Элективный курс по русскому языку в 11 классе «Сочинение как жанр и вид задания повышенной трудности»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Алексинская средняя общеобразовательная школа»

Волховского муниципального района

Ленинградской области



Рассмотрена и рекомендована Утверждена

к прохождению приказом директора

МО учителей гуманитарного цикла МОБУ«Алексинская СОШ»

МОБУ«Алексинская СОШ» № ______ «______»________2012г.

«______»_________2012г.

Руководитель МО: Директор школы:

______________/В.Е.Глазова / _________________/Л.А.Суворова/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Сочинение – рассуждение

как жанр и вид задания повышенной трудности»

11 класс



Автор программы:

Глазова Валентина Евгеньевна

учитель высшей категории
















2012 год



Пояснительная записка

1.Статус документа

Программа данного элективного курса разработана с учётом индивидуальной степени обученности учащихся 11 класса, а также с учётом подготовки их к единому государственному экзамену.

Количество часов в году -68, при 35 учебных неделях – 70 часов.

Количество часов в неделю -2


2.Структура документа

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение – рассуждение как жанр и вид заданий повышенной трудности» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; технологию организации учебного процесса; формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки; календарно-тематическое планирование, требования к результатам освоения элективного курса; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

3.Общая характеристика учебного предмета .Цели обучения

В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те­зисов, объединения нескольких источников, кото­рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также яв­ляется элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить. Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому язы­ку в 11-м классе говорится, что часть С — небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпуск­ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

  Новизна программы заключается в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности» будет полезна любому выпускнику 11 класса.

Цели образовательной области и учебного курса: 

теоретические:

освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

практические:

совершенствование коммуникативных умений;

овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

воспитательные:

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Прощай, начальная школа"

воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Задачи элективного курса:

— помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:

— совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

— формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

— совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

— совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

— формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Применяемые технологии:

— технология исследовательской деятельности учащихся;

— технология проблемного обучения;

 -информационно-коммуникационные технологии

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста сочинения-рассуждения

Программа базируется на межпредметных связях литературы с историей, а также киноискусством.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

— работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

— самостоятельная работа;

— работа в группах, парах;

— индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок , урок с применением ИКТ.

Методы и приёмы обучения:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, уроки-практикумы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, уроки-практикумы;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.



4.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Учащиеся должны обладать следующими компетенциями:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Предложение"


5.Требования к уровню подготовки

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.


К концу изучения курса учащиеся должны уметь:


— понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

— формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

— определять позицию автора;

— высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

— уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

— анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.


Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:

промежуточный контроль – анализ текста и рецензия на предложенный текст;

итоговый контроль – сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование.



6. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Архарова. Д.И, Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.-М.,2009

2. Егорова Н.В.. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2005 год.

3.Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену- М.,ЭСКМО,2007

4.Егораева Г.Т. Русский язык.ЕГЭ.часть 3(С)-М.,2009

5.Электронное пособие. Сдаем ЕГЭ.

6.Электронное пособие. Справочник школьника. Русский язык 5-11 класс

7.Электронное пособие. Экспресс- подготовка к экзамену. 9-11 класс. Русский язык.

8.Сайт «Образовательный портал для студентов и школьников»

9.Портал ФИПИ

10.ЦОРы – Цифровые образовательные ресурсы


7.Учебно-тематический план


тема

К-во часов


Из них кр / пр

1

Текст и его строение

4

0/2

2

Функциональные стили и типы речи

4

1

3

Жанры сочинений публицистического стиля

10

0/3

4

Особенности сочинения -рассуждения

14

4/4

5

Средства художественной изобразительности

6

0/3

6

Виды ошибок и способы их устранения

18

2/4

7

Репетиционное сочинение

6

2/2

8

Итоговый урок

2


9

Резервные уроки

2



итого

70

9/5



8. Содержание курса

Текст и его строение Текст как речевое произведение. Типы речи. Стили речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Закрепление навыков определения основной мысли текста, его идейного содержания, темы.

Функциональные стили и типы речи Практическое занятие по определению стилей и типов речи. Стилистические, синтаксические и морфологические признаки публицистического стиля. Практическое занятие по определению стилей текста и типов речи в нём.

Жанры сочинений публицистического стиля Композиция и изобразительно-выразительные средства текста публицистического стиля. Композиция и изобразительно-выразительные средства текста научного стиля. Композиция и изобразительно-выразительные средства текста художественного стиля. Особенности написание рецензии; отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка.

Особенности сочинения -рассуждения Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. Варианты вступительной части. Схема основной части сочинения-рассуждения. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Варианты заключительной части. Способы формирования тезиса: постановка риторических вопросов, краткая формулировка раскрываемой проблемы; формулировка проблемы, исходя из жизненного опыта, согласно проблеме данного текста.

Средства художественной изобразительности Нахождение стилистических фигур и тропов в текстах, определение их функции.

Виды ошибок и способы их устранения Ошибки в содержании сочинения-рассуждения: фактические, логические, речевые, грамматические. Способы устранения ошибок в содержании. Понимание и интерпретация содержания исходного текста. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Анализ формы исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Создание связного высказывания, выражение в нём собственного мнения по поводу прочитанного и подбор аргументов.






Календарно — тематическое планирование

Свежие документы:  Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Склонение имён существительных"

элективного курса по русскому языку

«Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»

2012 -2013 учебный год

Тема занятия

К-во час

Тип занятия

Требования к уровню подготовки

Вид

контроля

дата

план

факт

1-2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Последовательное расположение частей текста.

2

беседа

Знать основные признаки текста, средства связи предложений в тексте. Уметь составлять тексты на заданную тему

Опред.

средств

связи предл.



2-4

Признаки текста, тема, проблема, идея

2

практикум

Самост.

работа



5-6

Функциональные стили и типы речи

2

практикум

Знать признаки основных функциональных стилей и типов речи. Уметь составлять текст заданного стиля и типа речи

Самост.

работа



7-8

Комплексный анализ текста

2

практикум

Уметь производить комплексный анализ текста

ЕГЭ, вариант 1



9-10

Особенности публицистического стиля. Понятие о смешанном стиле

2

лекция

Знать особенности публицистического стиля, уметь составлять тексты публицистического стиля

Практ раб.



11

12

13

14

Жанры сочинений публицистического стиля: рецензия, эссе

4

беседа

лекция

Знать особенностей жанров публицистического стиля. Уметь составлять тексты в стиле рецензии, эссе

Опред.

жанра



15

16

17

18

Особенности написание рецензии; отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка

4

практикум

Знать отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка, уметь составлять тексты в жанре эссе

Самост.

работа



19-20

Практическая работа

2

практикум

Самост.

работа



21

22

Особенности сочинения -рассуждения.: тезис, рассуждение, вывод.

2

лекция

Знать построение текста типа сочинение – рассуждение, уметь составлять тесты

ЕГЭ,

вариант 2



23-24

Способы формулировки тезиса

2

практикум

Знать способы формулировки тезиса, уметь формулировать тезис разными способами

Провер.

работа



25-26

Способы выражения своего мнения

2

практикум

Знать способы выражения своего мнения

Провер.

работа



27-28

Способы завершения сочинения

2

практикум

Знать способы завершения сочинения, уметь завершать сочинение

Провер.

работа



29

30

Комплексный анализ текста

2

практикум

Уметь производить комплексный анализ текста

Самост.

работа



31

32

Логическое осмысление текста

2

практикум

Знать понятие логической ошибки способы ее избежания

ЕГЭ,

А27,29



33

34

Комплексный анализ текста

2

практикум

Уметь производить комплексный анализ текста

Самост

.работа



35

36

Средства худ. изобразительности: тропы

2

лекция

Знать средства худ. выразительности, уметь применять их в своих работах

Опред.

тропов



37

38

Средства худ. изобразительности: стилистические фигуры

2

лекция

Опред.

стилист.

фигур



39-40

Определение тропов и стилистических фигур

2

практикум

Самост.

работа



41

42

Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения

2

практикум

Знать понятие фактических ошибок, способы их устранения

Самост.

работа



43

44

Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

2

беседа

Знать понятие логических ошибок, способы их устранения

Коллективн.

работа



45

46

Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения

2

беседа

Знать понятие грамматических ошибок, способы их устранения

Коллективн.

работа



47

48

Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения

2

беседа

Знать понятие речевых ошибок, способы их устранения

Коллективн.

работа



49

50

Что такое «этическая ошибка»

2

беседа

Знать понятие этических ошибок, способы их устранения

Коллективн.

работа



51

52

Знакомство с критериями выполнения части «С»

2

беседа

Знать критерии выполнения части «С», уметь строить свое сочинения в соответствии с критериями

Коллективн.

работа



53

54

Понимание и интерпретация содержания исходного текста

2

практикум

Уметь понимать и интерпретировать содержания исходного текста

Самост.

работа



55

56

57

58

Написание сочинение по заданному тексту

4

практикум

Уметь применять полученные знания на практике

Самост

.работа



59

60

Рецензирование работы

2

беседа

Уметь рецензировать свою работу

Работа над ошибками



61

62

63

64

Репетиционное сочинение

4

Итоговый контроль

Уметь составлять работу в соответствии с критериями выполнения части «С»

Творческая работа



65

66

Анализ творческих работ

2

беседа

Уметь рецензировать свою работу

Работа над ошибками



67-68

Итоговый урок

2

беседа





69-70

Резервные уроки

2








скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: