конспект урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок пре-,при-«


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Зареченская средняя общеобразовательная школа»

Ростовского района Ярославской области











Конспект урока по русскому языку
в 6 классе

«Правописание приставок пре-,при»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Анохина Наталья Владимировна











г. Советский
2014



Открытый урок по русскому языку в 6 классе
«Правописание приставок пре-, при-»

Цель:
Познавательная: дать сведения о закономерности употребления приставок пре-, при-;
Развивающая: создание ситуации для развития внимания мышления, памяти, развитие орфографической зоркости учащихся;
Воспитательная цель: формирование на уроке общеучебных умений и навыков, включающих воспитание трудолюбия, старательности, настойчивости, ответственности, дисциплины.

Оборудование: учебник; мультимедийная презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: коммуникативная, информационно-коммуникационная

Методы и педагогические приёмы: проблемно-поисковый, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (Ребята должны были вспомнить правописание изученных ранее приставок)


3.Фронтальный опрос

-Что такое приставка? (часть слова)

— Для чего нужна приставка? (приставка образует новые слова)

4.Работа с доской

-Можно ли утверждать, что у приставок есть лексическое значение?

Итак, приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

5.Игра «Третий лишний» (слайд )


А почему эти слова оказались «лишними» ? − Можете ли вы объяснить правописание приставок в этих словах?

Нет, так как это правило мы еще не изучали. И именно приставки ПРИ- и ПРЕ- относятся к 3-й группе

Давайте сформулируем и запишем тему урока.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ (слайд)
Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?



6.Почему же эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными?

По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам

Прежде всего научимся узнавать их в лицо.

(слайд )

Выпишите только те слова, которые относятся к теме нашего урока.(ученик у доски работает и после проверки всем классом выделяем орфограмму, пока без значения в скобках)

  • пробежать

  • прибежать

  • прекрасный

  • запретный

  • приподнять

  • надорвать

  • преграда (Работа с толковым словарем)

  • прадедушка

  • рассеянный

  • приморский

  • пришить


Молодцы! Справились с заданием. Ну а прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хотела бы вас познакомить с нашим помощником. Это карандаш. Он очень любит русский язык и любит сочинять маленькие стихотворения на правила орфографии, чтобы ребята лучшее поняли материал. И Карандаш приготовил вам напутственное слово(слайд)

Что же может означать приставка ПРИ- ? Сейчас мы с вами об этом узнаем.

Самый первый и самый легкий случай объясните сами. (слайд)

Какое значение есть у слов: пришел, приехал, прискакал, приплыл− С какой приставкой написаны все эти слова?

Учащиеся делают первый вывод:

(слайд 7)ВЫВОД:Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ- Закрепление полученных знаний. (слайд «Стихотворение Карандаша»)

Работа в тетрадях и на доске.

(слайд 8)Запишите слова, обозначающие:

приближение, птицы, черепахи;

(слайд 9)Учитель. Приходить, приближаться могут не только живые существа. О мысли говорят: пришла в голову, о догадке – придумал, а еще припомнил, приснилось.



А теперь давайте посмотрим на следующий слайд ( слайд 10)
− Какое слово не имеет значения
приблизился?

Пришел, прибежал, приклеил, приплыл.
С какой приставкой написано это слово?

Люди часто присоединяют друг к другу разные вещи. Что только они не придумали для такой работы! Образуйте слова со значением присоединить от данных словосочетаний

  • (слайд)с помощью веревки (ПРИвязать)

  • с помощью молотка (ПРИбить)

  • с помощью иголки (ПРИшить)

  • с помощью клея (ПРИклеить)

  • с помощью кнопок (ПРИколоть).



Учащиеся делают второй вывод:

В словах со значением присоединения всегда пишется приставка ПРИ

Учитель.

Многие предметы присоединяются к чему-либо не обязательно при помощи веревки или клея.

Все, что движется, стремится к какой-то цели, в конце концов с о е д и н яе т с я с ней.

Вставьте в предложения нужные слова.

  1. Самолет пошел на посадку и благополучно ….

  2. Когда лодка прикасается к берегу, говорят, что она …

  3. Когда корабль останавливается у пристани, говорят, что он …

Слова с такими значениями продолжают появляться в языке. Например, когда наш космический корабль впервые благополучно опустился на поверхность Луны, возникло слово прилунился.


(слайд №14)– Приблизиться, присоединиться можно очень ненадолго, слегка, не насовсем. Слова с этим значением тоже пишутся с при-. И обозначают неполноту действия.



(слайд ) (УСТНО)Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.


Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка коснулся, ненадолго лёг, ненадолго сел.
Делаем вывод (слайд 16). Читаем стихотворение (слайд)


Работа с учебником (выпишите из упражнения №188 все словосочетания, в которых приставка соответствует данному значению, выделите орфограмму по образцу )

(слайд )− А как можно назвать:



  • площадь у вокзала,

  • канаву при дороге − …

  • огород при усадьбе − …

  • поселок при городе − …

  • участок при школе (слайд )

  • (слайд 21)Вывод: В данном случае приставка при обозначает нахождение около чего-то, близость, смежность (слайд 22) (Записать общий вывод в тетрадь)

    ПРИ-

  • приближение;

  • присоединение;

  • неполнота действия;

  • близость; смежность.



Все было бы хорошо с приставкой ПРИ- , если бы не было приставки ПРЕ-. Но она есть, и давайте при помощи приставки ПРЕ- образуем новые слова: (слайд 23)

  • очень добрый – предобрый,

  • очень скверный − прескверный,

  • очень светлый – пресветлый,

  • очень добрый − предобрый,

очень хорошенький − прехорошенький.

(слайд)− Вы сами убедились: ПРЕ- − значит «очень». НО! Есть еще и второе значение… понаблюдаем. Определите, в каких словах нет приставки ПРЕ- с таким значением:

  • предобрый

  • пресветлый

  • прерывающийся

  • престарелый

  • преступный

  • преградить

Подумайте, какое значение имеет приставка ПРЕ- в этих словах. Объясните лексическое значение данных слов.



Вывод: Приставка ПРЕ- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-.(слайд )

Подведение к общему выводу ( ребята должны устно сформулировать правило).

Тест с последующей взаимопроверкой.
Сочинение-миниатюра на тему «Пришкольный парк» с использованием словосочетаний:

Пр…школьный парк,
пр…слушиваюсь к тишине,
пр…коснулся к ветке дерева,
пр…бежала пр…милая белочка,
пр…белый снег
и последующим объяснением написания приставок.

Подведение итогов.
Домашнее задание




Список использованной литературы


  1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. -2-у изд.,М.: Просвещение,1994.-124с.

  2. Русский язык. 6 класс. Учебник.  Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.  2010,М




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://russkiy-na-5.ru/





Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Домашние животные и птицы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: