Конспект урока для 2 класса «Предлоги»


Предмет: Русский язык

Урок: Открытия новых знаний по ТДМ.

Класс: 2 «А»

Учебник: Т. Г. Рамзаева русский язык, учебник для 2 класса 2 часть

Тема: «Предлоги».

Цели урока: формировать представления о предлоге, как о слове, его роли в предложении; учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи.

Задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге, как части речи.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психически познавательные процессы, аналитическое мышление, память, внимание, умение выполнять вербальные требования учителя, делать выводы.

Воспитательные : воспитывать коммуникативную структуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность, способствовать формированию интереса к изучению русского языка.

Оборудование: учебник; доска; экран; тетрадь; интерактивная доска; презентация.





















Этапы урока.

Деятельность учителя.

I. Мотивация

Здравствуйте дети, садитесь.Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте соседу хорошего настроения и удачного дня.

Сейчас я прочитаю стихотворение — пожелание . Послушайте , пожалуйста.

Ольга Лаптева .

Палитра чувств ворвалась в утро,

Я кисти тонкие беру:

Рисую нежность перламутром,

Рисую счастья радугу.

Я щедро в краску кисть макаю,

Я выбираю яркий цвет:

Хочу раскрасить твоё утро

В оптимистично жёлтый свет!

Пусть свет теплом тебя согреет,

И зарядит на целый день

Теплом любви, приятным чувством.

А краску тратить мне не лень!!!


Вы услышали в стихотворении пожелания для вас, а кто мне скажет, что же я пожелала вам?

II. Актуализация знаний учащихся

Молодцы, Скажите пожалуйста, из чего состоит наша речь?

Хорошо, а как называются слова, которые обозначают предмет?

-а которые обозначают признак предмета?

-а которые обозначают действие предмета?

Ребята, на доске вы видите слова, которые мы употребляем в речи. Найдите имена существительные из них (-глаголы, — прилагательные).


III. Выявление причины и места затруднения.

Посмотрите ,пожалуйста, какие слова у вас остались?

Давайте их прочитаем, почему вы их не отнесли ни к одной части речи?

А кто-нибудь догадался, что это за слова? (предлоги)

Может нам кто-нибудь сказать, что обозначают предлоги?

Так какая же тема сегодняшнего урока?

IV. Построение проекта и выхода из затруднения.

Послушайте, пожалуйста, что я вам сейчас прочитаю.

Покатился огород,

Докатился ворот,

Подкатился ворота,

Добежал поворота.

Там попал колесо.

Лопнул, Хлопнул — Вот и все!

Ребята, вам было понятно, что я прочитала?

Это звучит складно?

А почему?

Что же нам надо сделать? Чего не хватает? (предлогов)

Давайте вставим и прочитаем. Про что это стихотворение? (про мяч)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.


Там попал под колесо.

Лопнул, Хлопнул — Вот и все!

Скажите, а мы можем задать вопрос к предлогам? (нет)


V. Реализация построенного проекта.

И зачем же нам нужны предлоги? Давайте прочитаем.

Ребята, предлоги нужны для связи слов в предложении и мы сегодня будем учиться писать предлоги со словами.

А сейчас давайте поиграем в игру на внимательность. Возьмите в руки карандаш или ручку. И выполняйте мои указания:

— поднимите ручку над партой.

-Опустите ручку под парту.

— Положите ручку на Парту.

Скажите, а с помощью чего вы поняли как разместить ручку?

А сейчас выполните такое действие: положите парту. Почему не смогли выполнить?

А если скажу: положите в парту, на парту, понятно ,что нужно сделать?

Так для чего нам нужны предлоги?

-Молодцы. А сейчас откроем учебники на стр.36 и прочитаем правило. Ребята, посмотрите на экран. Что мы видим? (предлоги)

Назовите предлоги состоящие из одной буквы (из двух букв, из трех букв).

И остались еще-? (около и перед)

А теперь посмотрите на правило на стр. 37. Прочитав его, мы узнаем, для чего нужны нам предлоги. Читаем правило до предложения.

А сейчас откройте тетрадки и запишите число и классная работа. Давайте посмотрим на экран. Нам даны предложения без предлогов. Прочитайте предложения и вставьте устно предлоги. А потом мы проверим.

(ученики в слух проговаривают правильные ответы).

Так, хорошо, давайте посмотрим, не допустили -ли вы ошибки? Посмотрите на экран и проверьте.

VI. Первичное закрепление.

Давайте вернемся к предложению в рамочке на стр. 37.

По озеру плыла лодка.

Найдите в предложении предлог. (по)

(Существительное- лодка, озеру.

Глагол- плыла.)

Молодцы, а теперь давайте прочитаем существительное с предлогом. [по озеру]

Ребята, какой гласный звук мы слышим в предлоге? [а]

Давайте посмотрим в рамочку и найдем там предлог «па» . Нашли? (нет)

Кто может сказать как пишутся предлоги? И зависит – ли их написание от произношения?

Я хочу открыть вам один секрет. Если вы сомневаетесь, предлог перед вами или нет, то поставьте существительное в начальную форму и убедитесь т.к. в начальной форме предлога НЕ бывает.

Например: « Лежит на столе».

Поставьте в начальную форму существительное. ЧТО? – Стол.

Значит на- это предлог и пишется с существительным раздельно.

Я еще бы хотела поделиться одним секретом с вами- ребята, у глаголов предлогов не бывает!

Физкультурная минутка.

А сейчас немножко отдохнем! Повторяйте движения за мной!

В огороде рос подсолнух

Вот такой, Вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-желтой головой.

Головою он вертел Все увидеть сам хотел

Что подсолнух видел там?

Он сейчас расскажет вам.

VI. Первичное закрепление.

Давайте выявим алгоритм действий, чтобы нам было легче определять написание предлогов.

Алгоритм действий.

1)прочитать слово

2)определить часть речи (существительное).

3) поставить существительное в начальную форму (кто? что?).

4)Между предлогом и существительным поставить слово.

Откройте стр. 37. Упр. 281. Давайте прочитайте первое предложение и попробуем подобрать слово между предлогом и существительным. И так все оставшиеся предложения.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас закройте, пожалуйста, учебники, отложите все на край парты, оставьте только ручку. Сейчас я раздам каждому тест. Вам нужно будет подписать листочек в правом верхнем углу . Читайте вопрос и варианты ответов и обведите в кружочек правильный ответ.

Хорошо, а сейчас посмотрите на экран и проверьте себя. Поднимите ручки кто сделал все верно?- молодцы!

Кто допустил одну ошибку?

Так а кто сделал больше одной ошибки? Вы можете сказать почему?

VIII. Итог урока.

Послушайте пожалуйста стихотворение о предлогах.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок.

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит –«по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» — предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!…

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

(А. Шибаева)

Ребята, а у вас то же такое желание?

Тогда я вам раздам листочки на дом. Дома вы раскрасите картинку и придумаете рассказ о путешествии котенка , используя предлоги с картинки.

Скажите что мы повторяли сегодня на уроке?

С какой новой частью речи мы познакомились?

Кто помнит как пишутся предлоги?

IX. Рефлексия

Ребята, На доске изображена лесенка знаний. Поднимите ручки кто понял все что было сегодня на уроке и сможет дома рассказать маме или папе о предлогах?

А теперь поднимите ручки те кто находятся на 2ой ступеньке- кто понял тему ,но еще не готов рассказать ее кому-то?

А остальные у нас находятся на 3ей ступеньке — значит вы еще не до конца поняли тему. Тогда на следующем уроке мы с вами продолжим изучать предлоги и вы обязательно поднимитесь на ступень!

Свежие документы:  Технология развития критического мышления на уроках русского языка. Опыт работы





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: