Конспект урока на тему «Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП»



Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП

Цель урока:

закрепить понятие о сложноподчиненном предложении;

на­учиться представлять структуру СПП в виде схем;

совершенствовать пунк­туационные навыки.

1


Ход урока


I. Проверка домашнего задания


1. Вопросы для закрепления теоретических знаний:

— Чем различаются ССП и СПП?

— Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?

— Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

— Какую роль играют указательные слова?

— Как образуются составные подчинительные союзы?

— Каково место придаточных предложений по отношению к главному?

— Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе СПП? (Разделительную.)

— Характерны ли сложноподчиненные предложения для разговорного сти­ля речи?



2. Проверка упражнений 30, 32. Проверяем «по цепочке»: схемы предложений рисуем на доске.


II. Лингвистическая разминка

1. Сделать фонетический разбор слова дирижёр.

2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова безымянный.


III. Структура сложноподчиненных предложений

Записать предложения под диктовку, объяснить орфограммы, представив структуру предложений в виде схем; определить, чем прикрепляются прида­точные предложения к главным (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).


1). Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих.

2). Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил.

3). Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. (В. М. Песков.)


Схемы предложений: 1) [ ], (что…); 2) [ ], что ( ); 3) […там], (где…). Союзные слова (члены предложения) и указательные слова вносим в круглые скобки, подчинительные союзы выносим за скобки.


IV. Конструирование предложений

1. Упражнение 33 устно. Дополнительное задание: указать осо­бенности подчинительных союзов и союзных слов, их значение; сделать схе­мы получившихся предложений на доске и в тетрадях.


2. Составить предложения по данным схемам:

1) [ ], (которые…).

2) [ ], (где…)?

3) [там.., (где…),…].

4) Чтобы ( ),[ ].



Примеры предложений:

1) Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.

2) Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живете?

3) Там, где небо сходится с землей, пламенела полоса заката.

4) Чтобы много знать, необходимо много читать.



V. Схематический восстановительный диктант

1. Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные па­узы), ученики записывают в тетради только схемы.

2. Учитель читает диктант второй раз, после чего ученики по схемам вос­станавливают текст.

Свежие документы:  "Правописание –з –с- на конце приставок". Конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, — замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми раз­рядами. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают слад­чайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.

(79 слов) (По В. Солоухину)

3. Сделайте самопроверку.

Схемы предложений:

1. […тогда], когда ( ).

2. Чтобы ( ),[ ].

3. [ ], пока ( ).

4.[ ].

5. [ ], когда ( ).

6. [ ].

7. [ ], (которые…).




VI. Слово учителя

Диктант, который мы только что написали, необычный. Вы восстанавлива­ли предложения по схемам, которые составили на слух. Этот прием можно

применять и в работе над изложениями. В течение года мы напишем не-; только изложений из сборника текстов для проведения письменного экза­мена по русскому языку за курс основной школы. По одному из так называ­емых «открытых» текстов этого же сборника будет проводиться экзаменаци­онное изложение. Чем больше мы сумеем разобрать изложений, тем лете зам будет на экзамене.

Для начала возьмем тест из первого десятка изложений (всего их 73). Про­читайте все десять текстов, попробуйте кратко восстановить их в вашей па­мяти, перескажите родителям или друзьям. Решите, в каком стиле написан каждый из десяти текстов. Озаглавьте тексты, не имеющие названий.

Советую чаще обращаться к сборнику изложений, выбирать из него необ­ходимые примеры, время от времени прочитывать тексты.


VII. Домашнее задание

1. Работа над текстами изложений 3-10 из экзаменационного сборника.

2. Выписать из каждого текста по одному сложноподчиненному предложе­нию, сделать его синтаксический разбор и схему к нему.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: