Дифференцированный подход к учащимся в классах с низким познавательным потенциалом


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

Московского района города Казани











Обмен опытом

«Дифференцированный подход к учащимся в классах с низким познавательным потенциалом»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Байбекова Фарида Фаттаховна















г. Казань
2014

Интеллектуальное и нравственное развитие личности — основная цель базового школьного образования. Изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения, в которой ведущим явилось бы личностно-ориентированное обучение, т.е. такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний умений и навыков ,а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательные воздействия на учащихся ,стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развить свои потенциальные способности.

Обратимся к видам дифференциации . В дидактике различают дифференциацию по способностям (одни учащиеся имеют большие склонности к гуманитарным наукам, другие к точным науками т.д.) и неспособностям (это классы коррекции или классы с низким уровнем познавательного потенциала).

В эту группу попадают учащиеся по нескольким причинам:

а) из-за отсутствия интереса;

б) из-за небогатого словарного запаса и низкой скорости чтения;

в) из-за пробелов в знаниях за начальную школу

Чем же отличается методика обучения слабоуспевающих детей? Ведущим методом обучения в классах в классах с низким уровнем познавательного потенциала должен стать наглядно-действенный.

Этот метод нацелен на компенсацию психофизиологических «мертвых зон» у детей со слабым интеллектуальным и речевым развитием.

Рабочий урок состоит из нескольких этапов:

1. В самом начале занятия проводу орфографический диктант, синтаксические пятиминутки. Стараюсь формировать у детей элементы диалектического мышления, развитие умения думать.

2. Объяснение новой темы.

Учащиеся этой группы по своим психологическим особенностям не могут долго сосредоточиться на одном виде работы, поэтому для них чрезвычайно важно смена видов деятельности на уроке и эмоциональные нагрузки.

Если материал большой и сложный, делю его на «микродозы» .После повторения и усвоения материала учащиеся должны уметь воссоединить эти части так ,чтобы сложилось целостное и полное понимание изучаемого явления .Уделяю внимание логическому мышлению и развитию речи.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Причастие»

Для приведения знаний учащихся в систему и развития мышления большое значение имеет работа, которая приучает школьников систематизировать и группировать материал .Для этого использую таблицы, схемы, алгоритмы, т.к. они требуют выделения характерных признаков, установления связей.

Схемы, обобщающие таблицы и постоянной постановкой вопроса почему? требую обязательно доказать высказанное примерами. В результате составления схемы учащиеся получают возможность самостоятельно сделать вывод. Использую методы сопоставления и сравнения. Материал, представленный в виде таблиц, схем, алгоритмов, дает школьникам возможность сознательнее воспринимать тему и повторить изученный материал.

Таблицы, схемы, алгоритмы помогают запомнить теорию привести ее в систему. Работа со схемами алгоритмического характера помогает мне развивать у учащихся навыки логического мышления, умение проверить себя. Обязательно должна быть тетрадь-справочник. В справочнике широко используются таблицы, схемы , алгоритмы , подающие теоритический материал в обобщенно-систематизированном виде.

1. Домашнее задание комментируется, иногда несколько предметов как образец обязательно разбирающийся устно в классе.

2. В классах с низким уровнем познавательного потенциала большое внимание уделяю отработке практических умений с опорой на теоритические сведения. Снова и снова ненавязчиво обращаю внимание учащихся на те вопросы, которые важны для выработки прочных навыков и умение применять их на практике. Неоднократное возвращение к слову, теории в течение некоторого времени способствует включению его в активный словарный запас школьника , обогащению его речи, выработке прочных и осознанных орфографических и пунктуационных навыков.

В последнее время мы много говорим и работаем над ликвидацией пробелов в знаниях, умениях учащихся. А ведь тормозом в обучении школьников является и недостаточное развитие реальных возможностей учеников. Только учитывая реальные учебные возможности всех учащихся, можно осуществить дифференцированное обучение на уроке.

В классах с низким уровнем познавательного потенциала я работаю над преодолением пробелов в знаниях, умениях учащихся.

Эти пробелы я стараюсь ликвидировать не только на уроках, но и на уроках-зачетах.

Уроку-зачету предшествует серьезная и кропотливая работа. Стараюсь четко сконструировать урок, определить логическую последовательность и задачи каждого этапа.

1.Использую блоковую систему объяснения нового материала. После объяснения новой темы, закрепляю ее, стараюсь при закреплении материала использовать объяснительные диктанты или комментировать письмо.

Такой вид работы помогает учащимся лучше понять новую тему, учиться находить нужные орфограммы, чертить схемы.

На урок-зачет я отвожу 2(два) часа:

На первом уроке я провожу письменную работу. Первые два задания одинаковые для всего класса, следующие — индивидуальные. Каждый учащийся получает по две карточки. Кто справился с этими заданиями, берет дополнительную карточку.

Свежие документы:  Тесты по русскому языку за курс 8 класса

Второй урок полностью посвящен усиленному опросу, знанию теоритического материала.

Заранее составляю вопросник и после каждого ответа учащихся ставлю определенный знак. Вопросник включает в себя 10-12 вопросов (приблизительно каждый учащийся получает за устный ответ 2-3 оценки и плюс 2 оценки за письменную работу). За урок-зачет учащиеся получают в среднем 4-5 оценок. Также уроки дают мне возможность: 1) индивидуально работать с каждым учеником; 2) дифференцированно переходить к учащимся; 3) ликвидировать пробелы знаний учащихся; 4) большая накопляемость оценок. Результаты, полученные по итогам такого урока, дают возможность получить полное представление об уровне знаний, умений и навыков класса по этой теме.

Тема: Урок зачет по теме «Односоставные предложения».

Цель: а) Уметь узнавать грамматическую основу односоставных предложений

б) Отличать виды односоставных предложений согласно форме. сказуемого.

в) Уметь аргументировать свой выбор.

1) Вступительное слово учащихся

2) Задание 1. Разделить лист на 6 граф и подписать каждую: №, о/л ; н/л; б/л; назывные.

Читаю предложения, учащиеся ставят плюсы напротив каждой цифры.

1) Бурей снесло крышу. (б/л)

2) По одежде протягивают ножки. (обобщ/л)

3) Зима. (назывн.)

4) Люблю грозу в начале мая. (о/л)

5) За рекой косили .(н/л)

6) Оттуда несло запахом свежескошенной травы. (н/л)

7) Ряд телеграфных столбов. (наз.)

8) Что посеешь ,то и пожнешь. (обобщ/л)

9) Уходим завтра в море. (о/л)

10) Весело жить в такой земле. (б/л)

Задание 2. (графический диктант)

Читаю предложения, учащиеся чертят схемы предложений.

1.Виден голый берег.

2.Мутная вода.

3.Вот и паром.

4.Холодно ехать.

5.Ямщик молчит.

6.Темнеет.

Задание 3. (индивидуальные карточки)

Вопросник.

1) Какие односоставные предложения вы знаете?

2) Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

3) Рассказать об определенно-личных предложениях.

4) Рассказать о неопределенно личных предложениях.

5) Рассказать об обобщенно-личных предложениях.

6) Рассказать о безличных предложениях.

7) Чем выражается сказуемое в б/л предложениях?

8) Где чаще всего употребляются назывные предложения?

9) Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

10) На какие 2 группы делятся односоставные предложения?























Список использованной литературы


1. Е. И. Никитина. Русская речь 8-9 класс, М., «Просвещение», 2000.

2. М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др., Русский язык, 8 класс.

3. Журнал «Русский язык в школе», 2000/5.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: