Конспект урока на тему «Образование имен существительных»


Образование имен существительных.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными способами русского словообразования: приставочный , суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.

Задачи: 1.Закрепить умение определять грамматические. морфологические признаки имени существительного

2. Развивать логическое мышление, память, речь. Развивать зрительную память, навыки слушания и понимания текста.

3.Воспитывать внимательность, аккуратность при выполнении письменных работ.

Оборудование: учебник, карточки, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный момент. а) приветствие; б) психологический настрой. Здравствуйте ребята! Прежде чем мы начнем с вами урок я хочу чтобы вы посмотрели друг на друга, улыбнулись и весь урок поддерживали хорошее настроение.

2.Постановка целей и задач урока.

— Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными способами словообразования имен существительных.

3. Актуализация знаний. Сегодня мы будем говорить об имени существительном. Вспомните что обозначает и на какие вопросы отвечает имя существительное. (Ответы детей).

4. Объяснение нового материала.

Все на свете состоит из чего-то: лес — из деревьев, облака – из водяных капель. Для того чтобы образовывались новые существительные нужен «строительный материал», из которого создаются новые слова нашего языка. Сегодня мы рассмотрим три основных «кирпичика»: приставка, основа, суффикс. А теперь послушайте сказку. « Жил – был корень –уч-.Скучно ему стало жить на свете одному, вот и призвал он к себе приставки, суффиксы и основы. Объединился корень с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, ученица, обучение, ученый, учителя»

5.Первичное усвоение новых знаний.

а) Посмотрите на эти слова : круг, город, счет, погода. Но если к этим словам добавить приставки о, при , рас, не. Что у нас получится? Правильно совершенно другие слова с новым лексическим значением, т.е. смыслом. Это приставочный способ образования существительных.

Округ, пригород, расчет, непогода.

б ) Теперь рассмотрим второй способ суффиксальный. Возьмем три производных слова: ветер, двор, мяч, дед. Добавим к ним суффиксы –ок,-ец, -ик, -ушк у нас изменится значение слов. Посмотрите как интересно изменяются слова.

Ветерок, дворец, мячик, дедушка.

в )Когда в образовании слова участвуют и приставка, и суффикс этот способ называется приставочно-суффиксальный.

Переплетчик, переводчик, смазчик, подорожник, бездомный, запевала.

В образовании этих существительных участвуют, как приставки, так и суффиксы.

6. Релаксация. Ребята, вы много узнали, и чтобы работать дальше мы с вами немного отдохнем. Игра «Доскажи словечко».

Каждый колосок хорош,

Свежие документы:  конспект урока на тему «Слагаемые. Сумма»

На полях созрела р……

В полдень или в полночь

Друг придет на п……

Луна и ночь ,

Что мать и д….

Над полем проносится кожаный мяч.

Верный товарищ спортивных у….

Темноту замкнув на ключ,

Вышел месяц из-за т….

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом м……

7 Продолжаем работу по теме.

— Мы познакомились с тремя способами образования слов, перечислите их. Нас ждет еще один способ – это сложение основ. Что такое основа слова? Это часть слова без окончания, т.е. без формообразующих аффиксов. В основе заключено общее лексическое значение слова. Посмотрите на примеры детский садик- детсад, лед колоть – ледокол, воду качать- водокачка. 8 Первичное закрепление Упражнение на закрепление. Прочитайте текст. Вот и скворцы летят. Прилетели, почистили крылышки и полетели осматривать родные места. Вот парочка скворцов подлетела к знакомой скворечнице. Посидели на веточке березы и слетели с нее на крышу избы. Один из скворцов перелетел опять на скворечницу и влетел в нее. Скоро он вылетел из домика, долетел до своей подруги, и оба запели радостную песенку. Выпишите выделенные слова, выделите корень и приставку.

— Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и прежде чем перейти к следующему заданию я хочу чтобы вы послушали небольшую сказку. Сказка про суффиксы. Живут в русском языке скромные волшебники – суффиксы. Скромные — потому что не лезут вперед, всегда становятся после корня. А волшебники – потому что способны на всякие чудесные превращения. Суффикс –ик большой дом превращает в маленький домик. Суффикс –ищ из топора делает топорище. А суффикс –ист трактор обратит в тракториста. И какой бы суффикс ни встал за корнем, он обязательно придаст слову новое значение или образует новое слово. Вот какие труженики есть в нашем языке! 9.Самостоятельная работа учащихся. Образуйте и запишите слова с суффиксами

ик -ист

Билет- Телефон-

Корабль- Трактор-

Огород- Автомобиль-

Стол- Связь-

10. Работа по карточкам. Перед вами лежат карточки со словами. Запишите сложные слова с данными корнями. Подбери все возможные пары корней.

Лист воз

Дым руб

Лес О пад

Пар ход

Верх лаз

Итог урока. С какими способами образования имен существительных вы познакомились сегодня, перечислите их.

Домашнее задание. Упражнение 226 страница 87

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: