Конспект урока для 2 класса «Предлог как часть речи»


Тема: Предлог как часть речи.


Целеполагание  для ученика

Целеполагание для учителя

  • Научиться  отличать предлог от изученных частей речи  и знать его особенности (предлог пишется отдельно с другими частями речи; предлог пишется всегда одинаково, независимо от произношения)

  • Осознать, что предлог — это служебная часть речи.

  • Провести наблюдения за предлогом  в тексте и на их основе сформулировать цель и задачи урока.

  • Продолжить обучаться умению грамотно оформлять свои мысли в устной речи, выражать согласие или несогласие.

  • Продолжить учиться сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.

  • Создать условия для осознания нового понятия – предлог и  его особенностей, сравнить её с уже изученными частями  речи (именем существительным,  именем прилагательным,глаголом)

  • Создать условия для осознания роли и особенности  предлога в предложении (помочь понять, что предлог служит для связи слов в предложении, что предлог с другими словами пишется отдельно (между словом и предлогом можно поставить вопрос или другое слово-имя прилагательное); предлог пишется всегда одинаково, независимо от произношения.)

  • Научить детей выделять предлоги среди других частей речи

  • Создать условия для формирования  наблюдения, сравнения, обобщения и развития исследовательских навыков детей.

  • Создать условия для формирования положительной мотивации детей.

  • Продолжить формирование коммуникативной компетенции.

  • Продолжить воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ и внимательность.

Опорные понятия, термины:

Новые понятия, термины:

имя существительное,  имя прилагательное,  глагол,  предложение

предлог — служебная часть речи


Наглядность и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,экран, мультимедийное приложение, раздаточный материал (Указ);  карточки с индивидуальными заданиями,  учебники, тетради, записи на доске.

Методы обучения: словесный,  наглядный, словесно-наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 2


Ход урока

I.Вступительная беседа.

I. Организация на работу.

Прозвенел звонок для нас. 
Все зашли спокойно в класс. 
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Вижу, класс наш хоть куда. 
Мы начнём урок, друзья!

Слайд 2

— Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вам нравятся? А почему вы их любите?

— Я тоже люблю сказки, особенно волшебные. Давайте мы сегодня отправимся в чудесную страну, где происходят волшебные вещи! Ведь недаром говорят, что  2 слайд «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» может эта сказка научит нас чему-то, может, что-то мы узнаем новое о русском языке, как раз у нас сегодня

II Новая тема

-А кто же живет в этой стране? Мы скоро узнаем!

а) Чистописание. На доске: з/з у/у д/д

— Какие буквы сегодня будем писать?

— Что общего в написании этих букв?

— На какие группы можно поделить звуки этих букв?

Игра «День-ночь». Ночь:-Вам снятся слова с этими звуками! День: -Какие слова вам приснились?

3 слайд

— Итак, отправляемся в сказочную страну. Можно, конечно, сказать для этого волшебные слова, можно раздобыть ковёр-самолёт. Но мы отправимся необычным путём-дорогой. Только по ней нельзя идти, она вся развалилась.

II.Работа с деформированным предложением

Слайд 4

— Вам понравилось предложение? Почему?

— Что такое предложение? Составьте предложение. Подчеркните главные члены предложения.

III.Повторение о частях речи.

Слайд5

— Случилось это в стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Королём в этой стране был могущественный Русский язык, а королевой – мудрая Грамматика. Слова – главные работники этого королевства. У каждого в этом королевстве своя работа. И однажды в этой стране случилась настоящая неразбериха — ну, никакого порядка!

— Попытались как-то слова построиться, потому что захотелось Королю посмотреть на своих слуг  и устроить  парад. Становились слова и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись! — решили они – Позовём мы на помощь добрую фею, она главная в этом королевстве над всеми словами».

-Но, чтобы она появилась, вам нужно правильно выполнить задание

III Словарная работа Слайд6

— На экране будут появляться картинки, а вы должны записать словарные слова в тетрадях.

ПРОВЕРКА:

2.Лексическое значение слова Слайд16

— Ребята, подскажите, как зовут эту добрую фею.

«Морфо»  — слово

«Логос»  —  наука

Итак, к нам в гости пришла Морфология-наука о словах.

Она приготовила для некоторых из вас карточки с заданиями

3.Заполнение таблицы 

— А остальные ребята задание в выполняют в тетради. Вам нужно распределить слова на группы.сл.17

— Кто из вас обозначает предметы? – спросила Морфология – Мы обозначаем предметы, — ответили слова.

— Ребята, подскажите, как называются эти слова? Найдите в предложении существительные. Запишите в первый столбик.

— А мы обозначаем действия! – громко крикнули другие.

— Как называются эти слова? Найдите в предложении глаголы. Выпишите во второй столбик.

— А есть ли среди вас слова, которые обозначают признаки предметов? – спросила фея Морфология.

— А как они называются? Найдите в предложении прилагательные. Выпишите их в третий столбик. 

4.Повторение по таблице о частях речи Слайд18

— Посмотрите, у нас остались ещё два слова. Они маленькие, всего из 1 и 3 букв.

— Вот потеха! – засмеялись Глаголы, Существительные, Прилагательные. – Да вы такие маленькие, вы своим видом насмешите самого короля. Мы такие важные, значимые, большие, а вы? Не хотим строиться с вами.

— Что вы! Что вы! – возразила добрая фея Морфология. – Они главные мои помощники. Именно они помогают мне выбрать для вас форму и наряд.

— Неправда! Не верим! – возразили Глаголы, Существительные, Прилагательные.

— Ах! Так! – сказала фея Морфология и забрала ПОД и В из предложения и ушла.

— Ай! Ай! Ай!- закричали Глаголы, Существительные, Прилагательные.

— Ребята, посмотрите. Без этих слов получилось предложение? Почему?


IV.Новая тема Слайд 19

— Ребята, а кто из вас знает, что это за слова?

— Верно. Ребята, кто же живет в Волшебной стране? Какая же будет тема нашего урока? Слайд 20

1.Вывод. Предлог как часть речи Слайд 21

— Слова под, в служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

— А как вы думаете, как пишутся предлоги со словами?

(Прочит прав. На с.39 Предлог с другими словами пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово (имя прилагательное.)

Тают льдинки на (каком? большом) окне.)

— Что тут началось в королевстве. Такого шума, плача никогда и никто не слыхивал. Ведь из нашей речи, из нашего языка исчезли все маленькие слова, которые помогали связываться по смыслу другим словам в предложении. Сказки, стихи, рассказы стали такими некрасивыми, непонятными, что их отказались читать даже взрослые и дети. Могущественный Король повелел вернуть эти слова, чтобы навести в королевстве порядок. Только где их искать.

— Ребята, поможем найти эти маленькие¸ но важные слова.

-Только сначала отдохнем и наберемся сил!


VФиз.минутка слайд 22

Мы немного отдохнем

И на все ответ найдем.

На мысочки встанем.

Ручки вверх потянем.

Руки на пояс,

Наклоны вперед.

Теперь чуть – чуть попрыгаем,

И каждый отдохнет.

Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело

.

2.Установление связи слов в словосочетании с помощью предлога Слайды 23-28

— Вставьте подходящее слово, запишите словосочетание, подчеркните это слово.  Сам.раб. Как писали маленькие  слова с другими? Почему раздельно?(прав)

Проверка по цепочке (у доски)

отъехала … дворца

поехала … дороге

переехала … мост

поднялась … гору

спустилась … горы

подкатила  …  дому

 

3.Правильное употребление предлогов в речи Слайд29

— Догадайтесь, какие здесь спрятались слова. Запишите в тетрадь через запятую.

 

4. Лексическое значение слова Слайд 30

— Когда перед Королём предстали все эти слова, появилась добрая фея Морфология.

-Разрешите представить моих любимых помощников. Все эти слова называются ПРЕДЛОГИ.»

Предлог   (греч. яз.)

«пред»  перед

«лог»  —  слово

5.Работа с правилом Слайд 31

— Король повелел издать указ и велел выучить всем, кто хочет быть грамотным. Прочитайте указ.

Повторите всё, что узнали о предлогах.

 Назовите, какие запомнили предлоги.

 

6. Работа с учебником

Упр 281

— Прочитайте. О каких явлениях природы эти предложения?

— Какие орфограммы встретились в словах?

— Объясните правописание слов. Подберите проверочные слова.

— Выполните задание.

— Назовите предлоги, которые вы подчеркнули.


V. Итог урока.

— Вот и заканчивается наш урок. С какой темой помогла познакомиться нам сказка?

— Прочитайте шутливое стихотворение. Слайд 32

Чудесный выдался денёк,

А я учу уроки…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит – « по»?

Что значит – « за»?

И « за», и « по» — предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И – мчаться ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

                                          А. Шибаев

 

 -Найдите и назовите предлоги. Впишите предлоги в УКАЗ.

-Что нового узнали на уроке? (Изучили новую часть речи – предлог.)

-Какие секреты предлога  раскрыли? (-Предлог-это служебная часть речи, она служит для связи слов в предложении.)

-Предлог с другими словами пишется раздельно. (Между предлогом и другим словом можно поставить вопрос или другое слово (имя прилагательное)

-Фея вас благодарит за помощь! Все предлоги вернулись в Волшебную страну!.


VIДомашнее задание 

Выучить указ дома.



















Свежие документы:  Урок с презентацией "Средневековая деревня"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: