Конспект урока на тему «Типы текстов»


Риторика

Типы текстов

Урок 26.

Тема: Типы текстов.

Цель:

знакомим с разными типами текстов – повествованием, описанием, рассуждением.


Этапы урока


Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.




3

Беседа.

Чтобы понять тему нашего урока, я прошу вас прочитать три вопроса, которые записаны на доске: «Как это было?», «Какой?», «Почему?».

Записала я эти вопросы с целью доказать: все тексты (все!) рождаются потому, что отвечают на один из этих вопросов. Например, вы рассказываете о том, как вы провели выходной, – на какой вопрос отвечает ваш текст? Вы рассказываете о том, что вам купили новые кроссовки, – на какой вопрос отвечает ваш текст? Вы объясняете на уроке русского языка, что слово «варежки» надо писать с буквой «ж», – на какой вопрос отвечает ваш текст? Можете сами проверить любой текст…




Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


ΙΙ. Постановка учебной проблемы.


3 3

Сформулируйте тему урока.

Работа по учебнику. 3 3


О чём же рассказывается в каждом из таких текстов?

Чтение сведений на с. 50. После чтения слов «В одних текстах рассказывается о том, что произошло» спрашиваем ребят, на какой вопрос отвечают такие тексты; аналогичные вопросы задаём по описанию и рассуждению.


ΙΙΙ. Применение знаний.



















1 2 3 1 4 2 2

Работа в учебнике.

Задания 67–69. Выясняем, что первый текст отвечает на вопрос «как это было?» и рассказывает об определённом событии – о том, как щенок вынул клапан из резиновой лодки. Второй текст отвечает на вопрос «какой?» и показывает (описывает) несчастного Мурзика, прибежавшего к костру. Третий текст отвечает на вопрос «почему?» – объясняет, почему людям стало жаль Мурзика.

Далее знакомим учащихся с названиями типов текста (сведения на с. 51). Рассматриваем вопрос, почему к первым двум типам текстов даны рисунки (почему к повествованию три рисунка, а к описанию один?), а к рассуждению – нет: можно нарисовать событие, внешность, но невозможно нарисовать размышление.

Задание 70. Учащиеся самостоятельно определяют тип текста. Затем обсуждаем высказанные мнения, выслушиваем аргументы в их защиту. После озаглавливания текстов учащиеся письменно отвечают на вопрос после текста.

Задание 71. Данные начальные фразы текстов позволяют предположить, что первый текст окажется, скорее всего, повествованием, второй – описанием, третий – рассуждением. В первом названы место действия и первое действие – собака залаяла и смолкла; невольно мы ждём продолжения события. Во втором назван предмет и дана его оценка – «преудивительная птичка», поэтому мы ожидаем дальнейшего описания птички, чтобы узнать, в чём её «удивительность». В третьем слова «размышлять» и «почему» сразу подсказывают, что далее пойдёт объяснение того, почему все волка так называют.


Задание 72. Отличается от предыдущих тем, что в нём рассматриваются ситуации, в которых уместен тот или иной тип текста. Предлагаем учащимся привести примеры подобных ситуаций.


Задание 73. Вначале выберем утверждение, которое требует объяснения, – может быть, это фраза: «Другого такого царства не было на земле», а может, фраза: «Жители Весёлого царства всегда смеялись». Затем ищем в тексте объяснения одного из этих утверждений. Тексты рассуждений могут быть такими: «Жители Весёлого царства всегда смеялись, потому что в нём не было ни горя, ни забот»; «Другого такого царства не было на земле, потому что в этом царстве не было ни горя, ни забот, его жители всегда смеялись».


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙV. Итог урока.


4

Благодаря каким трём вопросам рождаются тексты?

Как называют тексты, отвечающие на вопрос «как это было?», о чём в них рассказывается?.. Как называют тексты, отвечающие на вопрос «какой?», о чём в них рассказывается?.. Как называют тексты, отвечающие на вопрос «почему?», о чём в них рассказывается?

Если я спрошу у Андрея: «Какая у тебя собака?» – какой текст получится у него в ответе? А если у Маши я спрошу: «Что произошло на перемене?» – какой ответ получится у неё? Если у Серёжи я спрошу: «Почему ты сегодня опоздал?» – какой текст получится в его ответе?


Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

Кто доволен своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Кто получил сегодня отметку? За что?











ТООУ



V. Домашнее задание.


По усмотрению учителя.



Свежие документы:  Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»



Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.


© ООО «Баласс», 2012

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: