Тема урока:
«Правописание суффиксов -ик, -ек».
Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания
суффиксов -ик, -ек.
Задачи урока:
— учить учащихся писать слова с суффиксов -ик, -ек;
— расширять представление учащихся о правописании приставок и суффиксов;
— продолжать работу по развитию орфографической зоркости и слуха;
— продолжать развивать умения работать в парах;
— совершенствовать умения в оформлении письменных работ и отработки
каллиграфического навыка;
— воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 3 класса , карточки с заданием.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Начинаем урок русского языка.
— Чему мы учимся на уроках русского языка? (красиво и грамотно
писать)
— Для чего мы этому учимся? (чтобы быть грамотными, а значит
культурными.)
— Откройте тетради.
II. Чистописание.
— Как всегда начинаем урок с минутки чистописания.
— Посмотрите на ряд слов.
— Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву,
которую мы будем писать на минутке чистописания.
Норка дочка книжка
— Пропишите букву «К» и буквосочетания с ней.
Кк кк к к к к ка рк чк жк
— Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах?
— Что такое суффикс?
— Какое значение придает суффикс — к этим словам? (умен.-ласкат.)
-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с
таким же суффиксом.(берёзка, осинка).
— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).
— Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).
— Посмотрите на доску
еньк за очк есть под по над чик
про ек ик на
— Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а
какие — приставками? Выпишите сначала приставки, потом
суффиксы.
Проверка.
— Назовите приставки, которые вы выписали.
Приставки: за, под, по, над, на, про).
— Перечислите суффиксы, которые вы записали.
— Суффиксы: -еньк, -очк, -ость, -чик, -ек, -ик).
— Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и
суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают
суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
— У меня для вас есть слова. Прочитайте их. Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к.
— Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).
— Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.
Смелость, беленький, вазочка, ключ?к.
— Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).
— Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае
пишется -ек, а в каком -ик.
ключ _к
?
-ек -ик
— Если мы откроем этот секрет, то сможем открыть замочек на
волшебном ларчике.
IV. Работа по теме урока.
— У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.
— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
(существительное)
— На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)
— Разделите слова в два столбика.
— В каждой паре слов выделите суффикс.
— Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно
их разделить?(слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в
суффиксе).
Расположите слова в 2 группы.
Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы.
кузнечик кузнечики орешек орешки
птенчик птенчики горошек горошки
— Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении
формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает).
— Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и.
Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в
суффиксе слов во мн. числе.
А в словах 2 группы что происходит? (гласная -е есть в словах
ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).
— Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах —ек, -ик?
Суффикс -ик пишется, если … при изменении формы слова гласная сохраняется. (Кузнечик — кузнечики).
Суффикс -ек пишется, если… при изменении формы слова гласная исчезает. (орешек — орешки).
— Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 125.
— Прочитаем правило.
Физминутка.
V. Закрепление нового материала.
— Ребята, кто запомнил когда пишется -ек, а когда -ик?
— Давайте на основе этого правила попробуем объяснить написание слов.
— Найдите упр. 242.
— Прочитайте 1 пару слов. Объясните написание суффикса -ек.
Запишите эту пару в тетрадь, обозначьте орфограмму.
— Дальше продолжим также.
— Итак, давайте сформулируем какие действия надо выполнять, чтобы выбрать нужный суффикс.
Изменяем форму слова (один, много)
Смотрим на гласную в суффиксе.
Если сохранилась, то пишем -ик;
Если исчезла, то пишем -ек.
— Эти знания нам помогут выполнить упр. 243 на с. 126.
— Вы видите слова с пропущенными буквами в суффиксе.
Поработайте в парах: обсудите, какие из данных слов имеют суффикс -ек, а
какие — суффикс -ик. Какое значение вносят эти суффиксы в слово?
— Назовите слово в котором вы напишите суффикс -ик. Почему?
— Назовите слово в котором вы напишете суффикс -ек. Докажите.
— какие действия вы выполняли когда решали какой суффикс нужно
вставить?
— Теперь я убедилась, что вы справитесь с д/з.
— В начале урока перед нами встал вопрос…
ключ _к
?
-ек -ик
…Какую букву нужно писать в слове ключик?
— Кто может теперь ответить на этот вопрос? Почему ты так думаешь?
Молодцы.
Итак, Мы отыскали секрет_к и замоч_к на ларч_ке открыли.
— Посмотрите на предложение. Докажите, какую букву нужно вставить в слова. Запишите предложение, выделите суффикс.
Какой суффикс выделили?
VI. Итог урока.
— Чему учились сегодня на уроке?
— Поднимите руку кто считает, что он понял какую букву нужно писать в
словах с суффиксами -ик, -ек?
— Кто испытывал трудности? В чём?
— На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в
словах.