Внеурочная деятельность Направление — спортивно — оздоровительное Программа кружка «Чемпион» 1 класс ФГОС


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Усть-Журавлихинская ООШ»







Внеурочная деятельность

Направление — спортивно — оздоровительное

Программа кружка «Чемпион»




Программу составила

учитель начальных классов

Проскурина А.А.











с. Усть-Журавлиха

2014год



Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.



Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

  2. Профилактика вредных привычек.

  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.


Основные направления реализации программы:

организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

организация питания учащихся;

проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

организация и проведение профилактической работы с родителями;

организация встреч родителей с медицинскими работниками;

организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.


Формы организации внеурочную деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Семья

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

— Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; — Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; — Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

— Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; — Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; — Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; — Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; — Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

— Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; — Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

— Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); — Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.



























Календарно-тематическое планирование.

Планирование составлялось из расчета 2 часа в неделю. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.

Форма работы

Тема беседы

Сентябрь

1

Родительское собрание.

Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

2

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него.

3

Подвижные игры на свежем воздухе.


4

Беседа

«Твой новый режим дня»

5

Подвижные игры на свежем воздухе.


6

Экскурсия в осенний лес.

«Красота осенней природы».

7

Подвижные игры на свежем воздухе.


8

Динамическая прогулка.

«В гости к берёзкам».

Октябрь

1

Подготовка к внеклассному мероприятию


2

Внеклассное мероприятие

«Волшебница Гигиена»

3

Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.

«Уроки осторожности».

4

Знакомство с настольными играми.

Шашки, шахматы

5

Подвижные игры на свежем воздухе.


6

Беседа

«Сменная обувь. Зачем она?»

7

Конкурс

Подарки осени

8

Беседа

«Осторожно – тонкий лёд!»

Ноябрь

1

Родительское собрание.

Проблемы школьной адаптации

Инструктаж по ТБ во время каникул.

2

Подвижные игры и упражнения со скакалками.


3

Беседа

«Учимся не болеть»

4

Настольные игры.

Шашки, шахматы

5

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – гололёд!»

6

Подготовка к внеклассному мероприятию .


7

Внеклассное мероприятие

«Советы Айболита»

Декабрь

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

2

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – Мороз!»

3

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

4

Беседа

«Польза и вред воды»

5

Украшение школьного двора к празднику.

Лепка и оформление снежных фигур.

6

Спортивные соревнования

Эстафета на санках.

7

экскурсия

Здравствуй, гостья Зима!

Январь

1

4

Зимние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования.


5

Беседа

«Грипп и другие инфекции как с ними бороться»

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

7

Праздник

В гостях у Мойдодыра

Февраль

1

Практическая работа

Здоровое питание. Примерное меню на день

2

Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию

Готовимся к эстафете на санках.

3

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.


4

Беседа

Твои шаги к здоровью

5

Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему.

«Внимание дорога!»

6

Участие в общешкольном «Дне Здоровья»

Соревнования на санках и лыжах

7

Практическая работа

Законы закаливания

Март

1

Беседа

«Наступает весна. Как ваше здоровье?»

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.


3

Эстафеты с мячом


4

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.


5

Родительское собрание

«Гиперактивные дети»

6

7

Весенние каникулы

разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования.


Апрель

1

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.


2

Практическая работа

Несчастные случаи. Первая помощь

3

Беседа.


Разучиваем новую физкультминутку

«Как стать космонавтом?»

«Инопланетяне»

4

Экологический марафон

День земли

5

Беседа

«Правильное питание – залог здоровья»

6

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.


7

Беседа

Сон – лучшее лекарство

Май

1

Гимнастика для глаз

Глаза главные помощники

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Эстафеты

3

Анкета

Хороший ли я друг?

4

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Эстафеты с мячом

5

Спортивные соревнования

Папа, мама, я – спортивная семья

6

Экскурсия в весенний лес.

Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

7

Беседа

«Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время»

8

Родительское собрание

«Детский отдых в летнее время »
































Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

  • 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.







Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.






Литература

  • ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

  • ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

  • Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.

  • DVD «Уроки тётушки Совы» — ТО «Маски», Москва, 2009.

  • DVD «Азбука безопасности на дороге» — ТО «Маски», Москва, 2009.

  • «Воспитательная работа в начальной школе» — С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

  • «Как себя вести» — В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.

  • «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.

  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.

  • «Я иду на урок» — Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.



Свежие документы:  Проектная деятельность в начальных классах

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: