Элективный курс «Развитие речи» 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27













Элективный курс по русскому языку
в 5 классе
«
Развитие речи»









подготовила

учитель русского языка и литературы

Кармацких Елена Александровна













г. Сургут

2014

Пояснительная записка к программе элективного курса

« Развитие речи »

Образовательная область – филология.

Предмет изучения – русский язык.

Рабочая программа элективного курса « Развитие речи » составлена на основе образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа элективного курса может быть реализована в 5,6-х классах общеобразовательной школы за один учебный год.

Данная программа предлагается для учащихся, желающих повысить своё речевое развитие и успешно приобщиться к красоте художественного слова, то есть, развивая речь, развить свои творческие способности.

Цель – речевое развитие обучающихся, углубление и расширение филологических знаний, овладение литературным языком, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Задачи:

1.​ научить обучающихся анализировать тексты разных типов, производить комплексный анализ текста;

2.​ развить творческие способности по созданию своих текстов разных стилей, типов и жанров;

3.​ совершенствовать все виды речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма);

4.​ сформировать и совершенствовать умение анализировать тему текста, определять его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Основной вид деятельности – изучение литературоведческой теории, работа с текстами художественной литературы (анализ текста-образца), творческий практикум (редактирование текстов, создание собственных текстов), составление справочника по развитию речи для комплексного анализа текста и подготовке обучающихся к ЕГЭ.

Соотношение лекций и практических занятий определяется содержанием каждой темы, но в целом приоритетом является практическая деятельность.

Отличительной особенностью данной программы является сближение задач лингвистического и литературного обучения школьников. Данный курс опирается на такие филологические дисциплины, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Эффективность работы над данной программой обеспечивается сочетанием таких методов обучения и воспитания, как: репродуктивный, коммуникативный, лекционный, аудиовизуальный; применением образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, поддерживающего обучения, компетентного подхода, технологии дифференцированного обучения.

Программа рассчитана на 35 часов – одно занятие в неделю и может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от уровня подготовки класса и его творческих способностей. Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы также определяются учителем (беседа, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа).

Формой контроля может быть защита проекта (выпуск номера учебной газеты) или реферативное сообщение (защита реферата) по одной из тем курса.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Знакомство с буквой Оо»

В результате освоения программы обучающиеся должны

знать:

​ основные нормы литературного языка в рамках программы;

​ средства художественной выразительности речи;

​ приемы и методы устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;

уметь:

​ слушать и понимать текст;

​ выполнять комплексный анализ текста;

​ воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;

​ создавать свои тексты разных стилей, типов и жанров;

​ определять тему текста, его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Методической поддержкой программы может служить методическое пособие для учителей-словесников «Уроки развития речи. 5-7 класс», а также литература, указанная в конце программы.


Содержание курса.

Речь. Техника и выразительность устной речи.

Речевой самоконтроль, умение слушать самого себя.

Подвижное и неподвижное словесное ударение в разных грамматических формах.

Особенности «сказывания» произведений устного народного творчества (былины, поучения). Произносительные особенности побудительных предложений.

Слово как единица языка.

Слово в языке и речи. Морфологические средства связи частей текста. Морфологические средства создания выразительности текста (глагольные формы, наречия, служебные части речи).

Стилистические нормы (словообразовательные).

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнения, метафора, юмор, сатира, аллегория.

Справочный аппарат учебной и научно-популярной литературы.

Словосочетание и предложение.

Осложнённые и сложные предложения в контексте устной и письменной речи.

Побудительные конструкции, их употребление в контексте высказываний разных жанров. Темо-рематическое членение предложения и текста.

Прямое и обратное доказательства.

Текст.

Тема, идея. Название и эпиграф.

Сочетание текста с мотивировкой своего отношения к героям и событиям.

Сюжет. Повествование на основе данного сюжета.

Стили речи: разговорный, книжный (художественный, научный, научно- популярный, официально-деловой, публицистический).

Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета). Рассуждение на морально-этические темы.

Культура общения.

Общение с окружающим миром и людьми.

Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою).

Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края.

Пейзажные зарисовки.


Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Развитие речи»

п/п

Тема урока

К-во

часов

Содержание

занятия

1.

Текст и его части.

1

Основные признаки понятия текст

2-3.

Средства связи предложений текста.

Средства выразительности текста

2

Морфологические

и лексические средства связи, контекстуальные синонимы

4-5.

Тема (широкая и узкая).

Основная мысль текста

2

Определение широкой и узкой тем, основной мысли текста.

6.

План простой и сложный.

Структура и оформление плана

1

План картинный, цитатный, мимический; повествовательные и назывные предложения в составе плана

7.

Стили речи

1

Стилистическая норма. Словообразовательная норма

8-9.

Основные признаки

разговорного стиля

2

Отличительные особенности разговорного стиля, сфера употребления

10-11.

Научный стиль речи и его языковые средства

2

Отличительные особенности научного стиля, сфера употребления

12-

13.

Особенности художественного стиля речи

2

Отличительные особенности художественного стиля, изобразительные средства языка

14- 15.

Типы речи. Повествование и его структура

2

Особенности строения повествовательного текста

16-

17.

Тип речи описание и его структура

2

Особенности строения типа речи описание

18-

19.

Тип речи рассуждение и его структура

2

Особенности строения типа речи рассуждение

20-

21.

Понятие об официально-деловом стиле

2

Особенности, жанры и сфера употребления

22.

Практическая работа.

Деловой стиль «наоборот»

1

Применение делового стиля в нетипичной ситуации

23-

24.

Сбор материала к сочинению и его систематизация

2

Подбор и систематизация материала к сочинению на литературную тему

25-

27.

Художественно-выразительные средства русского языка

3

Эпитеты, метафоры, олицетворение, гипербола, стилистическая окраска слов

28-

29.

Практическая работа. Комплексный анализ текста

2

Анализ художественного текста

30.

Словесные пейзажные зарисовки

1

Описания природы, средства описания

31-

32.

Портрет героя по реалиям и деталям его быта

2

Как составить портрет героя

33-34.

Рассуждение на морально-эпические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы

2

Излагать текст, осмысливая его содержание

35.

Итоговый урок.

Защита проектов

1

Создание электронного учебника по развитию речи

Свежие документы:  «ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ» (урок закрепления и повторения знаний) 5 класс



























Литература для учащихся

1.​ Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993

2.​ Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. — М.: ТЦ Сфера, 2009

3.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразоват. Уч. заведений/ науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993

4.​ Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996

5.​ Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь — М., 1990.


Литература для учителя

1.​ Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004

2.​ Бабайцева В.В.Поурочное планирование: К учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 кл./А.Ю. Купалова и др. – М.: Дрофа, 2000

3.​ Канакина Г.И., Пранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь» 5-9 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000

4.​ Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996

5.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов. – М., 1993




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: