Конспект урока по русскому языку «Буквы О-Е после шипящих на конце наречий» 7 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Гурьевска Калининградской области






Конспект урока по русскому языку

в 7 классе

«Буквы О-Е после шипящих на конце наречий»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Коломейчук Елена Витальевна





















г. Гурьевск

2011



Тема: Буквы О-Е после шипящих на конце наречий


Цель: познакомиться с условиями выбора букв О-Е после шипящих на конце наречий; повторить орфограмму О-Е после шипящих в разных частях речи; развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к слову.

Ход урока.


1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вместе с вами продолжим изучать наречие (слайд 1). Нам предстоит побывать в стране Орфографической, в г. Наречие, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов. Дорога предстоит нам дальняя, надо будет повторить орфограмму О-Е после шипящих в разных частях речи, познакомиться с условиями выбора букв после шипящих на конце наречий, показать свои творческие способности. Я хотела бы начать наш урок с притчи. Послушайте!

Притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутыми ладонями и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет: живая, — я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет: мертвая, — я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»!

Так что, ребята, все в ваших руках. Я желаю вам успехов в предстоящей работе. Начнем!

2.Работа с текстом, записанным на доске.

(Ребята, на экране вы видите текст, ниже даны вопросы, на которые вы должны ответить.)

— Прочитайте текст.

— Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает? В чем смысл высказывания Чехова?

— Определите стиль текста. Докажите.

Свежие документы:  О преподавании синтаксиса в старших классах

Задание: Запишите текст, подчеркните наречия. И посчитайте сколько наречий встретилось в тексте. (8)

— Давайте проверим. Поднимите руки те, кто выделил 7 и менее наречий! У кого получилось 8 наречий? Назовите их. Как вы определили, что это наречия? (По вопросу!)

3.Повторение предыдущего материала.


— Ребята, а какие части речи вы еще знаете? (Ответы учащихся) Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи пригодится вам при выполнении следующего задания нашего урока. Посмотрите на экран (слайд 3). На экране появилось задание – расшифровать данную схему. Это задание вы должны выполнить в парах, подумайте вместе со своим соседом и объясните правило написания О-Е в словах разных частей речи.

4. Изучение нового материала.

Задание: графически объясните выбор гласной после шипящей в корне, суффиксе, окончании (слайд 4).

Прокомментируйте записанное. Проверяем вместе с компьютером!

— У нас появились еще 2 слова (хорошо жить, блестяще ответить), нам нужно определить какие пропущенные буквы нужно написать в данных словах. Но сначала ответьте мне на вопрос, к какой части речи относятся данные слова? (Наречие)

— Назовите разряд наречий (Обстоятельственные).




— А кто может сказать, какие буквы нужно писать после шипящих в данных наречиях?

— Давайте проверим вашу формулировку правила с материалом учебника на с. 111. — Допишите данные слова и слово-исключение в тетрадь.

5. Закрепление.

А) Работа с учебником.

Упр. 241(2 чел-ка у доски).

— Те, кто закончил работу, составьте 2 простых предложения с любым из слов, докажите, что оно простое.

Физминутка.

Б) Отгадайте загадки.

На экране вы видите 6 загадок (слайд ). Отгадки – слова с шипящей. Отгадайте слово и объясните орфограмму.

1. Он – отросток боковой,

Вырос и молчок.

Никогда густой листвой

Не шумит… (сучок)

2. Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок,

Музыканта звать… (сверчок)

3.На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке-

Породы ежовой (Крыжовник).

4.Вкус его, как у конфет,

Но у него начинки нет,

В фольге он плиткою лежит.

На что сластена так глядит? (Шоколад)

5.У иголочки шажок

Называется …(стежок)

6.Горбат, не носит одежонок,

Живет в пустыне…(верблюжонок)

В) Творческая работа.

Мы подошли к следующему заданию: «Исправь ошибки!». Я предлагаю вам выступить в роли учителей: записать и исправить ошибки в словах, которые вы видите на доске (слайд).

Свежие документы:  Урок развития речи по теме: «Речевое общение (7 класс)

Инструктажом, пропажой, ношой, неуклюжо, певуче, моржом, блечтяще, стужой, свежо, тушонка, печом, горячо, грущей, медвежёнок, речонка, ещо.

Г) Задание: замените фразеологизм наречием.

1) как с гуся вода (все нипочем); 2) в три ручья (горько, безудержно); 3) во весь дух (быстро, усердно); 4) кот наплакал( мало); 5) засучив рукава (усердно).

6. Выводы по уроку.

— Когда после шипящих на конце наречий пишется О-Е? (Давайте еще раз прочтем данное правило в учебнике)

— Я думаю, что вы без труда справитесь с домашним заданием.

7. Домашнее задание: § 40, упражнение 243.

8. Итог урока.









Список использованной литературы


1. С. Шадрина. Русский язык. 7 класс: Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.– М.: «Учитель», 2008

2. Горашова Н. Г. Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» – М.: «Экзамен», 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://openclass.ru





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: