Как организовать работу лингвистического лагеря с детьми-мигрантами












«Как организовать работу лингвистического лагеря с детьми-мигрантами»


Программа и календарно-тематический план реализации проекта городского лингвистического лагеря для детей и подростков разных этнических культур «Белый журавль».

(4 каникулярных смены)












Автор – составитель:

Порохина Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Город Кемерово, МОУ «СОШ № 80»



1

Проект городского лингвистического лагеря

«Белый журавль»

на базе МОУ «СОШ № 80»

(для детей-мигрантов и новых соотечественников)

Кемерово – 2011

Краткая аннотация проекта

Лингвистический лагерь «Белый журавль» организуется как лагерь дневного пребывания детей и подростков разных национальностей, проживающих в городе Кемерово. Работу лагеря планируется осуществлять с 01.06. по 24.06. 2011года (в период летних каникул).

Программа лингвистического лагеря «Белый журавль» составлена в рамках специальной областной программы для детей- мигрантов и детей — новых соотечественников «Русский язык как неродной», разработанной на базе КузГПА, и рассчитана на реализацию в течение всего каникулярного времени (для 25-30 детей других национальностей).

Общая цель: обучение школьников правильному высказыванию – в письменной и устной форме — на русском языке.

Частные целевые ориентации:

дидактические: формирование определенных умений и навыков в области орфоэпии, орфографии, пунктуации, необходимых в практической деятельности детей;

воспитывающие: формирование мировоззренческих установок, любви к многонациональной России;

-развивающие: развитие умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии в произношении; в описании предметов, в описании героев художественных произведений русских писателей и писателей Закавказья;

социализирующие: приобщение к культурным ценностям русского народа.

Обучение могут пройти школьники с любым уровнем владения русским языком в возрасте от 8 до 15 лет.

Для первой группы детей -8-13 лет — планируются занятия, включающие лексико-фразеологические игры, игровые задания, направленные на отработку орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм; декламационное чтение поэтических текстов писателей разных национальностей и ролевое чтение русских народных сказок и сказок народов Закавказья с последующим обсуждением и художественным или словесным рисованием. Просмотр и параллельное составление титров к фильмам-сказкам: «Снегурочка», «Морозко», «Варвара – краса – длинная коса», «Конек-горбунок», к фильмам по мотивам сказок А.С.Пушкина. Написание литературных «сказочных» диктантов. Составление диафильмов. Слушание детских музыкальных произведений

2

Хачатуряна, Кажлаева, Мурадели, произведений русских композиторов и написание миниатюр на тему «О чем рассказала музыка»? Посещение Кемеровской Государственной филармонии, беседы о народных инструментах, обучение игре на народных инструментах – ложках, баяне, аккордеоне, балалайке, домре. Создание ансамбля ложкарей на базе лингвистического лагеря.

Все виды занятий направлены на приобщение детей других национальностей к русской культуре, на развитие их письменной и устной речи.

Для второй группы — подростков 14-15 лет — планируются лингвистические турниры, ролевые игры: «Язык современного человека», «Я – деловой человек», «Я — редактор» и другие; чтение и обсуждение поэтических и прозаических текстов писателей разных национальностей: Расула Гамзатова, Косты Хетагурова, Кайсына Кулиева, Мусы Джалиля, Эдуарда Асадова, Булата Окуджавы, Чингиза Айтматова. Просмотр и обсуждение учебных фильмов: «Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Недоросль», «Ревизор». Театрализованные представления на материале программных произведений. Посещение тематических выставок Кемеровского Государственного музея ИЗО (с последующим описанием картин). Знакомство с творчеством кузбасских художников, композиторов, поэтов, писателей; приобщение к устному творчеству народов Сибири – телеутов, шорцев и других национальностей. Декламирование стихов, посвященных городу Кемерово, сочиненных учащимися школ Центрального района (в рамках проекта «Город детства моего»); чтение авторских работ о сибирском крае.

Все виды занятий для данной возрастной группы направлены на подготовку подростков к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Занятия будут проводить учителя русского языка, музыки, МХК — высшей квалификационной категории; физической культуры и рисования.


Проблема


Генеральная ассамблея ООН объявила 2010 год Международным годом сближения культур. Кузбасс всесторонне содействует сближению культур на своей территории, реализуя основную цель государственной национальной политики – обеспечение всем народам оптимальных условий для полноценного развития личности. Заместитель Губернатора Кемеровской области Е.Л.Руднева в своей статье на страницах журнала «Кузбасс. Регион согласия» отметила: «…мы разрабатываем модель воспитания нравственной толерантной Личности в условиях многонациональной, поликультурной области…Личность, которая будет нести ответственность за межнациональный мир, согласие и стабильность в России».

3

Таким образом, сегодня проблема изучения русского языка в многонациональной стране, в многонациональном Кузбассе, в поликультурном Кемерово – одна из самых актуальных. И конечно, актуальна она и для педагогических работников кемеровских школ. В образовательных учреждениях области, в частности, города Кемерово обучается большое количество детей-мигрантов и детей — новых соотечественников, 90% из которых очень слабо владеют нормами русского языка, как в произношении, так и в написании. Только на базе МОУ «СОШ № 80» обучается 30 детей других национальностей – это татары, армяне, азербайджанцы, грузины, цыгане, чуваши, узбеки, киргизы – все они в основном из больших семей. Родители этих детей сами очень плохо знают русский язык (есть и такие среди них, которые вообще не могут общаться на русском языке). Поэтому многие дети из семей беженцев или те, которые уже родились в Кемерово, но признают только свои национальные обычаи и традиции, очень плохо читают на русском языке, ничего не знают о русской культуре, истории, народных традициях; довольно трудно сближаются с русскими детьми в классе. Возникают не только языковые, но и психологические трудности в процессе обучения мигрантов в русскоязычных школах города, области.

Для подростков 15-17 лет других национальностей пройти ГИА, сдать ЕГЭ по русскому языку всегда оказывается очень сложным процессом, так как здесь требуются не только теоретические знания языка, орфографические и пунктуационные навыки, но и умение работать с текстом: формулировать проблемы, находить аргументы, выявлять авторскую позицию при написании сочинения-рассуждения. Даже русские дети зачастую слабо сдают этот экзамен, если не пользуются услугами репетиторов.

Поэтому реализация составленной нами программы на базе лингвистического лагеря «Белый журавль» поможет детям других национальностей, живущих в нашем городе, лучше овладеть русским языком, постичь красоту русского слова. Программа включает также и оказание помощи родителям – мигрантам через консультации с учителями русского языка, совместное проведение занятий по русскому языку и культурно-просветительских мероприятий.

Основные задачи проекта:

  1. познакомить детей и подростков с культурными особенностями России, Кузбасского региона — языком, литературой, историей; традициями и обычаями;

  2. формировать у детей других национальностей уважение к русским людям, русской культуре, христианским обычаям, нравственным заповедям славянских народов;


4

  1. совершенствовать языковую компетенцию детей-мигрантов и детей -новых соотечественников в условиях поликультурного образовательного пространства.

Срок выполнения проекта:


-начало проекта: 07.06.2011


-окончание проекта: 31.03.2012


Целевая группа:


Дети мигрантов, новые соотечественники, проживающие в городе Кемерово.

Возраст: 8-15лет


География проекта:


город Кемерово, МОУ «СОШ № 80».

Автор программы: учитель русского языка, литературы, музыки, МХК – ПорохинаТатьяна Викторовна,


Прогнозируемые результаты

Во-первых, реализация проекта позволит детям других национальностей научиться правильно понимать и корректно общаться с русскоязычными сверстниками, с учителями школ, в которых они обучаются.


Во-вторых, – приобщить детей к ценностям и традициям, присущим русской культуре и, прежде всего, – языковой.


В-третьих, — подготовить детей мигрантов и новых соотечественников к выпускному экзамену по русскому языку и дальнейшему получению профессионального образования.









5

Календарно — тематический план реализации проекта городского лингвистического лагеря для детей и подростков разных этнических культур «Белый журавль»

Работа лагеря организуется

с 01.06.2011. по 24.06.2011.

по будним дням. Время пребывания детей в лагере с 8.30. до 15.00.

Возраст — 8-15 лет.


Первая смена

Дата

Тема занятия, мероприятия

Время

Место проведения

Ответственные

01.06.2011.

Среда



1.Презентация «лингвистического» бейджика каждого участника лагеря.

8.30.-8.50.



Каб.№12




Вожатые
































2.Завтрак.

9.00.-9.30.

Школьная

столовая

Воспитатель

3.Праздничное открытие лагеря:

1).Выступление директора школы, родителей детей — мигрантов.

2) «О великий, могучий и прекрасный русский язык!»: выступление участников лагеря со стихами о русском языке.

10.00.-

11.00.

Актовый зал школы

Начальник лагеря


Вожатые


Воспитатель


Учитель русского языка


Учитель музыки

4.Знакомство родителей и детей с программой на весь период работы лагеря.

11.10.-11.30.

Каб.№12

Начальник лагеря

5.Лингвистический тренинг «Что значит мое имя?»

11.40.-12.40.

Каб.№12

Учитель русского языка

6.Обед


13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель


7.Экскурсия в школьную библиотеку

«Словари – наши помощники»

13.40.-14.10 .

Школьная библиотека

Школьный библиотекарь

8.Практическое занятие

«Говорите по-русски правильно»

14.20.-14.55.

Каб.№12.

Учитель русского языка

9.Подведение итогов дня.

14.55.-15.00.

Каб.№12.

Начальник лагеря

02.06.2011.

Четверг




1.«Поговорим о традициях русской и белорусской кухни». Беседа с использованием иллюстративного материала.

8.30.-8.50.

Кабинет технологии

Вожатые


2.Завтрак.


9.00.-9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Аудиозанятие. Слушаем «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкина.

Словесное рисование: образ русской красавицы и образы русских богатырей.

(1 группа).

9.40.-10.40.

Каб. №12.

Учитель русского языка

3.Спортивные забавы: игрища русских и белорусов.

(2группа).

9.40.-10.40.

Малый спортивный зал

Вожатые

Учитель физкультуры

4.«Музыкальные инструменты народов России»: учимся играть на ложках (ансамблевое занятие).

(1, 2 группы).

10.50.-11.50.

Актовый зал школы

Учитель музыки

5.Занятие по культуре речи. «Пригласите на обед»: игровой словарный диктант.

(1,2 группы).

12.00.-12.30.

Каб.№12

Учитель русского языка

6.Обед.

13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.Эксурсия в Комсомольский парк

(1группа): рассказы о животных, растениях Кузбасса.

13.40.-

14.40

Городской парк

Воспитатель, вожатые









Экскурсия в спортивный комплекс «Арена»: рассказы о достижениях российских спортсменов и лучших спортсменов Кузбасса.

(2группа).

13.40.-14.40.

С/комплекс «Арена»

Начальник лагеря

8.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Каб. №12

Начальник лагеря

03.06.2011.

Пятница





1.«В эфире новости»:

знакомимся с творческими национальными коллективами Кузбасса: Русские. Белорусы.

8.30.-8.50.

Каб. №12

Учитель русского языка













2.Завтрак.

9.00.-9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Практическое занятие по русскому языку: «Учимся писать грамотно».

(2 группа)

9.40-10.20.

Каб.№12

Учитель русского языка

3.Игровое занятие по карточкам «Найди ошибку»

(1группа)

9.40.-10.20.

Школьная библиотека

Вожатые

4.Экскурсия в Кемеровский государственный музей ИЗО (Рерих).

(1,2 группы)

10.30.- 12.30.

Музей ИЗО

Начальник лагеря, воспитатель, вожатые

5.РР. Устные рассказы детей «Картина, которая мне очень понравилась».

(1,2 группы)

12.30.-13.00.

Каб. №12

Учитель русского языка

6.Обед.

13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.Конкурс рисунков на асфальте «Наша дружная планета»

13.40-14.50.

Пришкольная территория

Вожатые



8.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Каб.№12

Начальник лагеря

06.06.2011.

Понедельник





1.«В эфире новости»: знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Армяне. Азербайджанцы.

8.30.-8.50.

Каб.№12.

Вожатые

Воспитатель





















2.Завтрак.

9.00.-9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Практическая работа со словарями: «Правильность и точность словоупотребления».

(2 группа)

9.40-10.40.

Каб. №12

Учитель русского языка

3.Лингвистическая игра «Справочное бюро» (работа со словарями).

(1 группа)

9.40-10.40.

Школьная библиотека

Воспитатель, вожатые

4.Просмотр фильма-сказки «Снегурочка».

Беседа о героях и богах в славянской мифологии.

11.00.-12.30.

Каб.№12.

Учитель русского языка

5.Музыкальная

викторина «Назови национальный танец»

Аудиозанятие.

12.30.-13.00.

Каб.№12

Учитель музыки

6.Обед.


13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.РР. Сочиняем стихи о своем любимом городе.

13.40.-14.40.

Каб. №12.

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Каб. №12

Начальник лагеря

07.06.2011.

Вторник



1.Блюда армянской и азербайджанской кухни:

конкурс на самый веселый рассказ.

8.30.-8.55.

Каб.№12

Вожатые, воспитатель







































2.Завтрак.

9.00.-9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.«Нормативное произношение и ударение»: работа со словарями. Выполнение упражнений, тестового задания.

(2 группа).

9.40.-

10.40.

Каб. №12

Учитель русского языка

3.Лингвистическая игра «Помоги Пете Ошибкину»

(1 группа).

9.40.-10.40.

Школьная библиотека

Вожатые, воспитатель

4. «Что за прелесть эта «Сказка о царе Салтане»! А.С.Пушкин и Н.А. Римский-Корсаков.

Литературная сказка русского писателя и сказка-опера русского композитора.

(Просмотр учебного фильма и слушание музыки.) 1, 2 гр.

10.50.-

12.00.

Каб. №12

Учитель русского языка




Учитель музыки

5. Спортивные забавы:

игрища азербайджанцев и армян. (1,2гр.)

12.00.-13.00.

Малый спортивный зал

Учитель физкультуры


Вожатые

6.Обед.


13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.Инсценированное чтение по ролям «Сказки о царе Салтане». (1,2гр.)

13.40.-14.50.

Каб. №12

Воспитатель

Вожатые

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.

14.50.

-15.00.

Каб. №12


Начальник лагеря

08.06.2011.

Среда




1.Конкурс «Русские пословицы, поговорки, загадки о еде» (с вручением сладкого приза).

8.30.-

8.50.




Школьная библиотека

Вожатые

























2.Завтрак.

9.00.-

9.30

Школьная столовая

Воспитатель

3.«Берегите красоту русского слова»: подготовка участников лагеря к городскому конкурсу чтецов среди детей-мигрантов.

(1, 2 гр.)

9.50.-

11.30.

Актовый зал

Учитель русского языка


4.Спортивные забавы: игрища татар, мордвы и цыган.

11.40-12.50.

Малый спортивный зал

Воспитатель

Вожатые

Учитель физкультуры

5.Обед.

13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

6.Музыкальное занятие «Песни народов России».

13.50. -14.30.

Актовый зал

Учитель музыки

7.Подведение итогов дня.

14.45.-15.00.

Каб. №12.


Начальник лагеря


09.06.2011.

Четверг

1.Фонетическая зарядка: «Русские скороговорки»

8.30. -8.50.

Кааб.№12.

Учитель русского языка





























2.Завтрак.


9.00.-9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Деловая игра «Знатоки русского языка» (2гр.)

9.50.-10.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

3. «Калейдоскоп русских народных сказок» (1гр.):

учимся читать по титрам диафильмов

9.50-10.50

Школьная библиотека

Школьный библиотекарь, воспитатель

4.Экскурсия в музей боевой славы: «Вечная память Героям локальных войн» (1,2 гр.)

11.00.-

12.50.

Музей Боевой Славы

Воспитатель, вожатые

5.Обед.

13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

6.Занятие по развитию речи: «Что я узнал (-а) о героях-кузбассовцах?». Сочинение: 1гр. – устные высказывания; 2гр. — письменные работы.

13.50.-14.40.

Каб.№12

Учитель русского языка

7.Подведение итогов дня.

14.50.-

15.00.

Каб. №12

Начальник лагеря

10.06.2011.

Пятница



1.«В эфире новости»:

знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Татары. Чуваши. Мордва.

8.30.-

8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка








2.Завтрак.


9.00.-9.30

Школьная столовая

Воспитатель

3. УРР. Легенды, мифы, предания народов Кузбасса.

Сибирские сказки.

9.50.-10.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

4. Спортивные забавы: игрища таджиков, телеутов, шорцев

11.00.-

12.00.

Малый спортивный зал

Учитель физкультуры

Вожатые

5.«Красивое письмо – красивая душа»:

практикум по каллиграфии. (1,2гр.)

12.10.-12.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

6.Обед


13.00.-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.Просмотр учебного фильма «Барышня-крестьянка» по одноименной повести А.С. Пушкина: образы русских крестьянок и дворянок. (1, 2 гр.)

Образы телеутских и шорских девушек в сказках..

13.40.-

14.50.

Актовый зал

Учитель русского языка


Воспитатель

Вожатые

8.Подведение итогов дня.

14.55.-15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

14.06.2011.

Вторник



1.«В эфире новости»:

знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Шорцы. Телеуты.

8.30.-

8.50.

Каб. №12

Учитель русского языка






















2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3. Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев: конкурс чтецов (телеутские, шорские сказки и сказки черневых татар)1,2гр.

9.50.-

10. 50.

Каб. №12

Учитель русского языка

4.РР. Сочиняем сказку по мотивам телеутской «Песни о трех братьях».

2гр.

4.Самостоятельное чтение шорской сказки «Мальчик»1гр

11.00.-

12.00.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Спортивные забавы: грузинские игрища.

12.00.-

13.00.

Пришкольная территория

Вожатые

Учитель физкультуры

6.Обед.


13.00.-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель


7.Народный календарь. Обрядовые игры, ряжения, колядования в селах Кемеровской области: просмотр учебного фильма.

13.50.-

14.40.

Актовый зал

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Каб.№12

Начальник лагеря

15.06.2011.

Среда





























1.«В эфире новости»:

писатели Кузбасса.

8.30.-8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак.


9.00.-9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Занятие по развитию устной речи.

«Люблю березку русскую»: родная природа в стихах кузбасских поэтов.

(1, 2гр.)

9.50.-10.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

4.«Мир вокруг – большой и разный»:

сочинение-миниатюра (на материале стихов И.Киселева).

(1,2 гр.)

11.00.-

11.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Творческая встреча с кузбасскими писателями В. Катковым, Б.Бурмистровым.

12.00.-12.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

Воспитатель

Вожатые

6.Обед.


13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.Литературно-краеведческая игра «Писатели Земли Кузнецкой».

13.50.-

14.40.

Актовый зал

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

16.06.2011.

Четверг

1.Фонетическая зарядка: декламируем стихи детского писателя Кузбасса В. Матвеева.

8.30-850.

Каб.№12

Учитель русского языка





















2.Завтрак.


9.00-9.30

Школьная столовая

Воспитатель

3.Экскурсия по городу Кемерово:

Памятник А.С.Пушкину

9.50.-

11.30.

У памятника А.С.Пушкину

Учитель русского языка

Воспитатель

Вожатые

4.УРР. Словесный проект памятника А.С.Пушкину.

11.50.-12.50.

Каб.№12



Учитель русского языка


5. Обед.


13.00.- 13.30

Школьная столовая

Воспитатель

6.«Умеем ли мы дружить?» Мультимедийное

занятие:

«Светлое чувство дружбы» (А.С.Пушкин и И.И. Пущин) 1.2гр.

13.50.-

14.50.


Каб.12


Учитель русского языка

7.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Каб.№12


Начальник

лагеря

17.06.2011.

Пятница







1.Морфемная зарядка «Кто больше придумает однокоренных слов?» (К слову «дружба»)

8.30.-

8.50.





Каб.№12






Учитель русского языка




2.Завтрак.


9.00.-

9.30

Школьная столовая

Воспитатель


















































3.Творческая работа «Нарисуй дружбу»: словесный портрет.

1,2гр.

9.30.-

9.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

4. «Я хочу научиться дружить»: психологический тренинг на материале сказки С.Прокофьевой «Лоскутик и Облачко». (1гр.)

На материале национальной сказки «Счастье» 2гр.

9.50.-

10.50.

Актовый зал

Учитель русского языка


5. «Хоровод дружбы»

Читаем сказки народов Закавказья.

1,2гр.

11.00.

11.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

4.«Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова»: поэтический диктант 2гр.; списывание 1гр.

12.00.-

12.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Обед

13.00.-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель


6. Просмотр учебного фильма «Кавказский пленник» по мотивам были Л.Н.Толстого.

1,2гр. (фрагмент).


Образ куклы в произведении

Л.Н. Толстого и в художественном фильме.2гр.

13.50.-

14.40.

Актовый зал


Учитель

русского языка


7.Творческая мастерская: «Кукла у разных народов России».1гр.

Выставка.

13.50.-

14.40.

Каб.№12

Вожатые



8.Подведение итогов дня.

14.50.-

15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря




20.06.2011.

Понедельник

1.Представляем на выставку свою национальную куклу.

8.30.-8.50.

Каб. №12

Учитель русского языка
































2.Завтрак.


9.00.-9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.УРР. Придумываем рассказ о жизни своей куклы:. 1,2гр

9.50.-

10.2 0.

Каб. №12

Учитель русского языка

4.ПРР. Особенности национального костюма: сочинение – описание.1.2гр.

10.20.-

11.00.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Музыкальная культура народов Кузбасса: видеофильм.

Обсуждаем вопросы концертной программы.

12.10.-

13.00.

Актовый зал

Учитель музыки

6.Обед.


13.00.-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.Готовимся к выступлению на закрытии первой лагерной смены: музыкально-литературная композиция «Радуга культур»

13.40.-

14.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

Вожатые

Воспитатель

Учитель музыки

8.Подведение итогов дня.

14.50.-

15.00.

Актовый зал


Начальник лагеря

21.06.2011.

Вторник
















1.Лексическая разминка «Высказывания о русском языке».

8.30.-

8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак.

«Каравай дружбы»

9.00.

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

Вожатые

3.Подготовка к концертному выступлению: песни, стихи, танцы разных народов России.

1,2гр.

9.50. –

11.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

Воспитатель

Вожатые

Учитель музыки

4.Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку: подводим итоги.1,2гр.

12.00.-

12.20.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Итоговое занятие по развитию речи: пишем сочинение на тему «О роли русского языка в моей жизни» (2гр.)

12.20.-

13.00.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Устные высказывания на тему «Почему я хочу научиться хорошо читать и писать по-русски:?» (1гр.)

12.20.-

13.00.

Школьная библиотека

Школьный библиотекарь


Вожатые

6.Праздничный обед

«Ай — да, русские блины!»

13.00.-

13.40.

Школьная столовая

Воспитатель.

Вожатые.


7.Конкурс чтецов «Горжусь величием твоим, язык

России славной!»

8.Вручение грамот лучшим участникам конкурса.

9.Подведение итогов дня.

14.00.-

15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря.

Учителя.

Воспитатель.

Вожатые.




22.06.2011.

Среда

1.Музыкальная зарядка:

учим «Государственный гимн Российской Федерации». (1,2гр.)

8.30.-

8.50.

Каб.№12

Учитель музыки







































2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Лексическая работа «Символика Российской Федерации: гимн, герб, флаг». (1,2 гр.)

9.50.-10.30.


Каб.№12

Учитель русского языка

4.«Город, в котором я живу»: поэтический диктант. (1,2гр.)

10.30.-

11.00.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Рисуем герб и флаг города Кемерово (рисунки на асфальте). (1,2гр.)

11.10.-

11.40.

Пришкольная территория.

Вожатые

Воспитатель

6.Составляем устно рассказы «Город, в котором я живу». Готовимся к концертному выступлению.

(1,2гр.)

11.50.-

12.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

7.Обед.


13.00.-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

8.Экскурсия в областную юношескую библиотеку:

«Кузбасс – сердце Сибири»: мультимедийное занятие. (1,2гр.)

13.40.-14.50.

Областная юношеская библиотека для детей и взрослых

Воспитатель

Вожатые


9.Подведение итогов дня.

14.50.-

15.00.

Каб.№12

Начальник лагеря

23.06.2011.

Четверг





1.Музыкальная зарядка «Гимн Кемеровской области» (1,2гр.)

8.30.-8.50.



Каб.№12




Учитель музыки



2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.РР. Пишем сочинение на тему «Моя семья — кемеровчане». (1,2гр.)

9.40.-

10. 40.

Каб.№12

Учитель русского языка

4.«Фольклорные посиделки»: быт, традиции, обряды народов Кузбасса. (1,2гр.)

10.50.-

12.30.

Дом творчества

Вожатые

Воспитатель

Учитель музыки

5. Обед

13.00.-

13.30

Школьная столовая

Воспитатель

6.Тематический словарный диктант:

«Город детства моего». (1,2гр.)

13.30.-

14.00.

Каб.12

Учитель русского языка



7.РР. «Улица, на которой я живу»:

Сочинение-описание с элементами повествования.

14.00.-

14.50.-

Каб.№12

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.

14.50.-

15.00.

Каб.№12

Начальник лагеря





24.06.2011.

Пятница
































1.Музыкальная зарядка: учим «Гимн Кемеровской области». (1,2 гр.)

8.30.-8.50.

Каб.№12

Учитель музыки

2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Орфографический практикум: самостоятельное списывание с доски текста «Город на Томи». (1,2гр.)


4. Литературно-историческая викторина «Знаешь ли ты город, в котором живешь?»

(1,2 гр.)

9.40.-

10.20.






10.20.-

11.00.

Каб.№12







Актовый зал



Учитель русского языка






Воспитатель

Вожатые

Учитель русского языка


5.Подготовка к праздничному концерту «Радуга культур».

11.00.-

12.00.

Актовый зал

Учитель музыки

Вожатые

6.Итоговый диктант на материале статьи

«Шахтерский край».

2гр.

Орфографическое списывание «Кемерово вчера, сегодня, завтра».1гр

12.00.-

12.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

7. Праздничный обед. «Каравай дружбы».

13.00.-

13.40

Школьная столовая

Воспитатель

Вожатые

Учителя

8.Репетиция концертной программы.

13.40.-14.00.

Актовый зал

Учитель русского языка

Учитель музыки

9.Торжественное закрытие лагерной смены.

Выступление начальника лагеря.

Концертная программа.

Награждение знатоков русского языка.




14.00.-

15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

Учителя

Воспитатель

Вожатые

Родители






Вторая смена

Дата

Тема занятия, мероприятия

Время

Место проведения

Ответственные

24.10.2011.

Понедельник






































25.10.2011.

Вторник
































1.Праздничное открытие смены: выступление начальника лагеря, учителей, родителей.

8.30.-

9.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

Учителя

Вожатые

Воспитатель

2.Завтрак.

9.00.-9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.ПРР. «Осенний день»: сочинение-зарисовка. (1,2гр.)

9.50-10.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

4. УРР. «Красота и величие русской осени в поэзии, живописи и музыке»: мультимедийное занятие.

11.00.-

12.00.

Актовый зал

Учитель русского языка


Учитель музыки

5.«Краски осени»: творческое занятие (рисуем осень, создаем «осенние» аппликации).1,2 гр.

12.10.-

12.50.

Каб.№12

Учитель музыки

Вожатые

Воспитатель


6.Обед.


13.00-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7. «Осенний марафон»: кто быстрее преодолеет «словарную дистанцию». (Подвижная познавательная игра). (1,2гр.)

13.40.-

14.40.

Спортивный зал

Воспитатель


Вожатые


Учитель русского языка

8.Подведение итогов

дня.


14.50-

15.00.

Спортивный зал

Начальник лагеря

1.Фольклорная разминка «Знаешь ли ты пословицы, поговорки, загадки об осени?»

8.30-

8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак.


9.00-

930.

Школьная столовая

Воспитатель

3. УРР. «Какими звуками встречает нас осень?»: развиваем ассоциативное мышление. (1,2гр.)

9.50.

10.50.

Каб. №12

Учитель русского языка

4. «Унылая пора! очей очарованье»: поэтический диктант. (1,2гр.)

11.00.-

11.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.«Палитра осеннего превращения деревьев»:

прогулка по осеннему парку.

12.00.-

12.50.

Комсомольский парк

Воспитатель

Вожатые

Учитель русского языка

6.Обед.

13.00.-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7. РР. «Слетает с дерева последний уж листок…»: сочинение-миниатюра. 1.гр.;

создание поэтического текста: 2гр.

13.50.-14.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Каб.№12


Начальник лагеря

26.10.2011.

Среда






























1.Речевая разминка «За чистоту русского слова».

8.30.-

8.50.


Каб.№12


Учитель русского языка


2.Завтрак.


9.00.-

9.50.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Орфографическое списывание «Россия! О тебе слагаю оду!»1,2 гр.

10.00.-

10.50.



Кааб.№12




Учитель русского языка



4.Заседание клуба друзей русского языка (деловая игра).

1,2гр.

11.00.-

12.00.

Актовый зал


Учитель русского языка

Воспитатель

Вожатые

5.Лексический практикум: составляем «Словарик мудрых мыслей». (1,2гр.)

12.10.-12.50.

Каб.№12.

Учитель русского языка

6.Обед.

13.00-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.«Поэтами рождаются, ораторами становятся».

Ораторский турнир (практикум по культуре речи).

(1,2гр.)

13.50.-

14.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

27.10.2011.

Четверг




































1.Речевая зарядка «За чистоту русского слова».

8.30.-8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак.

9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3. «Что такое «хорошая речь»? Правила «хорошей речи»: речевой практикум.

(1,2гр.)

9.50.-10.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

4. «Я русский бы выучил только за то…»: поэтический диктант. (2гр.)

4.Орфографическое списывание (по карточкам) 1гр.

11.00.-

11.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

5. Мультимедийное занятие: «Литература народов России: М. Карим, М. Джалиль, Г.Тукай, Э.Асадов, Б.Окуджава» (презентация).

1,2 гр.

12.00.-12.50.

Актовый зал

Учитель русского языка


Воспитатель


Вожатые

6.Обед.


13.00.-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.Конкурс чтецов:

декламируем стихи поэтов разных народов России.

(1.2гр.). Подготовка к концерту.

13.50.-

14.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

Воспитатель

Вожатые

Учитель музыки

8.Подведение итогов дня.

14.50.-15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

28.10.2011.

Пятница









































1.Речевая зарядка «За чистоту русского языка».

8.30.-

8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак «Дары осени».

9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3. Лексико-фразеологический КВН «От А до Я».

1,2гр.

9.50.-

10.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

4.Итоговое занятие по русскому языку:

самостоятельная

работа с деформированным текстом. (1,2гр.)

11.00.-1150.

Каб.№12.

Учитель русского языка

5.Подготовка к праздничному концерту: интонационная работа над поэтическими текстами. Песенная подготовка. (1,2гр.)

6.Праздничный обед «В кругу друзей».


12.00.-

12.50.







13.00.-

13.40.

Актовый зал








Школьная столовая

Учитель русского языка

Учитель музыки

Вожатые

Воспитатель



Воспитатель

Вожатые

Учителя

Начальник лагеря

7.Праздничное закрытие второй смены.

Выступление начальника лагеря, учителей, родителей.

Концерт участников лагеря: музыкально-литературная композиция «Как здорово знать русский на «5»!



















14.00.-

15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

Учителя

Вожатые

Воспитатель

Родители









Третья смена

Дата

Тема занятия, мероприятия

Время

Место проведения

Ответственные

30.12.2011.

Пятница






































03.01.2012.

Вторник
































1.Праздничное открытие смены: выступление начальника лагеря, учителей, родителей.

8.30.-

9.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

Учителя

Вожатые

Воспитатель

2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Мультимедийное занятие: «Традиции и праздники русского народа. Рождество. Святки. Крещение». (1,2гр.)

9.50.-10.50.

Актовый зал.

Учитель русского языка


Учитель музыки

4.И.С.Никитин. «Русь»: поэтический диктант. 2гр.

4.П.А.Вяземский. «Бесконечная Россия…»: орфографическое списывание. 1гр.

11.00.

11.40.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Прогулка по зимнему парку «Волшебные узоры зимы».

11.50.-

12.50.

Комсомольский парк

Воспитатель

Вожатые

Учитель русского языка

6.Обед.


13.00.-

13. 30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.РР. «Симфония зимнего леса»: сочинение-миниатюра.

13.50.-14.45.

Каб.№12

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.





14.50.-

15.00.

Каб.№12

Начальник лагеря

1.Фольклорная разминка «Знаешь ли ты пословицы, поговорки, загадки о русской зиме?»

8.30.-

8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Офографический практикум на материале текста И.Соколова-Микитова «Русский лес». (1,2гр.)

9.50.-

10.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

4. «Зимние посиделки»: фольклорная игра-забава.

(1,2гр.)

11.00.

11.50.

Актовый зал

Воспитатель Вожатые

Учитель музыки

5.Просмотр учебного фильма «Ночь перед Рождеством»: по мотивам повести Н.В.Гоголя.

11.50-

12.50.


Актовый зал

Воспитатель

Учитель русского языка

Вожатые

6.Обед.


13.00.-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.Создаем диафильм по повести Н.В. Гоголя «ночь перед Рождеством». 2гр.

7.Рисуем любимый эпизод из фильма. 1гр.

13.50.-

14.50.

Каб.№12

Учитель русского языка


Вожатые

8.Подведение итогов дня.


14.50.-

15.00.


Каб.№12



Начальник лагеря


04.01.2012.

Среда





1.Поэтическая

зарядка: «Читаем наизусть стихи о зиме».

8.30.-8.50

Каб.№12

Учитель

русского языка








































2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Подготовка к театральному представлению по мотивам сказок о зиме. 1,2 гр.


9.50.-

10.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

Учитель музыки

Вожатые Воспитатель

4. «Сказочный» диктант (на материале сказки «Морозко»): 1гр.

4.Орфографическое списывание с графическим объяснением орфограмм (на материале сказки «Снегурочка»): 2 гр.

11.00.-

11.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Музыкальное занятие: разучиваем песни о зиме; слушаем русские народные песни о зиме. (1.2гр.)

12.00.-

12.50.

Актовый зал

Учитель музыки

6.Обед.


13.00.-13.30.

Школьная столовая

Воспитатель

7.УРР. Составляем высказывания на тему «Зимою в городе». Словесное рисование. (1,2гр.)

13.50.-

14.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

8.Подводим итоги дня.

14.50.-

15.00.

Каб.№12

Начальник лагеря

05.01.2012.

Четверг

































1.Лексическая зарядка «Снежные» синонимы».

8.30.-

8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.«Чародейкою-зимою…»: пишем поэтические диктанты о русской зиме. 1,2гр.

9.50.-

10.30.




Каб.№12





Учитель русского языка




4.Музыкальное занятие: 1)стихи о музыке национальных поэтов;

2) «Картинки с выставки». М.Мусоргский: образы сказочных персонажей в русской музыке.

(1,2 гр.)

10.40.-

11. 20.

Актовый зал

Учитель музыки

5.Поход в драматический театр: смотрим новогоднюю сказку.

1,2гр.

12.00.-13.30.

Драматический театр.

Воспитатель

Вожатые

Учителя

6.Обед.


13.50.-

14.20.

Школьная столовая

Воспитатель

7.УРР. Составляем устные высказывания-отзывы о спектакле.

1,2гр.

14.30.-14.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

8.Подведение итогов дня.

14.50.-

15.00.

Каб.№12

Начальник лагеря

06.01.2012.

Пятница






























1.Лексическая разминка: кроссворд «подбери антоним!»

8.30.-

8.50.

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак.


9.00.-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Пунктуационный практикум. Работа по карточкам. 1гр.

Тестовые задания 2гр.

9.40.-

10.40.

Каб.№12

Учитель русского языка

4. «В стране знаков препинания»: познавательная игра. (1,2гр.)

10.50.-

11.50.

Каб.№12

Учитель русского языка


Вожатые

5.Подготовка к концерту. (1,2гр.)

12.00.-

12.50.

Актовый зал

Учитель музыки

Вожатые


6.Праздничное чаепитие – обед «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

13.00.-

13.50.

Школьная столовая

Начальник лагеря

Воспитатель

Вожатые

Учителя

7.Закрытие смены: концерт участников лагеря.

Выступление начальника лагеря, учителей.

Награждение грамотами наиболее успешных детей.







14.00.-15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

Воспитатель

Вожатые

Учителя

























Четвертая смена

23.03.2012.

Четверг







































1.Праздничная линейка. Открытие четвертой смены лагеря «Живое слово».

Выступление начальника лагеря, родителей.

8.30.-

9.00.

Актовый зал

Начальник лагеря

Учителя

Воспитатель

Вожатые

2.Завтрак.


9.10.-9.40.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Лингвистические тайны текста: практическое занятие. 2гр.


3.Лингвистический бой. 1гр.



9.50.-10.50.

Каб.№12





Актовый зал

Учитель русского языка




Вожатые

4.Мультимедийное занятие «Русские басни – к мудрости ступенька». 1,2гр.

11.00.-

11.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

5.Инсценировка басен И.А.Крылова:

ролевые игры. 1,2гр.




12.00.-

12.50.

Актовый зал

Учитель русского языка

Учитель музыки

Вожатые

Воспитатель

6.Обед.


13.00-

13.30.

Школьная столовая

Воспитатель


7.Музыкальное занятие: разучиваем песни о весне русских композиторов.1,2гр.

13.40.-

14.20.

Актовый зал

Учитель музыки

8.Рисуем на тему «Мой город весною». Конкурс.

1,2гр.

14.25.-

14.55.

Каб.№12

Вожатые

9.Подведение итогов дня.

14.55.-

15.00.

Каб.№12

Начальник лагеря

24.03.2012.

Пятница






















1.Фольклорная разминка «Загадки, пословицы, поговорки о весне».

8.30.-

8.50

Каб.№12

Учитель русского языка

2.Завтрак.


9.00-

9.30.

Школьная столовая

Воспитатель

3.Русские художники о весне:

мультимедийное занятие. (1,2р.)

9.40.-

10.30.

Актовый зал

Учитель музыки.

4.РР «Подснежники»: этюд о любимом цветке. (1,2гр.)

10.40.-

11.30.

Каб.№12

Учитель русского языка

5.Прогулка по весеннему парку.

11.40.-

12.30.

Комсомольский парк

Воспитатель

Вожатые

6.УРР. Составляем устные высказывания по впечатлениям от экскурсии.

7.Обед.


12.35.-

13.00.




13.00.-

13.30.

Каб.№12





Школьная столовая

Учитель русского языка




Воспитатель

8.«Весне навстречу»: подготовка к школьному конкурсу чтецов.

13.40.-

14.50.

Актовый зал

Учитель русского языка


Учитель музыки

9.Подведение итогов дня.


14.50.-

15.00.

Актовый зал

Начальник лагеря






27.03.2012.-

30.03.2012 Подготовка к научно-практической конференции


31.03.2012. Научно-практическая конференция «Великий, могучий и прекрасный русский язык!»

Закрытие лагеря. Подведение итогов. Награждение лучших участников конференции.






Список литературы:


  1. 20 000 русских пословиц и поговорок / сост. Михайлова Л.М. – М.: Центрполиграф, 2009. – 382 с.

  2. Мудрое слово Востока. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1996. – 608 м.

  3. Кузбасс региональный. Вып.1. — Кемерово, 2010.

  4. Порохина, Т.В. Ономастика — путь к изучению своего края: программа. – Кемерово, 2011.

  5. Порохина, Т.В. Внеклассная работа по русскому языку и литературе: дедактический материал для проведения внеклассных мероприятий в 5-11 классах. – Кемерово, 2011.




Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: