Конспект урока на тему «Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола»


C:UsersPublicMusicDocumentsфото насиба.jpg

Южно Казахстанская область,Казыгуртский район

ОСШ имени Абая

Алимкулова Насипа Ораловна


Тема урока: «Сказуемое, выраженное разными видовременными формами
глагола»
Цель урока: научить учащихся различать сказуемое, выраженное разными видовременными формами.
Образовательные:
Научить учащихся распознавать сказуемое к
aк главный член предложения и знать способы выражения разными видовременными формами глагола: категорией вида, времени глагола, изменении глагола. Учить практическому применению знаний по теме;

Развивающие:
Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над р
aзвитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся.вырабатывать навык самооценки знаний;

Воспитательные:
Воспитывать у
учащихся любовь к русскому языку; формировать чувство прекрасного; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

Тип урока- изучение нового материала

Форма организации деятельности — групповая
1. Оргмомент.

Психологический настрой учащихся.

Круг радости:

— Ребята, предлагаю вам выбрать сердечки, и тому, кому оно адресовано, от чистого сердца сказать добрые слова. Спасибо за хорошее нaчало урока. А сердечки не простые!
В них хранится ключ к знаниям.
У кого написан предлог «до» садятся за красный стол.
У кого «в» – за желтый.
У кого «после» – за зеленый.
— Ребята, вы догадались как мы будем работать?
— А что напоминают вам это расположение цветов?
Красный, желтый и зеленый?
А как образовалось это слово? Сложение корней слов
А слово-то русское или заимствованное?
-Молодцы, значит вспомним и правила работы в классе:
Прочитайте их
Запись числа, темы урока.
Мы отпр
aвляемся в путь по стране «Грамматика». Наш путь лежит через лес Пряток, зимнюю степь Повторений, ущелье Знания, реку Памяти и залив Мысли, леса непроходимые Закрепления, скалу Слуха к горе Успеха
Активизация мыслительной деятельности».

— Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».
1 подсказка- Назовите общую часть в словах сказка, сказать сказочник. Корень сказ
В предложении оно говорит, играет, действует больше чем подлежащее. Что это? Соберите слова и узнаете тему урока. Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола.
Запишите тему в тетради
Вызываю на мысль. На уроке мы познакомимся со
Лес пряток
«Поиграем, соберемся» используя слово сказ за 1 минуту записать слова — глаголы. Работаем по моему хлопку. Молодцы, прочитали, подсчитали, разделили на 4. Поставили получившуюся оценку в зачетку. Первый результат заслужил аплодисменты.

2. Проверка выполнения домашней работы
Игра« Перестрелкa» Блиц-опрос. Проверка домашнего задания: (упр. 6)
Ответьте на вопросы
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Что вы знаете о грамматической основе предложения?
Вывод. Ребята, мы повторили тему прошлых уроков и проверили домашнюю работу.
Ученики оценивает друг друга.
3. Изучение нового материала
Восприятие.
Мозговой штурм:
Прочитайте,
Переведите на казахский язык
сравните предложения.
Запишите в тетради. Обозначьте грамматическую основу предложения.
Определите время действия.
Определите, завершено ли действие.
Вчера падал снег. Пр. вр. Н. в.
Вчера выпал снег. Пр. вр. с. в
Сейчас падает снег. Наст. Вр. Н. в.
Зимой будет падать снег. Бсвр. Н. В.
Скоро вып
aдет снег. БП. вр. С. В.
Проверим.
1 группа 1 предложение действие происходило ранее, до момента речи. Вопрос что делал? Время прошедшее.
2группа 2 предложение в момент речи, что делает?
3 группа 3, 4 предложения
После момента речи. Что сделает? Что будет делать?
Сделайте вывод.
Осознание
— Ребята, сказуемое чаще всего выражается глаголом, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что — то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе.
Объясняю у доски понятие категории совершенного и несовершенного вида, времени глагола.
Запишите на картах
1группа Как выражается сказуемое глаголом прошедшего времени
2 группа Как выражается сказуемое глаголом настоящего времени
3группа Как выражается сказуемое глаголом будущего времени
Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о образовании временных форм в зависимости от вида глагола.
(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, ключевые слова, используются учебники, которые помогают детям работать)
Вопросы:
1. На какие вопросы может отвечать глагол?
2. Что обозначает глагол как часть речи?
3. Какие морфологические признаки имеет глагол?
4. Как он изменяется глагол в настоящем, будущем, прошедшем времени?
5. Каким членом предложения обычно бывает?
4. Обмен информацией в группах
— Время уже истекло. Теперь обсудите с друзьями в других группах информацию, которую вы записали. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
5. Воспроизведение
«Корзина» идей – кластер
— презентация концепт — карт.
— Теперь назовите по очереди что вы записали по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
— Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
«Вызываю вас на мысль»
Вы справились и с этим заданием.
Ставим себе оценки.
4. Закрепление знаний
Фронтальная беседа.
— Глагол – необыкновенная часть речи.
— Чем она необыкновенна?
— По частоте употребления глагол занимает второе место, после какой части речи, как вы думаете?
— Глагол – настоящий богач среди частей речи.
— Почему?
Работа по учебнику упр. 4 стр88
— Прочтите внимательно задание.
Прочитайте текст по цепочке
Озаглавьте текст
К выделенным глаголам подберите глаголы — сказуемые. Определите в каком времени они употреблены.
Итак, о каких особенностях связи глаголов в прошедшем времени с подлежащим надо помнить?
5. Физ. Минутка
Минутка отдыха – игра.
— Условия игры таковы: Я называю глагол, а вы должны будете определить его время. Если это будет глагол настоящего времени – вы будете стоять ровно, услышите глагол в прошедшем времени – сделаете шаг назад, в будущем времени – шаг вперёд, в будущее, в неопределённой форме – покачаете головой.
(Лететь, улетел, прилетит, летит, будет летать, молчит, будет молчать, замолчал).
Ребята, ставите себе оценку за выполненную работу.
6. Аудирование текста
Послушайте внимательно грамматическую сказку.
Сказка.
Глагол и его друзья.
Жил – был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, по дороге, встретил Существительное и Прилагательное, которые тоже счастья искали.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что – то делали, трудились – скучать было некогда.
Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: что делать? Что делает? Что сделают? и др.
Теперь улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
7. Итог урока:
Осмысление
Я вновь вызываю вас на мысль
— Какую роль играют глаголы в нашей речи, в русском языке?
— Как изменяется глагол?
— Каким членом предложения является глагол?
— В роли сказуемого какими формами времени глагола может быть выражен?
. Рефлексия
— Посмотрите на левую руку – на ней лежат знания, полученные на предыдущих уроках русского языка.
— Посмотрите на правую руку и положите на неё знания, приобретённые на этом уроке.
— Теперь соедините ладошки.
— Тепло? (Да).
— Значит, знания объединились и готовы вам помогать при выполнении домашнего задания.
8. Домашнее задание: Откройте дневники запишите домашнее задание
упр 7 стр. 89. (творческое) напишите небольшое сочинение на тему «Что я делал/а во время зимних каникул»
упр 10 стр. 90 выпишите грамматическую основу каждого предложения, допишите окончания глаголов сказуемых, определите их род и число.
9. Оценивание деятельности учащихся
Выставл
ение оценок

Рефлексия: (Заполнить таблицы)

Свежие документы:  Урок русского языка "Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением" 4 класс

Что вам понравилось на уроке?
Доскажите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…….
Я повторил……………
Мне понравилось…………..
Урок:
Показался интересным…..
Спасибо за урок. До новых знаний!







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: