Конспект урока подготовки к сочинению на лингвистическую тему с презентацией, 9 класс


МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа № 94





















УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему










Автор:

Морозова Любовь Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ открытой (сменной)

общеобразовательной школы № 94

города Ярославля













Ярославль

2013


Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Цели для обучающихся

-усвоение структуры сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,

алгоритма написания сочинения на лингвистическую тему

Цели для учителя

предметная (обучающая): обеспечение условий для отработки приёмов написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

метапредметная (развивающая): развитие умения учащихся выстраивать логическую цепочку: тезис — аргументы — вывод;

личностная (воспитательная): воспитание средствами урока чувства уверенности в своих силах.

Тип урока

урок формирования коммуникативной компетенции (развития речи)

Форма урока

урок-практикум

Домашнее задание к уроку

повторно проанализировать демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов ГИА по русскому языку и оценить свою готовность к выполнению заданий ГИА в листах самоанализа (справлюсь, не справлюсь, возможно…)

Домашнее задание после урока

написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (по тексту диагностической работы).


Ход занятия

1. Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).


— Совсем недавно у нас проводилась диагностическая работа по русскому языку в формате ГИА. Она показала, что нам предстоит ещё серьёзно потрудиться, чтобы сдать экзамен. Самые большие трудности возникли при выполнении части 3 (задания С2). Многие из вас эту часть работы не выполняли. Но написать сочинение на лингвистическую тему всё-таки можно и нужно, иначе вы можете не набрать необходимое количество баллов на экзамене по русскому языку. Сегодня я в очередной раз попытаюсь вас убедить в том, что эта часть экзаменационной работы не так уж сложна для любого из вас. Но от вас, конечно, требуется желание с ней справиться.

2. Актуализация субъектного опыта и пробное учебное действие (слайд 2)

  1. актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировка соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация затруднений в индивидуальном выполнении пробного учебного действия.


-Что вы знаете о структуре сочинения-рассуждения? (открываем тетради и находим таблицы).

-Сколько частей должно быть в вашем сочинении на лингвистическую тему?

-Что значит слово «лингвистический»? (слайд2)

-Какие термины вы можете использовать в качестве примеров в своём сочинении?

3. Выявление места и причины затруднения (слайд 4)

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.


-К сожалению, некоторые из вас не привели в своих сочинениях ни одного примера языкового явления. Не нужно этого бояться, даже если не всё получается. Сейчас мы вспомним некоторые из языковых явлений, которые вы можете упоминать в своих сочинениях. Внимание! Первое задание – словарный диктант из лингвистических терминов:

Имя прилагательное, эпитет, грамматика, морфология, фразеологизм, метафора, олицетворение, лексическое значение, синоним, антоним.

Взаимопроверка (образец написания терминов на слайде 4) с занесением результатов в оценочный лист (см. в приложении).

  • Найдите слово с чередующейся гласной в корне (задание А 5).

  • Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв (задание А 4).

  • Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв (задание А 4).

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (слайд 3)

На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

-Как видите, все термины хорошо знакомые вам. Сегодня на занятии вам нужно

усвоить структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

научиться применять алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему (слайд 3).


5. Реализация построенного проекта (слайд 5)

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

-Работать мы будем с теми же текстами, которые у вас были на пробном экзамене 18 апреля, поэтому знакомство с ними не займёт у нас время. Итак, перед вами ваши работы с текстами для анализа и алгоритм работы над сочинением (слайд 5). Первое, что мы делаем, — находим в предложенном высказывании ключевые слова и подчёркиваем их. Вспоминаем, что они обозначают.

1 вариант – прилагательные, часть речи;

2 вариант – запас слов, правильно соединять, точно выражать мысли;

3 вариант – язык художественной литературы, богатство языка;

4 вариант – грамматика, связывает слова, необходима для выражения смысла.

-К какой группе тем относятся высказывания? Ищем в своих таблицах, если ещё не определили (1 вариант — морфология, 3 вариант — средства выразительности, 2 и 4 варианты — лексика и грамматика).

6. Закрепление с комментированием во внешней речи (слайды 6, 7, 8, 9, 10)

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

-Во второй графе таблицы ищем языковые явления, о которых можно писать. Перечислите их.

А теперь ищем в своих текстах имена прилагательные и подчёркиваем. Игра «Кто больше?»


Контрольно-обучающая игра «Конструктор». На парте фрагменты 3 сочинений разных типов. Составить из них 3 связных работы. Взаимопроверка, выставление отметок в оценочные листы.

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (слайд 11)

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

-Напишите доказательную часть сочинения-рассуждения по высказыванию Евгения Николаевича Ширяева: «Язык художественной литературы с наибольшей полнотой раскрывает богатство нашего языка, его неисчерпаемую красоту» (из 3 варианта работы), используя следующие примеры:

  1. сравнение;

  2. эпитет.

Взаимопроверка и оценивание.

8. Включение в систему знаний и повторение (слайд 12)

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.


Чтение и обсуждение нескольких работ (по желанию учащихся).

— Итак, мы прошли ещё раз тот же путь, что на пробном экзамене. Ещё раз чётко выделим основные моменты, о которых необходимо помнить при написании сочинения на лингвистическую тему (структура – 4 части, объём – не менее 70 слов, наличие двух примеров из текста с указанием их роли).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке и подведение итогов урока (слайд 13)

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

-Своё новое представление о сочинении на лингвистическую тему вы можете передать в синквейне. (Составление синквейна о сочинении. Взаимопроверка и оценивание).

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».
 ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

10. Домашнее задание (слайд 14)

Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (по тексту диагностической работы).



Приложение

Раздаточный материал

Примеры сочинений (в разрезанном виде для обучающей игры «Конструктор»)

___________________________________________________________________________________________________

1 вариант

Я согласна с высказыванием Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательные – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Действительно, прилагательные называют самые разные признаки предметов и явлений. Обратимся к тексту Юрия Марковича Нагибина.

Во-первых, в предложении 13 прилагательные конкретизируют описание, помогают представить разнообразие камней на диком пляже, которые ищет герой: «маленький», «овальный», «прозрачно-розовый», «покрупнее», «бесформенный», «глухой», «прозрачный».

Во-вторых, прилагательные нередко употребляются в переносном значении и становятся образными определениями – эпитетами, которые делают описание ярче и выразительнее. Так, в предложениях 12 и 45 прилагательное «кошачьи» в сочетании с существительным «глаза» позволяет представить «девчонку», которая заинтриговала героя рассказа Ю.М. Нагибина.

Таким образом, В.В. Виноградов совершенно прав.

(107 слов)


___________________________________________________________________________________________________



2 вариант

Я согласна с высказыванием Светланы Ивановны Львовой: «Для общения недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно ещё и уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства». Действительно, слова в словосочетании и предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Приведём примеры из текста Юрия Марковича Нагибина.

Во-первых, слова в каждом предложении соединяются при помощи предлогов и окончаний. Например, в предложении 2 четырнадцать слов. Если поставить все эти слова в начальную форму и написать через запятую, то получится бессмыслица. Предлоги «со», «в» и «по», а также падежные окончания связывают эти слова в предложение, выражающее законченную мысль о походе в горы.

Во-вторых, в каждом предложении есть знаки препинания, которые помогают понять смысл написанного. Так, запятыми выделяется вводное слово «казалось» в предложении 24, которое выражает неуверенность, предположение говорящего.

Таким образом, С.И. Львова совершенно права.

(134 слова)



Языковые средства и их функции в тексте



Тема

Языковые явления для аргументации

Роль явлений в тексте


1

Лексика и фразеология


Многозначные слова, стилистически окрашенная лексика, лексика активного/ пассивного запаса (архаизмы, историзмы), лексика с точки зрения происхождения, лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), фразеологизмы, синонимы, омонимы, антонимы, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы

Разговорная и просторечная лексика – средство речевой характеристики героя или средство выражения авторской оценки.

Синонимы помогают избежать повторов, служат для связи, уточняют, конкретизируют.

Устаревшая лексика – для воссоздания колорита эпохи, для придания речи оттенка торжественности и взволнованности, для создания комического эффекта.

Фразеологизмы афористично, кратко и емко выражают мысль, выражают авторскую оценку изображаемого


2

Лексика и грамматика


Словосочетания и их связи, предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, однородные члены, обособленные члены, вводные слова и предложения, обращения, разные типы СП, прямая и косвенная речь, диалог, риторические вопросы и восклицания, синтаксический параллелизм, анафора, инверсия, парцелляция, многосоюзие и бессоюзие, градация

Однородные члены создают образ…

Вводные конструкции показывают последовательность, выражают оценку достоверности, авторское отношение.

Обращение – средство речевого этикета, речевой характеристики.

Риторическое обращение усиливает выразительность текста.

Вопросительные предложения формулируют проблему, над которой размышляет автор, привлекают читателя к совместному размышлению.

Простые предложения называют факты, события, явления, а сложные выражают отношения между событиями.

3

Морфология


Части речи, указанные в теме-цитате и их роль в тексте

С помощью существительных автор показывает многообразие мира живой природы…

Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы…

4

Синтаксис и пунктуация

Словосочетания и их связи, предложения по цели высказывания и эмоц.окраске, однородные члены, обособленные члены, вводные слова и предложения, обращения, разные типы СП, знаки препинания

Абзац – отделение друг от друга реплик на письме, отделение на письме отрезков монологического текста (выделение новой мысли или с целью выразить новое чувство). Знаки бывают выделительные, разделительные, завершающие.

5

Человек и его язык (речь)


Обращения, восклицательные и вопросительные предложения, уменьшительно-ласкательные суффиксы, наличие средств выразительности, вежливых слов, фразеологизмов, нормативное построение конструкций, разнообразие лексики и синтаксиса

-выразить эмоции;

-привлечь внимание;

-обратить внимание на подтекст;

-подчеркнуть отношение;

-речь лучше всего характеризует человека: его ум, характер и душевный мир;

-речь выражает чувства героя и показывает уровень воспитанности и характер.


6

Средства художественной выразитель-

ности


Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, риторические (стилистические) фигуры речи

-позволяют донести до читателя нужный смысл;

-позволяют нам легко представить события;

-служат для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности;

-ярко, оригинально, незабываемо изображают вещи и события.



Оценочный лист

ФИ выполняющего____________________ ФИ проверяющего_______________________

Задания

Количество баллов

Замечания проверяющего

  1. Словарный диктант



  1. Примеры из текста

«Кто больше?»



  1. Игра «Конструктор»



  1. Фрагмент сочинения



  1. Синквейн







Синквейн (рефлексия)

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.



Сочинение

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.


Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.


Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.


Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.






Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (по тексту своего варианта диагностической работы).







Список информационных источников

  1. Диагностическая работа № 2 по русскому языку. 9 класс. — МИОО СтатГрад . 28.02.2013.

https://4ege.ru/trening-gia-russkiy/3344-diagnosticheskaya-rabota-2-po-russkomu-yazyku-9-klass.html

2. Официальный сайт ФИПИ.

http://www.fipi.ru/

3. Капканы ЕГЭ и ГИА.

http://капканы-егэ.рф/

4. По уши в ГИА.

http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

5. Целевой семинар «Эффективные методики и формы организации при подготовке обучающихся 9-х классов к ГИА по русскому языку в 2013 году». — Ярославль: Городской центр развития образования, 2013.




















_________________________________________

_________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Слово и его лексическое значение. Письмо слогов с буквами Ф, ф»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: