Конспект урока для 2 класса «Написание слов типа орёл и Орёл»


Русский язык во 2-ом классе по ОС «Школа 2100»


Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Планируемые предметные результаты: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Планируемы метапредметные результаты:

ПУУД: 1)развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

РУУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

КУУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в группе.

Планируемые личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки.
















Ход урока

Структурные

компоненты урока


Деятельность учителя и формулировка заданий

Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД

Планируемые способы и критерии оценивания

1.Орг.момент






2.Актуализация знаний.


-Добрый день!
Пусть этот день принесёт нам только хорошее, новые знания, новый опыт.



– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Мини-опрос.

– Какие вы знаете имена собственные?

– Как они пишутся?

2. Словарная работа.

– Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки.

Запишите.(слайд)

Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене.

(Воробей, ворон, сорока, собака.)

– Что означают эти выражения? (Стреляный воробей — очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек. Считать ворон: отвлекаться, не обращать внимания, думать о своём. Сорока на хвосте принесла Народн. Шутл. О неизвестном источнике сообщения, новости (уклончивый ответ на вопрос о чем-н. неожиданно услышанном или полученном). Как собака на сене: характеристика человека, который и сам не пользуется и другим не дает.)

– С какой буквы написали эти слова?

– Что они называют? (Животных.)

3. Написание большой буквы в кличках животных.

– Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

– Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.)

– Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных.

– А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.)

Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

– Как выбрать кличку животному?

Учитель читает стихотворение (слайд):

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)

– Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка…)

– Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.)

Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

– Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.)

– А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.)

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.






Записывают в тетради число, классная работа.



Вспоминают ранее изученное.


Работают в карточках, записывают фразеологизмы, раскрывают их значение.














Участвуют в беседе, высказывают свое мнение.









Обобщают, делают вывод.



Слушают стихотворение, соотносят клички с животным.

















Делают вывод.

















Проверка по образцу.

3. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.


Проблемная ситуация.

– Запишите предложение.

У меня есть шарик.

– Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.)

– А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)

Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)

– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)

– Составим план урока.

План (примерный)(слайд)

  1. Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?

  2. Составление предложений с этими словами.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ВИДИО ФИЗМИНУТКА.

Открытие нового знания.

Упр. 158 – наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах.

Задание 1.

Даны слова:

Орёл и орёл Лев и лев

Земля и земля Лилия и лилия

Тигр и тигр Шарик и шарик

Уголёк и уголёк Мишка и мишка

Пушок и пушок Роза и роза

– Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.

– Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Задание 2.

– Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов.

Орёл и орёл.

Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.

– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

Составим предложения.

В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.

– Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.

Записывают предложение и выходят на проблемную ситуацию.












Составляют план урока.







Работают в группах.







Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).


Составляют предложения.


4. Развитие умений – применение знания.

1. Задание. Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. (слайд )

Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка, Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас.

2. Задание. Подберите слова к рисункам. (Слайд ) работа в группе.

Рисунки: роза, мальчик, груша, девочка, рыба, лилия.

Слова: Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша, Груша, Лилия.

-Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов?

-Почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой?

3.№159

Записывают в тетрадь имена сказочных героев.




Работаю в группе. Соотносят картинке слова.

Проверка по образцу.




Проверка по образцу.

5. Итог урока.

Рефлексия.

– Что нового узнали?

– Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова).

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Самооценка. Отметка учителя.

Подводят итог урока, делают рефлексию своей деятельности, оценивают свою деятельность.


6. Домашнее задание.


С110, №161


Записывают домашнее задание.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Определение глагола как части речи. Роль глаголов в нашем языке"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: