Конспект урока для 2 класса «Звонкие и глухие согласные на конце слова»


План-конспект урока

Тема: Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1. ФИО учителя: Подорова Лариса Ивановна

2. Место работы: МОУ СОШ №9 г. Сыктывкар ул. Белинского, 15

3. Должность: учитель начальных классов

4. Учебный предмет: русский язык

5. Класс: 2

6. УМК: Образовательная система «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Русский язык»

7. Межпредметные связи: окружающий мир, музыка

8. Основные понятия: орфограмма, звонкие и глухие согласные

9.Цель урока: в результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

— правило написания проверяемой согласной на конце слова;

— способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;

уметь:

— видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;

— определять опасное место в слове;

— правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;

выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.


10. Задачи:

1) актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;

2) формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;

3) формирование умения применять полученные знания на практике;

4) совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;

5) развитие слуховой и оперативной памяти;

6) развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;

7) развитие устной и письменной речи учащихся;

8) развитие орфографической зоркости учащихся;

9) формирование познавательной мотивации;

10) воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;

11) воспитание аккуратности при работе;

12) знакомство с животным миром заповедников республики;

11. Тип урока: урок- исследование

12. Формы работы учащихся: групповая работа

  1. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, доска.

  2. Ресурсы:

1. Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык.

2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».

3. Карточки для групповой работы.

4. Карточки для индивидуальной работы. Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.


  1. Структура и ход урока:



Этапы урока


Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Орг. момент

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности


Вот опять звенит звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

— Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

(Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка».

— Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!

На классном часе мы с вами познакомились с заповедниками республики Коми и домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о достопримечательностях заповедников.

Настраивается на активную работу на уроке.















Рассказывают подготовленные сообщения.


II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.


Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

— Ребята, На территории республики 2 заповедника: национальный парк Югыдва и Печоро-Илычский заповедник. По богатству и разнообразию животного мира парки стоят на первом месте среди всех районов Республики Коми. В них зарегистрировано более 40 видов млекопитающих, 200 видов птиц, около 20 видов рыб. Вот одни из представителей:

1 столбик слов: бурунду(к) и си[г], рябчи[к`] и барсу[к], медве(т) и тетере(ф)

Что же делать? Помоги!

Пропуск букв восстанови.

— Какие звуки слышатся в конце этих слов? ( звуки [к], (ть), (ф) ).

— А какие буквы напишем на конце слов? Как их можно проверить?

— Ваши мнения разделились?

— Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним, как правильно написать согласную букву на конце слова.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.


III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.


Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

— Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.

— А что такое орфограмма?

— Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.

— Ребята, вспомним правила работы в группе.

-Прочитайте слова во 2 столбике: бурундуки, сиги, рябчики, барсуки, медведи, тетерева.

— Как они называются по отношению к словам 1 столбика? (проверочные)

-Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный)

— Какие буквы помогли проверить? ( и, а) Благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании.

-Какая орфограмма есть в словах 1- го столбика? (буква согласного в конце слова)

— Ребята, название каких перечисленных представителей животного мира вам не знакомы? (сиг)

— Воспользуемся словарём. Сиг – промысловая рыба, относящаяся к семейству лососевых. Живут сиги в северном полушарии, в странах с холодным и умеренным климатом.

— Мы продолжаем знакомиться с обитателями заповедников. А представитель следующего животного мира ждёт нас в учебнике. Выполним упражнение 247 на стр.157.

Что нам необходимо сделать? (подобрать и записать в скобках проверочные слова, вставить пропущенную букву, обозначить орфограмму.)

— А что поможет нам правильно определить пропущенную букву? (правило с. 152 , читают)

— Запишите число классная работа.

— Прочитайте стихотворения. В. Хмельницкого «Бобёр»…

— Что вы заметили в словах ЗУБ, ДУБ,РАЗ, ДИКОБРАЗ, РАД?

— Почему?

— Какой вывод сделаем?

— Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова. Проверочные слова запишем на первом месте.

— Что мы делаем с орфограммой?

— А ещё что подчеркнём?



Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы


Орфограмма – это написание слова по правилу.

Правила работы в группе.

• Работай дружно, по плану.

• Умей выслушать другого.

• Уважай мнение других.

• Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.





Ученик читает понятие из учебника.


— В конце слова произносим звук

[п], а пишется буква б.



— Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.

— Да. Мы знаем правило…

— Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.


IV. Физкультминутка.

(подвижная)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья



V. Первичное применение знаний. Работа в парах.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.


— Ребята, мы здорово отдохнули с жителями заповедника.

— Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.

— В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.


муравьеды жира_

дикобразы муравье_

жирафы у_

львёнок ле_

котёнок ё_

ежик ено_

нет енота дикобра_

нет ужа носоро_

нет носорога ко_

— Ребята, а эти животные могут обитать в наших заповедных местах Республики? Почему?

— Что вы можете сказать про проверочные слова?

— Какой вывод можем сделать?



Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы.

2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок.

3) Можно подставить слово НЕТ.

Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога.

— Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.


VI. Физкультминутка. (для глаз)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья



VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.



— Какая птица появилось на слайде? (тетерев)

— Что вы знаете о ней?


Работа с текстом.

Тетереф– осторожная и  подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает.

У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюф.

Зимой в морос тетереф  падает с деревьеф прямо в рыхлый снек и ночует под снегом, в лунках.

Рацион питания птицы состоит из растительных кормоф.

Тетерев – осторожная и  подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает.

У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюв.

Зимой в мороз тетерев  падает с деревьев прямо в рыхлый снег и ночует под снегом, в лунках.

Рацион питания птицы состоит из растительных кормов.

Разделить класс на 3 группы.

Задания:

1 группа – исправить ошибки в предложениях.

2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст.

3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст.


Давайте проверим, что у нас получилось. Спишите текст безошибочно.

Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.

VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.


Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.


Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

-Подведём итог нашего урока.

_ Что мы сегодня исследовали на уроке?

— Как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?

-Что больше всего запомнилось на уроке?


Высказывания обучающихся.

Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.

IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.


Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.


— Ребята, перед вами две корзинки, только пока в них ничего нет.

— Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то положите в одну корзинку ягоду.

— Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то в другую корзинку положите грибок.

По окончании урока дети собирают в корзинки ягоды и грибы.

— Я вижу, что в нашей корзинке много спелых и вкусных ягод, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

— Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.


Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.


X. Информация о домашнем задании.

Творческая работа.

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

— Подберите 3 названия зверей и 3 названия птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных нашего края подготовьте доклад.

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.






Свежие документы:  Конспект урока на тему "Вопросы – Чей? Чья? Согласование существительного с прилагательным"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: