Интеллектуальная игра «Морской бой»



Название. Интеллектуальная игра «Морской бой»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеурочное занятие, которое может быть проведено в рамках Недели (месячника) русского языка и литературы..

Учебный предмет: русский язык.

Уровень образования школьников. В игре принимают участие учащиеся 7 классов.

Форма учебной работы: внеурочная.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор для показа презентации.

Музыкальное сопровождение: Ванесса Мей, Юрий Антонов «Море, Море»

Организация подготовки к игре. К созданию компьютерной презентации вопросы подбираются из книг, Интернета. Непосредственно перед мероприятием из учащихся создаются команды, каждая команда придумывает себе название, готовит совет команде (пословицы и поговорки), домашнее задание – составить четверостишие из предложенных рифм, подбирают пары слов – синонимов. Компьютерной презентацией управляет учитель. Подсчёт правильных ответов ведут преподаватели русского языка.

Цель мероприятия: формирование положительной мотивации изучения предмета учащимися.

Задачи мероприятия:

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • развивать интеллект, внимание, память, воображение;

  • воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества; воспитывать уважение к соперникам;

  • повышать уверенность в себе, своих знаниях.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:


Учитель: Встретились два приятеля.

(Сценка)

1-ый ученик: Привет! 2-ой ученик: Привет! 1-ый ученик: Все? Отстрелялся? 2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху. 1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб. 2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.


Учитель: Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. 2007 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом русского языка. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка, изучая русский язык, будем бороться за его чистоту Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном мире – море – слов Купайся ежечасно! (Шибаев).


Учитель: Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 2-е команды. Команда 7 «Д» класса и команда 7 «Г» класса. А оценивать ваши знания будут….

Представление жюри.


— Ну вот. Все представлены, можно бы и начинать игру. Но, мне кажется, чего-то не хватает.

— Чего, как вы думаете?

Конечно. У нас играют команды, а это-коллектив – единое целое. Значит у них должно быть название.

— Пожалуйста, капитаны команд, представьте свою команду.


— У каждой команды было домашнее задание. Им были представлены слова – рифмы, из которых ребята составили четверостишия. Передайте работы жюри, их работа уже начинается.

(Звучит музыкальная композиция Ванессы Мей)


— А мы с вами тоже наконец приступаем к игре, которая будет проводиться в виде знакомого вам с детства «Морского боя» (Объясняется условия игры) (См.Методическое сопровождение)


ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ:

  1. В каких случаях причастный оборот не выделяется запятыми? (Если стоит перед определяемым словом)

  2. Как правильно сказать «с двумястами пятью вариантами» или с «двести пятью вариантами»? (С двумястами пятью вариантами)

  3. Что такое переходные глаголы? (Это глаголы, которые могут употребляться с существительными в в.п. без предлога )

  4. Сколько раз в предложении «Ваня все вспомнил» встречается звук В? (Один раз)

  5. Сколько Н в слове «кожа…ый»? (Одна)

  6. Чем является СЯ в слове улыбается? (Постфиксом (возвратной частицей))

  7. Найдите ошибки в употреблении причастия, исправьте её : «Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой» (Правильно будет :Он не замечал ни лесов, ни озер, заросших кувшинкой )

  8. Как напишете слово «обт…рать»?Почему? (Обтирать, т.к. есть суффикс — а -.)

  9. Какое русское слово соответствует иностранному «кастинг»? (Выбор, подбор)

  10. Сколько морфем в слове «расположиться» — 4, 5 или 6? (Шесть )

  11. Назовите глагольные признаки у причастий. (Вид, время, переходность, синтаксическая роль (сказуемое – краткое причастие).

  12. Сколько звуков в слове «якорь»? (Пять звуков)

  13. Сколько Н в слове «покраше…ый» забор? (Две)

  14. Как правильно сказать: «Он наша гордость» или «Он наша гордыня»? (Он наша гордость)

  15. Какое слово лишнее: Лекарственный, искусственный, мужественный, вытащенный? Почему? (Вытащенный, т.к. все слова прилагательные, а это слово является причастием)

  16. Назовите строку из таблицы умножения, которая имеет рифму. (Пятью пять – двадцать пять; Шестью шесть – тридцать шесть …)

  17. Как правильно сказать: «Чехов был знаком с Толстым» или «с Толстовым»? (С Толстым)

  18. Сколько запятых нужно поставить в предложении «И лишь Вася и Паша знали это правило»? (Ни одной)

  19. Какого морфологического признака нет у причастия: число, род, время, лицо? (Лицо)

  20. Сколько несклоняемых существительных во фразе: «Глядя в зеркало, он заметил, что какаду сел на банку с кофе»? (Два)

  21. Какое из этих существительных мужского рода – шимпанзе, пальто или какао? (Шимпанзе)

  22. Как называется причастие, которое обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие? (Страдательное причастие)

  23. В чем ошибка ученика, который сказал, что в его классе двадцать пять человек учеников? (Лишнее слово или человек или учеников)

  24. Какая пословица получится, если заменить все слова антонимами? «2 новых врага хуже старого». (Один старый друг лучше новых двух)

  25. «В саду горит костер рябины красной» — это эпитет, олицетворение или метафора?

(Метафора)

  1. Не нарушены ли синтаксические нормы в предложении «Возвращаясь домой, меня застиг дождь»? (Нарушены. Правильно: «Возвращаясь домой, я попал под дождь»)

  2. Что называется причастным оборотом? (Причастие с зависимыми словами)

  3. Какой падеж стоит на четвертом месте в системе падежных окончаний? (Винительный)

  4. Почему можно сказать «очень веселый», но нельзя сказать «очень фруктовый»? (Со словом очень сочетаются качественные прилагательные, а прилагательное фруктовый относительное)

  5. На какой слог падает ударение в слове «баловать»? (На третий)

  6. Верно ли утверждение: односоставные предложения всегда являются неполными? (Нет)

  7. Слова «болотный» и «болотистый» — это синонимы? (Нет)

  8. Как правильно сказать: Держаться обеими руками» или «Держаться обоими руками»? (Держаться обеими руками)

  9. Каков смысл выражения быть начеку? (Быть наготове, настороже)

  10. На какой слог падает ударение в слове мизерный? (На второй)

  11. Являются ли обращения членами предложения? (Нет)



  • Примечание: если команда попадает на квадрат «Совет команде» — участвуют болельщики с домашней заготовкой (Совет – пословица); квадрат «Перестрелка» — играют болельщики (слова – синонимы)


Подведение итогов

Награждение команд



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30

имени Н.Н.Колокольцова»



























Интеллектуальная игра по русскому языку

«Морской бой»

(методическая разработка)







Составила учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Лебедева Л.А.























Малиновка, 2011

Источники

Картинки :

https://www.vashsad.ua/gallery/wallpapers/item/30056/

https://yaguar-vg.ru

https://www.liveinternet.ru

https://yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5&lr=64

Музыкальная композиция Ванессы Мэй «Шторм»

https://mp3portal.biz/sound-search/Ванесса_Мей.Шторм._note01.html


Музыкальная композиция Юрия Антонова «Море»

https://mp3portal.biz/sound-search/Юрий_Антонов_Море_note01.html


Свежие документы:  Урок по теме "Безработица как макроэкономическая проблема"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: