Конспект урока для 5 класса «Парные глаголы. Способы образования видовых пар»


Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Зайнуллина Людмила Васильевна

Бескольская средняя школа-гимназия Кызылжарского района


Тема: Парные глаголы. Способы образования видовых пар (5 класс).

Урок изучения нового материала.

Цель: знать особенности глагольного вида, уметь образовывать видовые пары, использовать их в речи и на письме.

Задачи:


образовательная: научиться различать совершенный и несовершенный вид глагола; познакомиться с четырьмя основными средствами образования глагольных видов: приставки, чередование суффиксов, ударение, замена корней;  


воспитательная: обеспечить условия для уважительного отношения к окружающим;


развивающая: развить умение систематизировать полученные ранее знания, применять их на практике.


Ход урока

Организационный момент. Игра на сплочение «Что нового?».

Ученики должны, внимательно изучив друг друга в течение 1 минуты, сказать, что нового по сравнению с вчерашним днем появилось в каждом из одноклассников. По завершении игры дети должны придти к выводу, что нужно быть внимательнее по отношению друг к другу.

Слово учителя. На прошлом уроке мы с вами вспомнили, что такое инфинитив и отработали правило написания –тся, -ться. Давайте вспомним еще раз правописание мягкого знака в инфинитиве.

— Работа со светофором (ученики слушают словосочетание и поднимают карточку красного цвета, если в глаголе нет мягкого знака, зеленую – мягкий знак есть).

Пар расстилается, быстро мчаться, свет разливается, долго купаться, лес умывается, не успела оглянуться, вышла прогуляться.

  1. Вызов.

На интерактивной доске две иллюстрации.

— Рассмотрите рисунки и определите, в чем между ними разница.

— Можете ли вы связать эти рисунки с вашим домашним заданием? (Дети отвечают, что на картинках и в д/з использованы глаголы совершенного/несовершенного вида). Работа в парах ( 1-2 минуты).



Рис. 1

Рис. 2

— Назовем нашего героя, предположим, Ваней. Что делает Ваня на первом рисунке? (Он еще только строит дом. И неизвестно, закончит ли Ваня строительство, если ему не помогут.) А на втором рисунке? ( Видимо, Ваня получил помощь, ибо он уже построил дом и скоро будет праздновать новоселье.)

— Чем же отличаются два этих глагола: строить – построить? (лексическое значение). (Первый – обозначает сам процесс строительства, без указания на его завершение, а вот второй – завершенный процесс и даже конечный результат (дом)).

— А грамматически они различаются? (видом, первый глагол – несовершенного вида (проверим с помощью вопроса: что делать? Строить), а второй – совершенного (что сделать? Построить)).

— Какой словообразовательный элемент участвует в выражении совершенного вида? (Правильно, приставка по-).

— Есть ли еще какое-нибудь значение у этой приставки в глаголе построить, кроме грамматического значения совершенного вида? (Нет. Значит, это видовая пара).

Какова тема сегодняшнего урока? Какую цель можем перед собой поставить?

Осмысление. Работа в группах (7-8 минут). Использование светофора (при готовности/неготовности).

Далее происходит совместное обсуждение. Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека, выработать алгоритм определения видовой пары (доказывают, что 2 предложенных глагола являются видовой парой или не являются).

Делать – сделать, опускались – опустились, разрезать – разрезать (ударение), класть – положить (сделать акцент на эту видовую пару).

С) Презентация (10 минут). Прикрепляют на доску, выбирают наиболее приемлемый алгоритм по совместно выработанным критериям.

Закрепление. Работа в парах, взаимопроврка по ключам.

Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида (эти глаголы должны составлять видовую пару).

1) Я быстро решаю задачи по геометрии.

2) Бабушка часто рассказывала свои сказки.

3) Он иногда заканчивает сочинения раньше других.

4) Мы всегда телеграфируем родным перед приездом.

5) Я долго делаю работу по дому.

6) Она обычно кладёт всё на свои места.

7) Тут часто пробегали спортсмены.

Работа с электронным тренажером «Фраза»

Стадия рефлексии «Дерево пожеланий» (обратная связь). Ученики на стикерах в форме яблок пишут свое мнение по уроку и пишут пожелание самому себе. (Например: урок мне понравился или не понравился, потому, что…, я хочу пожелать себе быть внимательнее, активнее).

Домашнее задание. Выполнить упражнение по учебнику, либо написать мини-рассказ ( 6-7 предложений) с использованием глаголов одного вида на тему : «Весенний день».                                


 

                                                                        







Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Орфография"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: