Внеурочное занятие по теме: «Гуляй да пой, казачий Дон!»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

г. Шахты Ростовской области











Внеурочное занятие по теме:

« Гуляй да пой, казачий Дон!».









Подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ №49

г.Шахты

Тарасенко Татьяна Николаевна






г.Шахты

2014 г.









Тема праздника : «Гуляй да пой, казачий Дон!».


Цель занятия: создать целостное представление о самобытной культуре донского  казачества;


Задачи:

*воспитывать бережное отношение к культуре своего народа через

музыкальное и устное творчество.


*развивать эмоциональное  восприятие  красоты, национального своеобразия традиций донского казачества;


*познакомить детей с эпизодами народных гуляний, воспроизвести некоторые обрядные моменты;.


*развивать умение выражать свое отношение к культуре Донского края.


Оборудование:

  • класс оформлен предметами утвари (как казачий курень);

  • каравай на рушнике;

  • атрибуты для танца, сценки, игр;

  • дети одеты в народные костюмы;

  • кассета с казачьими песнями, магнитофон.


Ход праздника.


Я родом из Донского края

На свете нет прекрасней рая

Простор степей, простор песков

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручён

Прекрасный здесь живёт народ.

Казаки – мир его зовёт

Казак –опора всей России

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь

Гордятся все, и я горжусь


Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои 
Сохраняют на Руси.


Ведущие:

  1. Давным – давно это было…


  1. Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, города теперь стоят., да сады расцветают.


  1. Где болота страшные были, теперь рощи шумят зелёные, а в рощах птицы поют весёлые.


  1. Только утёс стоит по-прежнему у Тихого Дона, мохом, как бородою оброс. Стоит на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то



.

  1. За утёсом Тихий Дон…


  1. Тихий Дон – река раздольная, плещет внизу и шепчет что-то, будто мать родная сына убаюкивает.



1.Там, где Дон начинал струиться,

В глубине материнской земли

Наши предки открыли криницу

И веками её берегли.



2.Под невысокою берёзой

Начало Дон своё берёт

Из- под травы земли Московской

С Иван – озера течёт.


1.У берёзок и сосёнок тоненьких

Начинается издавна он

Он с ручьёв начинается звонких

Тихий Дон! Наш батюшка Дон!


(Под музыку «Как за Доном, за рекой» выходят казак и казачка с хлебом – солью.)


Казачка:

На Донщине моей

Рады встретить всех гостей!

Ой, гости милые, заходите,

Хлеб – соль от нас примите!

Ой, да слово доброе скажите!

Казак:

Своё слово ласковое нам.

От родной донской земли

Мы поклон вам принесли!

(Подают хлеб – соль ведущим, низко кланяются.)


Ведущие:

Мира вам и добра!

Чтоб станица ваша

Была веселья и радости полна!

(Песня «Как за Доном, за рекой»)


Кзачата

Мы донские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Дону — батюшке служить!

Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.

А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону – батюшке верны.

Вот такие мы ребята –
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!


  1. С 17 лет юноша -казак – малолетка. Со многих станиц казаки- малолетки собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали своё умение метко стрелять в цель на всём скаку, рубке лозы. Переплывали реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками.


Казак: Посмотрим, какие наши мальчики ловкие, умелые, находчивые.

(Конкурсы для мальчиков:

1. «Скакуны».

2. «Вытолкнуть из круга»

Вызываются мальчики по именам)


2.Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как мальчика: оно было тихое и домашнее, овеянное легендами, молитвами и радостью.

От самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. С малолетства казачке внушалось: самое главное в жизни – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке.

Перво – наперво, по обычаю, мамки – няньки мыли девочку, «смывали с дочушки заботы». И всё это делали с песнями и добрыми пожеланиями. В это время отец, единственный мужчина, допускавшийся на обряд, ел «отцовскую кашу», специально насоленную, наперчённую, политую горчицей. И есть он должен был, не морщась, дабы «дочери меньше горького досталось». И съедал всю. Когда девочка начинала ходить, праздновали «первый шаг», дарили ленточку «на первый бантик», гребёнку «на косочку», платочек в церковь ходить.

Но нельзя сказать , что жизнь маленькой казачки была сплошным праздником. Девочки начинали работать с раннего детства. Стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. Но была и особенная работа – нянчить младших братьев и сестёр. Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. Но работа не исключала радости и веселья: девочки пели и плясали. А обучали их этому взрослые женщины. Девочки слышали, как пели песни бабушка, мать, сёстры, подражая им, они также начинали петь. Специально этому их никто не обучал. Это была их жизнь. И традиции от старшего поколения передавались младшему без всякого нажима и давления со стороны взрослых.

(Песня при работе с прялкой, шитье и вышивании.

Конкурс для девочек «Большая стирка»

Хороводная песня «Посею лебеду…»)


Казачка:

Тише, тише, не шумите,

В хороводе не ходите!

Видите: дедуня спит,

Весельчак – Щукарь храпит.


  1. (толкая Щукаря)

Эй, дедуня, полно спать!

Слышь, Щукарь, пора вставать!

На девчат посмотреть

И себя показать!


  1. ОЙ, дедушка, радушка,

Седая бородушка!

Выходи к нам сюда,

Рады видеть мы тебя!


Щукарь: (потягиваясь)

Хоть седая борода, да умная голова!

Что ж придётся поиграть,

Вместе с вами здесь плясать

Да загадки загадать.


(Пританцовывая) Я – дед Щукарь! А вас как зовут? (Дети отвечают хором)


  1. Дедушка, а почему тебя Щукарём величают?


Щукарь: 10-й год мне шёл. Был у нас в станице старый глухой дед, по прозвищу – Купырь. Ловил он летом рыбу на речке. Речка была глубокой, сазаники водились и щуки огромадные. Вот дед, бывалочка, и сидит с удочками, штук по 7. Вот мы , ребятишки, повадились у него крючки откусывать. Дед–то глухой, хоть в ухо бей, всё одно не услышит. Вот кто–то из нас поднырнёт под дедовы удочки, дёрнет удилище, ажник задрожит весь, мамчит: «Опять откусила, проклятая щука! Ах, ты матия божия!» Натурально злобствует, крючка лишился.

Вот и я раз нырнул, нащупал леску и приложил к ней рот, а дед к-а-к смыкнёт удилище вверх: леска осмыгнулась у меня в руке, крючок и пронзил верхнюю губу.

Тут я кричать. А вода в рот льётся. Дед удилище тянет. Я от боли ногами болтаю, волокусь на крючке, и уже, чую – дед под меня черпачок подсовывает, думает во какую щуку поймал. Но тут я вынырнул и завопил дурным голосом. Дед так и обмер. Испугался! Стоял, стоял, да как вдарится бечь.

А я с этим крючком в губе домой прибыл. Отец-то крючок вырезал, а потом меня ж ещё и высек, до сих пор помню. Вот с той поры и кличут меня Щукарём. Так и присохла ко мне эта глупая кличка. Вот так-то, ребята!


Щукарь: А знаете, станичники, казаки завсегда выбирали среди себя самого умного, самого сильного, самого справедливого, самого ловкого атаманом.


Казачка: Ай, да на Дону казаки — други гуляли, казаки — други гуляли, атамана выбирали. Чтоб праздник вести по чести, чтоб народ веселить, да порядок править надобно и нам атамана гулебного на круге нашем выбрать.


Казак: На нашем гульбище мы выбираем атаманом самого ловкого и озорного!


Казачка: А мы возьмём из нашего круга! Кто ловчее всех, тот и будет гулебный атаман!

(Конкурс «Кто возьмёт первым шашку». Побеждает Щукарь.)


Казак: Любо ли вам, станичники, видеть Щукаря атаманом?

Зал: Любо! Любо! Любо!

Казачка: Занимай, атаман, своё место почётное!

Казак: А теперь самое время одарить атамана, поднести ему дары донские, богатые!

Выходит казачка, кланяясь:

Вот прими, наш атаман,

Этот чудный скромный дар,

Сладок он, словно нектар!

(Подаёт чарку вина)

Чтобы пил ты и хмелел,

На здоровье в добрый час,

Чтобы ноги захотели

И пустились сами в пляс!

Щукарь: Да, Дон без песен и плясок, что виноградная лоза без гроздьев.

Казак: На дону казачкам и камешек подпевает.

Веселы привалы, где казаки запевали!

Щукарь: Валяй, братцы, плясовую и частушки запевай!

Ну, а ты, гармонь донская, веселее заиграй!


(Дети выбегают в круг, поют частушки).


Заиграй, гармошка, громче,

Пусть мне в зале подпоют

Пусть услышат во всём мире,

Как на Донщине поют!


А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки!


По станице я иду.

Два колодца новые.

Две девчонки брали воду

Обе чернобровые.


Ой, берёзонька – берёзка,

Раскудря – кудрявая.

Хороша ты ,речка Дон,

Речка величавая!


Мой хороший казачок

Посидим под грушею.

Ты частушки запевай,

А я их послушаю!


Гармонисту за игру,

Ну а мне за пляску.

Гармонисту – калачей,

Мне – баранок связку!


Ой, Щукарь, ты милый мой!

Ты в станице, я в другой!

Ты в станице, я в другой!

Редко видимся с тобой!


Щукарь:

На дону, на Дону

Всё как есть сбывается,

У девчат веселье разом

В гору поднимается!


Я на личко некрасива,

Зато завлекательна!

Казака не завлеку,

Троих обязательно!


У меня на сарафане

Длинная оборочка

Наш Щукарь он редко бает,

А я скороговорочка!


Дай, Щукарь, ты мне ботинки

На резиновом ходу.

Чтобы дома не слыхали,

Когда с улицы приду!


(Кланяясь деду и показывая на ноги)

А на мои – то ножки

Надо бы сапожки!


Щукарь: Да на такие резвые

Надо бы железные!


Мы пропели вам куплеты,

Честно скажем от души,

А теперь вы посмотрите,

Как танцуют казаки!

(Казачий танец.)


Щукарь: Ну что ж, молодцы,

Красны девицы, добры молодцы!

Ну, а что означают слова донских казаков вы знаете?


Конкурс «Узнай слово!»

Цыбарка – ведро

Нехай – пусть

Квёлый – слабый

Чувяки – тапочки

Хворать – болеть

Завеска – фартук

Гутарить – говорить

Баз – двор

Чи – или

Курень – дом


Щукарь: Молодцы, ребята! Всё-то знают!

А про поверья и суеверья слыхали? Каждый казак их должен знать! Вот к примеру, ежели икота нападёт, то надо взять себя за ухо и приговаривать: «Икота, икота, иди до воды, а кто около воды, того за ухо веди!»

Дети из зала:

— При выпадении зуба в детском возрасте, когда ожидают, что вырастет новый, бросают его на чердак, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе зуб костяной, а мне дай золотой!»


— И веником не надо никогда бить, нападёт чесотка.


-Нож подавать другому человеку лезвием – значит желать тому человеку зла.


-В понедельник рубашку не переменяют – напасть будет.

Щукарь:

Ну а ваши казачата знают казачьи пословицы?

Казачка:. А как же.

1-й ребёнок. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

2-й ребёнок. Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

3-й ребёнок. Казачья смелость порушит любую крепость.

4-й ребёнок. Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.

5-й ребёнок. Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся.

6-й ребёнок. На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

Ведущая:А теперь мы предлагаем вам отгадать загадки, которые приготовили вам казак и казачка.

Казак: Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой. (Шашка)

Казачка: Летит птица крылата,

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Казак: Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)

Казачка: На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Казак: Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Казачка: Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

Казак: Погоны желтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)


Ведущая: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка: Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…


ШУТКИ- ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожог.

-Можно зашить?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.


2.(Хозяйка и Фома):

-Фома, что из леса не идёшь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идёт!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!


3. (Хозяйка и сынок):

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит- надо идти!

Где моя большая ложка?



Щукарь: Молодцы, ребята!


Ведущая: Дедуля, а правда, что раньше на посиделках рассвет встречали?

Щукарь: Было, дети, было. Как запоют на посиделках, заиграют, запляшут, кажется, что изба раскачивается. А играли-то на чём: и чугунки, и ложки, и балалайки, и поварёшки, и ухваты, и косы, и топоры…да чего только не было. Ноги сами в пляс так и шли.

Казак: Дедуля, мы тебе так сыграем, что твои ноги сами в пляс пойдут!


(«Шумовой оркестр» играет, а дед пляшет под музыку.)

Казачка: Хватит, братцы, вам играть.

Ой, пора бы честь вам знать!

Казак: А чтобы праздник наш закончить, надо у гулебного атамана разрешения спросить.

Казачка: Атаман, разрешаешь ли ты нам праздник закончить?

Долго с нами ты играл и, наверное, устал?

Щукарь: Да что вы, деточки, что вы милые!

Нет, совсем я не устал,

В молодости побывал!


(Все исполняют песню «Ой, при лужку, при лужке»)


Казак:

В твоей истории, мой край

Есть много шумных эпизодов.

Моя земля

Ты выжжена была дотла,

Но верные твои сыны

Бросали жизни семена в благую землю.

Казачка:

И опять цветут сады,

Ковыль в степи

Волнуется, как сине море.

Пусть говорят,

Что лучше есть и степи, и поля,

Но я люблю лишь эти степи, нивы

Леса, поля и Дон игривый.

Горжусь тобой мой край родной

Великой вольницы Донской.




Литература:

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков.

Батайское книжное издательство, 2002.

  1. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории.

Чапаевск, 2001.

  1. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона.

Издательство Ростовского государственного педагогического унивеситета,2003.

  1. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г., Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.

Ростов – на – Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС»,2009.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Куклы-закрутки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: