Конспект урока на тему «Ударение»


Тема урока: Ударение

Цели урока:
— систематизировать и уточнить знания об ударении, ударных и безударных гласных;
— сформировать представление о смыслоразделительной роли ударения в словах;
— формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;
— развивать устную и письменную речь;
— воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки

«Проверь себя»

Тип урока: сказочное путешествие.

Ход урока

I.Сообщение темы Мотивация.

1.Организационный момент.

-Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут вы сейчас догадаетесь сами.

2.Чистописание (слайд 2)

(На доске записаны буквы) Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее

-Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.

-Как же его зовут? (слайд 1)

-Запишите по два словарных слова, начинающиеся на каждую из этих букв.

3.Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы с вами узнаем для чего же нужно ударение, какова его роль в речи, будем формировать умение орфоэпически правильно произносить слова;

Ваша задача: быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Хотите узнать, что произошло со словами, которые забыли про ударение?

II. Работа над новым материалом

4. Слушание сказки

-В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие все они полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение и оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: — Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!» Слова, конечно, не поверили.

(слайд 3) Вышел вперёд замок и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким – то Ударением без труда. Ведь ударение – это просто чёрточка!»

Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

— Как вы думаете какое слово получилось? (замок)

-А дальше вот что случилось. Вышли вперёд…(белки) (слайд 4). Читайте сами (дети читают следующее слово).

— «Да мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)

-Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
— Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку… (слайд 5)
— Потом вышли вперёд стрелки и сказали: — «Мы умеем стрелять и сможем защитить себя». Ударение их выслушало и перешло на первый слог.
— Что получилось?(слайд 6 — 7)

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Сложноподчиненное предложение. Совершенствование пунктуационных навыков и умений"

Затем Ударение превратило кружки в кружки, а гвоздики в гвоздики.
— Как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Вывод: Слова поняли, что они не могут жить без Ударения. В каждом слове есть Ударение ( слайд 8).

5. Принц предлагает вам выполнить следующее задание: (слайд 9) Спишите предложения. Поставьте правильно ударение в словах.

Рыбаки на костре варили уху.

Комар подлетел к самому уху.
Собака сидела у ворот и ждала хозяина.

У рубахи вышит ворот.

Вывод: По предложению можно понять о чём идёт речь.

6. (продолжение сказки)

Как — то раз в страну Азбуковедения прилетел злой волшебник.

Навстречу ему вышли гласные буквы. Их — то он и заколдовал. Да

так, что стали они друг на друга похожими.

Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ. А вот те гласные, которых Ударение не коснулось, называют БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ. Они еще заколдованы и ждут своего часа.

Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова:

«Ударение над гласной может сделать букву ясной»

Запомните правило: «Если буква гласная вызвала сомнение

Непременно ты её ставь под ударение.»

7.Задание в тетради: подобрать проверочные слова

Река-…(реки), вода-…(воды), мосты-…(мост), сова-…(совы), коза-..(козы), зима-…(зимы).

8. Упражнение на внимание (самопроверка) (слайд 10)

Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание:

— Я называю слова, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук:

пенал(а), учитель(и), портфель(е), альбом(о), ручка(у), доска(а), тетрадь(а), дневник(и), парта(а).

9. Работа в тетрадях (комментированное письмо) (слайд 11)
— Ребята, а вы хотите увидеть принцессу? Но для этого необходимо правильно выполнить упражнение, и понаблюдать как ударение меняет смысл слов в предложениях. Ребята, которые будут комментировать, не забывайте правило:

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!


Принцесса любит фруктовый ирис. На клумбе зацвёл ирис.
У зайца два длинных уха. В котле варилась уха.
В парке Саша видел белок. В яйце есть белок и желток.
Принц подарил принцессе на праздник гвоздики.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Повторение. Имя существительное"

Сапожник ловко вбивал в каблук мелкие гвоздики.
Стрелки часов показывали полночь.

Метко бьют стрелки из лука.

На своём пути принц увидел сорок резво скачущих сорок.


Самопроверка (слайд 11)


10. Ребята, а принцессу нашу зовут Алёнушка. Давайте её позовём.

Какой слог в её имени мы произнесли под удареним? Оказывается:

Буква Ё всегда стоит в ударном слоге.

В словах с буквой Ё ударение не ставится. (слайд 12)

11. Прекрасная принцесса хочет проверить хорошо ли вы усвоили правила, которые вам преподнёс принц (слайд 13)

Продолжите предложение:

Знак ударение ставится только…(на гласные буквы.)

Слог, который произносится сильнее других, называется… (ударным)

Слог, на который не падает ударение , называется….

( безударным.)

От места ударения иногда зависит…(смысл слова.)

12. Проблемный вопрос:

Если в слове один слог, то ударение ставится или нет?

Если в слове один слог, то ударение не ставится, так как в слове один гласный и произносится он чётко и Ударение уже не превратит его в другое слово (слайд 14).

III. Обобщение изученного материала

(работа по карточке «Проверь себя»)
1.Ударных слогов в слове может быть:
а)сколько угодно; б)один; в)два.
2.В каких словах не ставится ударение:
а)ванна; б)ночь; в)метро; г)крыша.
3.Какая буква обозначает звук, который
всегда стоит под ударением?
а) я; б) ё; в) ю; г) а


IV. Итог урока (слайд 15 — 16)
Солнце село за село
нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
и все его секреты мы раскрыли.

-Что же это за секреты? (Ответы детей)
Ударение ставится если в слове несколько слогов.
Буква Ё всегда ударная.
Любая буква гласного звука может быть под ударением.
Слоги бывают ударными и безударными.
Ударение может изменить смысл слова.


И на прощание принц Ударение даёт вам последнее испытание:
я называю слова, а вы должны изменить ударение.
Хлопок -…, пары-…, мука-…, Поля-…, полки-…, плачу-…,стоит-…


Литература:

1. «Русский язык» Э.С.Сильнова, Н.Г.Каневская, В.Ф.Олейник 2012г, «Генеза»

2. «Русский язык» В.Волина «Учимся играя» 1996г., Екатеринбург



—————————————————————————————

Карточка «Проверь себя»


1.Ударных слогов в слове может быть:
а) сколько угодно;

б) один;

в) два.

2.В каких словах не ставится ударение:
а) ванна;

б) ночь;

в) метро;

г) крыша.

3.Какая буква обозначает звук, который всегда стоит под ударением?
а) я;

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Предлоги"

б) ё;

в) ю;

г) а




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: