Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для учащихся старших классов


МБОУ СОШ №39 г. Смоленска

Учитель русского языка и литературы

Костюченко Любовь Григорьевна


Контрольно-измерительный материал по русскому языку

в старших классах



Пояснительная записка

Предоставленный материал предназначен для учащихся 10-11классов общеобразовательных учреждений для качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку и к написанию итогового сочинения в 11классе.

Статья содержит комплексные анализы текстов и диктанты, составленные по произведениям Валентина Распутина. Материал адресован учителям-словесникам с целью оказания практической помощи учителю в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической и пунктуационной грамотности и общей культуры школьников.

Составляя контрольно-измерительный материал, автор старался учесть современные требования, предъявляемые к итоговым урокам по русскому языку. Это прежде всего реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков грамматических понятий, их классификации и т.д.); формирование умений практического владения родным языком (его орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами), умения четко, ясно выражать свои мысли; воспитание чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи.









Комплексный анализ текста№1

1.Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, перед собой? 2. Где набрала она вины для такого стыда?

3. До чего легко, способно жить в счастливые дни и до чего горько, окаянно в дни несчастные! 4.Почему не дано человеку запасать впрок одно, чтобы смягчать затем тяжесть другого? 5. Почему между тем и другим всегда пропасть? 6. Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда назначали тебе судьбу? 7.Зачем ты с ней согласился? 8. Зачем ты не задумавшись дал отсекать себе крылья именно тогда, когда они больше всего необходимы, когда требуется не ползком, а летом убегать от беды?

9. Настена гребла и с покорным смирившимся чувством соглашалась с тем, что происходило: так, видно, надо, это она и заслужила… 10.Доверь непутевому человеку после одной его жизни вторую, все равно не научится жить. 11. До чего тихо, спокойно в небе. 12.А вчерашней ночью было жутко; боязно, когда глаза совсем ничего не различают в темноте, мерещится, что вот-вот что-то случится. 13. Правду ли говорят, что звезды со своей вышины видят под собой задолго вперед?14. Где они ее, Настену, разглядели за этой ночью, что они чуют?15.Слабенькие сегодня звездочки — куда им задолго?

16. Она гребла смутившись непривычными и непосильными праздными мыслями удивляясь что душа тщится отвечать им.

17. На душе от чего-то было тоже празднично и грустно, как от протяжной старинной песни, когда слушаешь и теряешься, чьи это голоса — тех, кто живет сейчас, или кто жил сто, двести лет назад. 18.Смолкает хор, вступает второй… 19. И подтягивает третий…

20. Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить.

(В. Распутин «Живи и помни»)



Задания по тексту

Фонетика

1.Указать количество звуков и букв в словах чувством, ночью.

Морфология

1.Указать части речи в 16 предложении.

2.Выписать из12 предложения служебные части речи

Синтаксис

1. Указать предложение(-ия) с обособленными обстоятельствами.

2. Указать количество простых предложений в 9 предложении.

3. Из 11 предложения выписать словосочетания, указать вид связи.

4. Расставить недостающие знаки препинания.

Творческие задания

Ответить на вопросы:

1.Что ведет Настену к самоубийству?

2.Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

3. Какие нравственные уроки преподает нам повесть «Живи и помни»?











Контрольный лист к тексту №1

Фонетика

1.Чувством (чуствам) – 8букв, 7звуков; ночью (ночйу) — 5букв, 5звуков.

Морфология

1. Она(местоимение) гребла(глагол), смутившись(деепричастие) непривычными(прилагательное) и(союз) непосильными(прилагательное) праздными(прилагательное) мыслями(существительное), удивляясь(деепричастие), что(союз) душа(существительное) тщится(глагол) отвечать(глагол) им(местоимение).

2. Служебные части речи (12 предложение): союзы (а, когда, что); частица (не); предлог (в).

Синтаксис

  1. 8,16.

  2. 1) Настена гребла и с покорным, смирившимся чувством соглашалась с тем, 2) что происходило: 3)так, видно, надо, 4) это она и заслужила…

3. Спокойно (где ) в небе; тихо (где?) в небе — (управление).

4. Проверить знаки препинания:

Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?

До чего легко, способно жить в счастливые дни и до чего горько, окаянно в дни несчастные! Почему не дано человеку запасать впрок одно, чтобы смягчать затем тяжесть другого? Почему между тем и другим всегда пропасть? Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда назначали тебе судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем ты, не задумавшись, дал отсекать себе крылья именно тогда, когда они больше всего необходимы, когда требуется не ползком, а летом убегать от беды?

Настена гребла и с покорным, смирившимся чувством соглашалась с тем, что происходило: так, видно, надо, это она и заслужила… Доверь непутевому человеку после одной его жизни вторую, все равно не научится жить. До чего тихо, спокойно в небе. А вчерашней ночью было жутко; боязно, когда глаза совсем ничего не различают в темноте, мерещится, что вот-вот что-то случится. Правду ли говорят, что звезды со своей вышины видят под собой задолго вперед? Где они ее, Настену, разглядели за этой ночью, что они чуют?

Слабенькие сегодня звездочки — куда им задолго?

Она гребла, смутившись непривычными и непосильными, праздными мыслями, удивляясь, что душа тщится отвечать им.

На душе от чего-то было тоже празднично и грустно, как от протяжной старинной песни, когда слушаешь и теряешься, чьи это голоса — тех, кто живет сейчас, или кто жил сто, двести лет назад. Смолкает хор, вступает второй… И подтягивает третий…

Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить.

(В. Распутин «Живи и помни»)


Творческие задания

1. Что ведет Настену к самоубийству?

Возможный ответ:

В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение. Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

2. Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу после ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не только среди читателей нашей страны, но и очень скоро получила европейское признание.
«Живи и помни» — это книга не только о жизни главных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драматических периодов истории – в годы войны.
Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

3. Какие нравственные уроки преподает нам повесть «Живи и помни»?

Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.













Диктант

Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?

До чего легко, способно жить в счастливые дни и до чего горько, окаянно в дни несчастные! Почему не дано человеку запасать впрок одно, чтобы смягчать затем тяжесть другого? Почему между тем и другим всегда пропасть? Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда назначали тебе судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем ты, не задумавшись, дал отсекать себе крылья именно тогда, когда они больше всего необходимы, когда требуется не ползком, а летом убегать от беды?

Настена гребла и с покорным, смирившимся чувством соглашалась с тем, что происходило: так, видно, надо, это она и заслужила… Доверь непутевому человеку после одной его жизни вторую, все равно не научится жить. До чего тихо, спокойно в небе. А вчерашней ночью было жутко; боязно, когда глаза совсем ничего не различают в темноте, мерещится, что вот-вот что-то случится. Правду ли говорят, что звезды со своей вышины видят под собой задолго вперед? Где они ее, Настену, разглядели за этой ночью, что они чуют?

Слабенькие сегодня звездочки — куда им задолго?

Она гребла, смутившись непривычными и непосильными, праздными мыслями, удивляясь, что душа тщится отвечать им.

На душе от чего-то было тоже празднично и грустно, как от протяжной старинной песни, когда слушаешь и теряешься, чьи это голоса — тех, кто живет сейчас, или кто жил сто, двести лет назад. Смолкает хор, вступает второй… И подтягивает третий…

Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить. (В.Распутин)



Грамматические задания

1вариант

1.Найти в тексте, записать в транскрипции слово, где букв больше, чем звуков.

2.Выполнить словообразовательный анализ слов: жутко, слабенькие, удивляясь.

3. Морфологический разбор деепричастия.

4.Синтаксический разбор 2-го предложения (1абзац).

2 вариант

1.Найти в тексте, записать в транскрипции слово, где звуков больше, чем букв.

2. Выполнить словообразовательный анализ слов: задолго, звездочки, задумавшись.

3.Морфологический разбор причастия.

4.Синтаксический разбор 5-го предложения (2абзац).



















Комплексный анализ текста №2

1. Ночь была теплая и тихая, и, наверно, в другом месте — темная, но

здесь, под огромным надречным небом, проглядная и сквозная. 2. Было тихо, но в этой сонной и живой, текущей, как река, тишине легко различались и журчание воды на верхнем, ближнем мысу, и глухой и неверный, как от ветра в деревьях, шум переката далеко на левом чужом берегу, и редкие мгновенные всплески запоздало играющей рыбы. 3. Это были верхние, податливые слуху звуки, звуки Ангары, услышав, распознав которые, можно было услышать и звуки острова: тяжкий, натужный скрип старой лиственницы и там же глухое топтание пасущихся коров, сочную, а в деревне — непрестанное шевеление всего, что живет на улице, — куриц, собак, скотины. 4. Но и эти звуки были для Хозяина громкими и грубыми, с особенным удовольствием и особенным чутьем прислушивался он к тому, что происходит в земле и возле земли: шороху мыши, выбирающейся на охоту, притаенной возне пичуги, сидящей в гнезде на яйцах, слабым замирающим ихам качнувшейся ветки, которая показалась ночной птице неудобной, дыханию взрастающей травы.

5. Выскочив из норы и прислушавшись, привычно осознав все, что творится кругом, с той же привычной неспешностью Хозяин повел свой путь по острову.6. Он не держался одной дороги, сегодня мог бежать левой стороной, а завтра правой, мог с половины земли, откуда-нибудь от сосновой рощи, повернуть назад, а мог добежать до конца или даже пробраться на Подмогу и часами оставаться там, проверяя и ее жизнь, но никогда он не пропускал деревню. 7. Чаще всего всякие изменения происходили в ней. 8. И хоть предчувствовал Хозяин, что скоро одним разом все изменится настолько, что ему не быть Хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился. 9.Чему быть, того не миновать.10. Еще и потому он смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать. 11. Он последний. 12. Но пока остров стоит, Хозяин здесь он.

(В. Распутин «Прощание с Матерой»)



Задания по тексту

Фонетика

1.Из 9-го предложения выписать слово(а), где количество букв и звуков не совпадает.

Словообразование

  1. Разобрать по составу слова: выскочив, выбирающейся.

Орфография

1.Выписать по 3слова с орфограммами в приставке, корне.

Синтаксис

1. Предложение №7 разбить на словосочетания, указав виды связи.

2.Указать предложение с обособленным определением.

3. Указать вид придаточного в предложении №5.

Творческие задания

1. Кого автор подразумевает под образом Хозяина?

2. Назовите образы-символы повести В. Распутина «Прощание с Матерой». С какой целью вводит автор образы-символы? Обоснуйте свой ответ.

3.Что символизирует прощание с Матёрой для жителей острова?

4.Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную в «Прощании с Матерой»?







Контрольный лист

Фонетика

  1. Из 9-го предложения выписать слово(а), где количество букв и звуков не совпадает

Быть (быт,) – 4буквы,3звука; миновать (минават,) – 8букв,7звуков.

Словообразование

  1. Разобрать по составу слова: выскочив, выбирающейся.

Вы-скоч-ив; вы-бир-а-ющ-ей-ся.

Орфография

1.Выписать по 3слова с орфограммами в приставке, корне.

Орфограммы в приставке:

1) Различалась, распознав (правописание приставок, оканчивающихся на согласные з-,с-);

2) Неверный (слитное и раздельное написание не с прилагательными);

3) Прислушивался (правописание приставок пре- при-).

Орфограммы в корне:

1) Шевеление (безударная гласная в корне);

2) Выбирающейся (безударная чередующая гласная в корне бер-, бир-);

3) Замирающим (безударная чередующая гласная в корне мер-, мир-).

Синтаксис

  1. Предложение №7 разбить на словосочетания, указать виды связи.

1) Изменения всякие (согласование);

2) Чаще всего (примыкание);

3) Происходили в ней (управление).

2.Указать предложение с обособленным определением.

4.

3. Указать вид придаточного в предложении №5.

СПП с придаточным изъяснительным.

Творческие задания

Ответить на вопросы:

1.Кого автор подразумевает под образом Хозяина?

Возможные ответы:

Образ Хозяина — дух, домовой Матеры.

2. Назовите образы-символы повести В. Распутина «Прощание с Матерой». С какой целью вводит автор образы-символы? Обоснуйте свой ответ.

Один из традиционных символов жизни – дерево — Старая лиственница— «царский листвень» — является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие — бензопила- не могут справиться с ним. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни, конец дней Матеры. Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами. С этим образом связан и образ Хозяина — духа, домового Матеры. Главный же символ является уже в самом заглавии.

Существительное прощание, образованное от глагола проститься. Остров Матера и одноименная деревня, находящаяся на нем, для писателя и для многих персонажей произведения — одушевленные лица. Матера — живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. для её жителей она — первооснова, «стержень», на котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.

А Матера  образовалось от слова матерый , что означает

Матерый — 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

 Все эти значения реализуются в тексте повести. Матера полна сил, крепка, опытна («какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение) и … неисправима, да, именно неисправима: нельзя на ней жить не по совести, не задумываясь о смысле бытия.

2) Слово Матера семантически связано со словом мать. Суффикс -ер- в русском языке указывает на название лиц по действию. Следовательно, Матера — это лицо, чье назначение быть матерью. Матера для всех её жителей родная, первоосновная. «И тихо, покойко лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра?»

3) Матёра — часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже — вечности.

3.Что символизирует прощание  с Матёрой для жителей острова?

Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием во все века накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет «утопленниками», что символизирует нравственную, духовную смерть этих людей.

4.Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную в «Прощании с Матерой»?

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом…». Но надежда все же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине…»

Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Народ, как показывает писатель, требует «все нетерпеливей и яростней» от каждого нового поколения, чтобы оно не оставило без надежды и будущего все «племя людей». Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.







Литература

1.Распутин В.Г. Живи и помни. Повести.- Горький: Волго-Вятское книжн. из-во,- 1985

2. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. «Молодая гвардия», — 1980.

3.Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина (М.; Русское слово) 10-11классы, М.- «ВАКО» — 2012

4. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, — М.: ВАКО, 2008.





Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Смысловые группы наречий"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: