Конспект урока для 4 класса «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глагола I и II спряжения»


Русский язык 4 класс

Тема:

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глагола I и II спряжения

Цели: 1) Развитие умения наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствовать умение вычитывать информацию из источников, имеющих разные формы (текст, таблица) и осмысливать её.

2) Овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени. Понятием спряжение: первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

3) Овладение навыками культуры устной речи.

4)Развивать дружеские отношения между товарищами, взаимовыручка.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

  1. Оргмомент.















ΙI. Актуализация знаний.










Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Напишите «Классная работа»

— Я торопилась, волновалась, готовилась, думала, фантазировала, создала, верю, надеюсь, жду.

— В чем необычность моего обращения к вам, ребята?

— Да, я описала свое эмоциональное состояние словами-действиями.

— А чего вы ждете от сегодняшнего урока? Какие чувства вы испытываете?

— Попробуйте описать своё настроение аналогично.






— Мы поприветствовали друг друга словами интересной части речи, которая в русском языке живет

Кто что делает, расскажет:

Бежит. Пишет, иль поёт.

Любит, сердится, прощает

Или забивает гол,

Лечит, учит, ждёт, иль строит

Всё расскажет нам глагол!

Почему эта часть получила такое название?

— Что вы знаете об этой части речи? (ответы детей вывешиваются на доску).


Клевать носом. Горит костёр. Гореть на работе. Сломать ногу. Бежать сломя голову.

— Все ли выражения мы понимаем в прямом смысле?

— Запишите только словосочетания с переносным значением слова.

Работаем в группах

Проверка

Карточки с прямым значением снимаются

— Какая группа справилась без ошибок?

— Попробуйте объяснить смысл каждого выражения.

— Используя эти выражения, скажите, как будете сегодня работать? (ответы детей)

А у меня вот что получилось.

Слайд 1

Что объединяет глаголы в этих выражениях? (неопределенная форма гл.)

— Почему эта форма глагола так называется? (ничего нельзя определить)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.



III. Постановка проблемы.







Слайд 2

Время, лицо, число, род, склонение, спряжение.

— Какого из этих грамматических признаков точно нет у глаголов?

( склонение – это признак имени существительного)

— А кто скажет, что такое склонение?

— А какую часть речи характеризуют остальные признаки?

— Все ли признаки вам знакомы?

И, так на какой главный вопрос сегодня мы должны ответить?

— Как мы сформулируем тему нашего урока?

« Понятие о спряжении глагола»

— Почему у нас возникла проблема? Вроде бы глаголы, как и существительные, изменяются по числам, но не изменяются по падежам!

У нас явно не хватает знаний о глаголе.

А если мы что-то не знаем, то информацию можно найти в учебнике.

Физминутка

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Открытие новых знаний.

  1. Ознакомление со словоизменением глагола.

— Откройте учебники на с. 75

— Посмотрите, в каком времени изменяются глаголы идти и стоять

Как изменяются глаголы в настоящем времени?

— Сравните личные окончания глаголов.

— Сделайте вывод о характере окончаний (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)

— Теперь попробуйте сами изменить глаголы плести и кричать, работая в парах по образцу учебника, выделите личные окончания.

— Прочитайте что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (Формы слова)


— Как вы изменяли глаголы? (по лицам и числам)

Значит, можно предположить, что изменение глаголов по лицам и числам как – то связано со спряжением. Как вы думаете?

Слайд 3

2. Работа с определением спряжения.

— Прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам

— Что нового узнали о глаголе?

Что значит спряжение?

— А как вы думаете, сколько спряжений может быть у глаголов?

Прочитайте вывод во второй рамке на с.76 учебника. И, так, сколько может быть склонений у глаголов?

— Какая буква меняется в окончании?

— Т.е. в окончании может писаться гласная и или гласная е (ё)

А сейчас обратите внимание на правописание окончаний глаголов 2-го лица ед.числа.

— Что интересного заметили?

— Знакома ли вам эта орфограмма?

— Что показывает мягкий знак?

— Прочитайте первое предложение рядом с восклицательным знаком

— Значит, мягкий знак в данной орфограмме показывает, что это глагол 2-ого лица, ед.числа

— Посмотрите, как оформляется орфограмма.

Слайд 4

А теперь ещё прочитайте уточнение под цифрой 2

— Что ещё узнали о написании глаголов во 2 лице?

— И так, что узнали о написании глаголов 2-ого лица?















V. Развитие умений.

Работа в учебнике.

— А сейчас полученные знания примените на практике, выполняя упр.249,77.

Проверка коллективная. Самооценка.





Личностные результаты

1.Умение осознавать и выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

VI. Итог урока.


— Что нового и интересного узнали на уроке?

— Что вам дал сегодняшний урок?








VII. Домашнее задание.



1. Упр.250, с.78

2. Правило с.76,



Деятельность учеников:

  • Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам. Учиться определять спряжение.



























© ООО «Баласс», 2014 7

Свежие документы:  ПЛАН – КОНСПЕКТ урока ИЗО в 6 классе по теме: «Дизайн одежды. Венецианский карнавал»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: