Назовите слова, в которых есть парный согласный по звонкости и глухости.

— Назовите слова, в которых нет парных согласных по звонкости и глухости.

Работа по учебнику.

Прочитайте первую пару слов.

Сравните слова.

Что изменилось?

— Найдите пару, в которой слова начинаются с парных д и т.


Работа в прописи

— Определите слова по его модели.

— Что обозначает звоночек над буквой?

— Какие слова получились?

— Конечно, вы догадались, что любимой буквой Димы была буква Д, а Тимы – буква Т.

Как же поделят друзья между собой те слова, которые находятся в следующих строках?

Деление слов на группы.

Запишите слова на нужной строчке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.

ЗАДАНИЕ для сильных учеников:

— Найдите слова, в которых все согласные звуки – звонкие.

Прочитайте слово, в котором один слог.

— Сколько слогов в слове «утята»?

— Назовите слова, в которых ударным является звук «а». (Туман, Таня, трактор, утята.)


4 Рефлексия


-Чему научились на уроке?

— Что узнали?

Назовите парные согласные.

С какой парой мы познакомились сегодня?

Мама с точками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил дочку (точку).




— Спасибо за урок!


Резерв


Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки.

Карточка 1.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

Назовем мы книжку «том»;

Для жилья построим… (дом).

Вот тележка. Это – тачка;

Дом в саду зовется… (дачка).

По реке плывут плоты;

Зреют на ветвях… (плоды).

Карточка 2.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

Хорошо танцуют Таня

И ее братишка… (Даня).

Город называем «Тверь»;

В доме открываем… (дверь).

Я в тетрадке ставлю точку;

Мама любит свою… (дочку).

Карточка 3.

Задание: закончите предложение словом с буквой д.

Нитку сматывай с катушки;

Воду черпай из… (кадушки).

Соловей выводит трель;

Слесарь в сеть включает… (дрель).

Архитекторы-творцы

Строят чудные…(дворцы).













Дети в парах составляют модель слова.( Результат работы одна из пар выносит на доску) Обозначают буквами, доказывают.

Нужно изменить звук [ к] на его парный звук по звонкости и глухости [г]

Задание с ловушкой. Вы не правы, у вас получилось слово лиса. Доказывают. Обозначают звуки буквами.









дом-том(Том) – 1 группа

плоды-плоты – 2 группа

доска-тоска – 3 группа

Дима-Тима – 4 группа

Правила групповой работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Работать нужно спокойно, договариваясь во всём.

  3. Выслушай мнение каждого.

  4. Придите к общему мнению.

  5. Выберите представителя от группы.


Буквы Дд и Тт.

Сравнить звуки.Понять в чём их особенность.

От каждой группы выходит представитель. Он доказывает мнение своей группы.


-В одном слове звук [д ] в другом[ т] — эти звуки парные по звонкости и глухости;

— Если изменяется звук, то изменяется значение слова.

Дети называют своё имя, дают характеристику нужного звука.















Первые звуки в этих словах разные. Дают характеристику звуков.



Дети берут модель звука, дают характеристику звуку.

Дети работают сам-но






(Дмитрий, Тимофей.)







(Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – терка.)






лад

клад


(В слове появилась буква к. Изменилось значение этого слова.)













Дети записывают слова к каждой модели.




(Дом, Дима, люди.)





(Туман, Таня, трактор, утята.)





Познавательные


Дано конкретное задание, направленное на актуализацию знаний. Данное задание побуждает учащихся к активной деятельности.

Регулятивные


Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.


Личностные


Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.


Коммуникативные


Дети внимательно выслушивают ответы одноклассников, корректно исправляют недочеты других.


Проблемная ситуация


Познавательные

Проблемная ситуация: сравнение звуков по звонкости и глухости. В процессе выполнения задания в группах учащиеся анализируют, осуществляют поиск, строят логическую цепь рассуждения, доказывают.


Групповая работа

Коммуникативные


В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. При этом у них формируются следующие умения: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.




Личностные


Обсуждение в группе проблемы способствует развитию интереса к новому учебному материалу; эмпатии- пониманию чувств других; усвоению основных моральных норм поведения.


Познавательные


Учащиеся строят высказывания в устной форме, выделяют главное, находят и делают выводы; словесные выводы переводят в модель. На развитие данных УУД направлена работа в которой учащиеся ещё раз подтверждают верность своих окончательных выводов.


















































Рефлексия


Познавательные


Учащиеся выделяют главное, находят и делают выводы. На развитие данных УУД направлена работа, в которой учащиеся ещё раз подтверждают верность своих окончательных выводов на итог урока.


Регулятивные


Умение контролировать свою деятельность по результатам.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Мальчики и девочки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: