Конспект урока руссго языка по теме: «Предлоги. Производные и непроизводные» 7 класс


ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»














Конспект урока русского языка по теме:


«Предлоги. Непроизводные и производные, простые и составные»

(второй урок в серии уроков, посвящённых изучению темы «Предлог как часть речи»)


7 класс








Подготовила:

Винникова Лидия Васильевна,

учитель русского языка и литературы














город Костанай

2014 г.


Тема: Предлоги. Непроизводные и производные, простые и составные.

Цель: — формировать представления о предлоге как служебной части речи, научиться разграничивать самостоятельные и служебные части речи; познакомиться с непроизводными и производными предлогами;

— развивать умения логически излагать свои мысли;

— содействовать нравственному воспитанию.

Тип урока: комбинированный.

МТО: учебник, доска.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему.  Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в старших классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема  сегодня – мы узнаем немного позже,  прежде вспомним, что изучили  на прошлом уроке.

  1. Актуализация знаний.

Из числа наиболее сильных учеников выбирается экспертная комиссия статистов. Пока класс работает в парах, статисты знакомятся с направленностью их деятельности. (см. Приложение 1)

1 этап (подготовительный)– работа в парах. Каждая пара получает листочек с теоретическим материалом. Данный материал учащиеся должны хорошо изучить и составить по нему вопрос (записать на листочке). (См. Приложение 2)

2 этап (фронтальный опрос) – учитель задаёт вопросы классу, заранее составленные по предложенному ученикам материалу.

3 этап (углубленный) — работа в группах. Учащиеся формируют группы, в которых рассматривают имеющийся у них материал, знакомятся со своими вопросами и ответами на них.

4 этап (закрепляющий) – ученики сдают свои листочки с вопросами. Учитель опрашивает класс по данным вопросам.

После всех этапов статисты приводят данные подсчета: сколько человек было готово отвечать на 2-м и 4-м этапе.

  1. Создание проблемной ситуации.

На доске записаны предложения:

Среди сосен и берёз открылась поляна.

Школа находится напротив парка.

— Определим, какой частью речи являются слова  «среди» и «напротив».

— Можем ли мы задать к ним вопрос? (нет)

— Являются ли они членами предложения? (нет, они относятся к другим словам)

— Какова задача этих слов в предложениях? (служат для выражения зависимости существительных от глагола).

— Какая это часть речи? (предлог).

-Что же такое предлог? Что это за часть речи? (предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других, выражает связи и отношения между знаменательными словами)
— В чем необычность этих предлогов от привычных нам? (их строение, они похожи на слова самостоятельных частей речи).

Итак, тема сегодняшнего урока: «Классификация предлогов».

Цель урока: — познакомиться с классификацией предлогов, научится разграничивать предлоги и омонимичные им части речи.

  1. Усвоение новых знаний.

1) Классификация по структуре:

(на доску вывешиваются три картинки – домики)

Проблемная ситуация – определите, какие бывают предлоги по структуре, свой ответ аргументируйте.

(на доске картинки: 1) небольшие домики, стоящие отдельно друг от друга; 2) такие же небольшие домики, но уже соединённые между собой мостиками; 3) большие дома с различным постройками)

  • Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на, перед, при и другие;

  • сложные (состоят из двух простых, соединённых дефисом): из-под, из-за, по-над и другие;

  • составные (состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличие от, в связи с и другие;

Первичная проверка понимания: распределить слова-предлоги в три столбика.

От, в продолжение, под, из-под, без, несмотря на, через, из-за, в течение.

2) Классификация по происхождению.

* непроизводные

* производные

— Попробуем самостоятельно объяснить разницу между этими видами. (учащиеся приводят свои версии)

— Познакомимся с материалом учебника (с. 160 – 161).

— Как вы поняли данный материал?

  1. Закрепление.

Задание: распределите предлоги в две группы: производные и непроизводные. Определите классификацию предлогов по структуре. (выполняет ученик у доски)

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при.

Упражнение 373 (устно)

  1. Подведение итогов урока.

— Какую тему мы сегодня разбирали?

— Что вам было известно о классификации предлогов ранее?

— Что вы узнали нового?

  1. Домашнее задание.

§47, 48 (самостоятельное изучение), упражнение 380.

Творческое задание: — лингвистическая сказка о предлогах;

— красочный плакат о предлогах.











Список использованной литературы


1. Э.Сулейменова, О.Алтынбекова, Г.Мадиева. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных школ. 3-е издание. – Алматы: Атамұра, 2012

2. Э.Сулейменова, О.Алтынбекова, Г.Мадиева. Русский язык. Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательных школ. 3-е издание. – Алматы: Атамұра, 2012



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=predlog

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B3

















Приложение 1.

Стати́стика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Статистик – специалист, занимающийся обработкой и изучением количественных показателей развития общественного производства и общества, их состояния и изменения.

Ваша задача: подсчитать данные об ответах учащихся на каждом этапе работы.


Приложение 2

Предло́г — служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного).

Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения.

Предлоги обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.

Предлог как часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов.

В течение XIX—XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения — объективные, причинные, целевые и т. д.

В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.

Часть предлогов совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения.

Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи).

Пространственные предлоги выражают пространственные отношения, помогают отвечать на вопросы где? куда?, откуда?: в вокруг, около, из-за, над.

ВременнЫе предлоги выражают временнЫе отношения, помогают отвечать на вопросы когда? до каких пор? с каких пор?: за, на, к, перед, по.

Объектные предлоги выражают объектные отношения, помогают отвечать на вопросы косвенных падежей: в, за, над, к.

Причинные предлоги выражают причинные отношения, помогают отвечать на вопросы почему? по какой причине?: из-за, от, по, ввиду.

Целевые предлоги выражают целевые отношения, помогают отвечать на вопросы зачем? С какой целью?: для, за, на, под.

Предлоги способа и образа действия выражают способ действия, помогают отвечать на вопросы как? каким образом?: в, без, на, по.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Твердые и мягкие согласные"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: